Родительское собрание на тему "Пойми меня, мама..."
консультация (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Мотовиловский детский сад»
Региональный конкурс методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций
ПОЙМИ МЕНЯ, МАМА!
Номинация «Мы нужны друг другу на Земле»
Конспект родительского собрания
Работу выполнила:
Третьякова Ольга Александровна,
воспитатель МБДОУ «Мотовиловский детский сад»
2014
Цели родительского собрания:
- Развивать интерес родителей к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
- Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательную деятельность.
- Развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях.
- Способствовать формированию доброжелательного отношения между родителями и детьми, педагогами и детьми, основанного на доверии.
Участники: воспитатель, родители
Предварительная работа:
- Родителям незадолго до собрания предложить написать мини-сочинение о своем ребенке на тему «Мое ты солнышко!», проиллюстрировав его фотографией ребенка.
- Оформить плакат (или интерактивную доску) с цитатами, высказываниями известных людей (приложение № 1).
- Оформить приглашение на собрание, подготовить тесты для родителей, оформить помещение, приготовить фоновую музыку.
Ход родительского собрания
- Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители!
А знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!» - ответит почти каждый родитель. Действительно, это мы, родители, знаем своего ребенка с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы помогаем им изучить окружающий мир, утешаем в трудных ситуациях…
Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. Большинство родителей храбро сражаются с разбросанными по комнате игрушками и гневными криками «нет, нет!», они вкладывают в детей время, силы и средства, им ничего не жалко для своих детей: хорошей еды, одежды, дорогих игрушек. Но, несмотря на благие намерения, многие родители бывают разочарованы поведением своих детей. Дети получают двойки в школе, огрызаются и не слушаются, спорят и капризничают. Они ленятся, не хотят работать по дому, грубят старшим. Родители, имеющие самые добрые намерения, вправе спросить: «Почему наши дети столь непослушны, если мы изо всех сил старались их воспитать?» И возможно, пройдет еще лет 10-15, и родители обнаружат в лице собственного ребенка абсолютно незнакомого человека. Закономерно возникают вопросы: «Знаю ли я своего ребенка? Понимаю ли, что он думает, чувствует? Все ли я делаю так хорошо, как кажется? Действительно ли я оказываю своему ребенку ту помощь, в которой он нуждается, двигаясь по своему жизненному пути?» Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня.
- Изучение родительских мини-сочинений.
А вот и наши детки! Ведущая зачитывает выдержки из мини-сочинений родителей (приложение 2).
Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово самое сладкое, ласкающее слух ребенка с рождения? Конечно, это его имя. Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы в них видеть, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них.
Перед вами на столах цветок ромашки с лепестками. Представьте, что это ваш малыш – нежный, цветущий. Напишите на сердцевине цветка имя вашего ребенка, а на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища.
(Дается 2-3 минуты для заполнения цветка).
Мы дарим вам цветок имени вашего малыша. Пусть он хранится в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а значит, и часть истории семьи.
- Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»
Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей). Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! Но возможно ли это? Психолог Владимир Львович Леви писал: «Мир ребенка – маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная… Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет только рядом, живет своей жизнью… Не забыл ли ты, что ребенок – не твое продолжение в том узком смысле, который ты в это вкладываешь, не актер твоего спектакля, не кукла? Не забыл ли, что это живая душа, которую ты не знаешь, тайна вселенская, которую не постиг?»
Поэтому всем нам нужно стараться просто быть ближе к ребенку, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т.д.
- Игра «Верно - неверно».
А сейчас мы с вами, подобно нашим детям, немного поиграем. Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо участники знают своих детей. Правила игры: я буду задавать вам вопросы, на которые уже ответили ваши дети. Количество совпадений будет подсчитывать жюри (приложение 3).
- Тест «Какой вы родитель?»
Вот они какие, наши дети! А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на вопрос: «Какой же я родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
- Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
- Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)
- Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
- И в кого ты такой уродился? (2 балла)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
- Ну на кого ты похож? (2 балла)
- Я в твои годы… (2 балла)
- Ты моя опора и помощник. (1 балл)
- Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
- О чем ты только думаешь? (2 балла)
- Какой ты у меня умница! (1 балл)
- А как ты считаешь? (1 балл)
- У всех дети как дети, а ты… (2 балл)
- Какой ты сообразительный! (1 балл)
Теперь подсчитайте общее количество баллов:
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Этот тест, конечно, лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих!
- Беседа «Осторожно – конфликт!»
Но что же иногда мешает нам понять своего ребенка? Почему возникают конфликты и ссоры? Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь их конструктивно решать, не теряя доверия. Главная цель родительского воспитания – помочь ребенку стать самостоятельным человеком, способным управлять своим поведением. Слишком часто мы используем наказания и критику. Мы ругаем его, читаем ему нравоучения и наклеиваем на него ярлык «плохой», пытаясь исправить его. Однако такое наказание редко приводит к исправлению, оно только унижает ребенка. Принимать другого человека таким, какой он есть, значит любить его. Когда ребенок чувствует себя любимым, это способствует умственному и физическому развитию и является целебной силой: ребенок может задуматься о том, что ему нужно в себе изменить. Благожелательное отношение побуждает ребенка раскрывать все свои возможности, но это отношение нужно демонстрировать таким образом, чтобы ребенок ощутил его. Иногда для этого достаточно незатейливых фраз: «Я понимаю, что ты хочешь сказать», а часто бессловесные сообщения или «язык тела» - жесты, позы, выражения лица, интонация голоса – оказываются понятнее и красноречивее слов. Недовольная гримаса, тяжкий вздох, громкое хлопанье дверью могут рассказать о чувствах без всяких слов. В общении важно все.
Неспособность родителей к общению со своим ребенком лишает их взаимопонимания, доверия, накапливаются обиды, ссоры, конфликт поколений затягивается. Снова хотелось вспомнить слова В.Л. Леви:
«Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные. Подавленные – вылезают, как крысы, из щелей памяти; принимают вид невроза, отравляют любовь…
Не зарывайся в сиюминутность – остерегись утерять большие ценности в погоне за меньшими. Бойся сужения сознания! Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших отношений, ребенок понесет их с собою и дальше как мешок с отравляющими веществами, будет терзать душу себе и другим. Окончит то-то, станет тем-то, добьется того-сего – но если ценой утраты жизнерадостности, ценой потери души?..
Ты хочешь своему ребенку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен, требователен, иначе нельзя… Но спроси себя, где кончается «ему (ей) это хорошо, это нужно» и начинается субъективное: «я этого хочу»? Твоя воля – страшная воля властвовать, подменять собою судьбу?..»
- Советы воспитателя родителям.
Приглашение к общению открывает дверь для взаимопонимания, но родителям нужно знать, как держать ее открытой. Для этой цели лучше всего подходит такой прекрасный навык, как активное слушание. С помощью активного слушания можно не только получить информацию, но и узнать об истинных чувствах ребенка, скрывающихся за его словами, что несравненно важнее. Этот метод следует применять в тех случаях, когда родитель по внешним признакам замечает, что его ребенок столкнулся с какой-то проблемой или находится в эмоциональном смятении. Слушающему родителю необходимо сообразить, какие чувства скрываются за словами, а затем сформулировать чувства ребенка, чтобы не осталось никаких недоразумений. Когда вам кажется, что вы поняли суть дела, изложите проблему своими словами, чтобы ваш собеседник подтвердил, что вы правильно его поняли. Если вы неправильно истолковали чувства ребенка, он, скорее всего, скажет: «Нет, я не это имел в виду» и поправит вас. Иногда необходимо мягко прощупать настроение малыша, чтобы понять, какие чувства скрываются за его словами. Здесь помогут мягкие вопросы и фразы типа «расскажи мне об этом поподробнее».
По мере того, как ребенок будет все глубже подходить к существу той проблемы, с которой столкнулся, вы должны сдерживать свое побуждение решить проблему за него или подсказать ему, что нужно делать. Нужно лишь помочь сформулировать проблему. Помочь ему понять, как справиться с негативными эмоциями в позитивном ключе. Ваш ребенок усвоит, что можно без опаски говорить с вами о своих чувствах, а вы установите с ним прочные взаимоотношения. Вот несколько примеров, когда родители понимают, что такое активное слушание.
Пример 1.
Ребенок: «Катя взяла мою книгу и спрятала ее. Она так сильно разозлила меня, что я готова ее ударить!»
Родитель: «Ты из-за этого сильно расстроилась. Я понимаю, как неприятно, когда у тебя что-то берут и прячут».
Ребенок: «Еще бы».
Пример 2.
Ребенок: «С тех пор как Миша уехал, играть стало не с кем. Мне целый день нечем заняться. Так скучно!»
Родитель: «Я вижу, как ты скучаешь по Мише. Да, грустно расставаться с лучшим другом и понимать, что рядом нет никого, с кем можно было провести время».
Ребенок: «Еще бы, это просто ужасно, и мне никогда не удастся найти такого друга, как Миша».
В каждом из приведенных примеров мы видим, как родители правильно распознали чувства ребенка.
- Упражнения на активное слушание.
А теперь, уважаемые родители, давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций с помощью метода активного слушания. (Воспитатель предлагает родителям разобрать ситуации).
Ситауция 1.
Владик: «Мама, мама, ты мне нужна (начинается плач). Иди сюда!»
Мама: «Мне кажется, ты чем-то расстроен».
Владик: (все еще хныча): «Я хочу, чтобы сегодня ночью ты побыла со мной в комнате».
Мама: высказывания родителей.
(«Ты расстроен из-за того, что тебе придется спать одному? Иногда действительно страшно остаться одному в темной комнате»).
Действительно, когда Владик узнал, что мама правильно понимает и принимает его чувства, он успокоился. Понимание подействовало на него лучше, чем любые взрослые доводы, к которым мама могла бы прибегнуть.
А вот несколько типичных реплик менее деликатного родителя: «Немедленно прекрати плакать, Владик! Тебе абсолютно нечего бояться» (отрицание его чувств), или «Только малыши бояться темноты. Тебе сколько лет?» (унижение), или «Глупо бояться темноты, сын. Здесь нет никаких монстров и призраков. Немедленно прекрати капризничать!» (отрицание чувств и приказ, кстати, невыполнимый. Нет такой матери, которая смогла бы заставить Влада перестать бояться).
Ситуация 2.
Вероника: «Как я жалею, что у меня есть сестра! Она умеет только ябедничать!»
Мама: высказывания родителей.
И в этом случае необходимо вникнуть в ситуацию и избавить девочку от чудовищной ревности, нежели, отрицая чувства ребенка, ответить: «Вероника! Какие ужасные вещи ты говоришь!»
Вместе с тем активное слушание не является методом, помогающим подтолкнуть ребенка к вашей точке зрения как к правильному ответу. И это не должен быть метод вытягивания информации из ребенка, манипулирования им. Дети это чувствуют и считают унижением. Вы лишь пытаетесь понять, что чувствует ваш ребенок, ставите себя на его место. Выслушивайте своего ребенка, маленького человечка, выражающего удивление, любопытство и рвение. Слушайте его голос ушами, глазами и сердцем! Подарите малышу величайший подарок: самого себя. Сделайте ваш дом местом обмена идеями и мыслями, чтобы никто не боялся быть униженным или осмеянным. Тогда ваши дети начнут разговор о всевозможных проблемах, которые они до этого никогда с вами не обсуждали, и ваш дом станет местом их роста и развития.
- Итог собрания.
Воспитатель. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверцу в мир детской души. Нам с вами предстоит еще много узнать о наших детях.
А эту встречу мне хотелось бы закончить словами С. Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство. Понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой. Потому что я его люблю. Я люблю его и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем».
Приложение 1.
Дураков среди детей не больше, чем среди взрослых. Януш Корчак.
Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит. Януш Корчак.
Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. В.А. Сухомлинский.
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. В.А. Сухомлинский.
Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму. Но их должны окутывать в атмосферу. Приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…
А.П. Чехов.
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уальд.
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек.
Приложение 2.
«Мой сынок очень ласковый и заботливый мальчик…» (о Саше);
«Доченька – как звездочка, светлый и добрый человечек» (об Алле);
«Мой сын очень активный, подвижный и добрый» (о Ване);
«Наш сын очень любознательный, маленький почемучка» (об Артеме);
«Дочка очень чуткая и добрая девочка, всегда придет на помощь…» (о Вике);
Наша девочка – необычный ребенок, иногда забавная, иногда капризная, но каждый день разная!» (о Маше).
Приложение 3.
Ребенок/мама | сказка | мультфильм | занятие | игрушка |
Ваня | «Колобок» | «Человек-паук» | Кататься на велосипеде | Борщ |
Саша | «Теремок», «Репка» | «Скуби-Ду» | Конструктор | Жареная картошка |
Маша | «Колобок» | «Лунтик», «Смешарики» | Рисовать | Хлопья с молоком |
Вика | «Три поросенка» | «Клуб Винкс» | Играть с куклами | Сосиски, чупа-чупс |
Артем | «Баба-Яга» | «Трансформеры» | Гулять с папой | Каша рисовая, суп |
Алла | «Дюймовочка» | «Маша и медведь» | Раскраски | Торт |
ЛИТЕРАТУРА
- Ван Пелт Н. Искусство быть родителем: пер. с англ. – Заокский: «Источник жизни», 2008. - 352 с.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей / Владимир Леви. – М.: Клуб 36’6, 2013. – 416 с.
- Маховская О. Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить / Ольга Маховская. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с.
- Суслова А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. –
2-е изд., испр. И доп. – Л.: Лениздат, 1991. – 220 с.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: пособие для психологов и специалистов дошкольного образования / Т.И. Чиркова. – Н.Новгород: НИРО, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - чаепитие «Зачем нужна мама?». Консультации и памятки для родителей.
Подготовка:1. предложить мамам показать детям сказку «Заюшкина избушка на новый лад»2. изготовление с детьми приглашений3. подготовка грамот и призов для мам4. оформление портр...
родительское собрание на тему "Папа, мама, я - читающая семья"
Родительское собрание в нетрадиционной форме...
Родительское собрание на тему:"Папа,мама,я-читающая семья"
интеллектуальная семейная развлекательная программа...
Конспект родительского собрания на тему: "Зачем мама ребёнку нужна?"
Задачи: познакомить родителей с цитатами из книги Никитина "Мама или детский сад", привлечь родителей к обсуждению вопросов, касающихся воситния детей в дошкольном возрасте, используя дляэтогориготовл...
Родительское собрание "Побудь со мною мама!"
Родительское собрание для родителей подгототовительной к школе группы....