Главные вкладки

    Темперамент ребенка и воспитание
    консультация по теме

    Макарова Ирина Валерьевна

    "Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях" К.Д. Ушинский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Детская психология24.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Если вы затрудняетесь назвать тип темперамента ребёнка, то можете ответить на вопросы теста и определить тип темперамента. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000

    ВОПРОСЫ

    Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

    А) легко включается в работу;

    Б) активно действует;

    В) действует спокойно, без лишних слов;

    Г) действует робко, неуверенно.

    Как реагирует ребёнок на замечание взрослого?

    А) говорит, что больше так делать не будет;

    Б) бурно реагирует на замечания

    В) выслушивает молча;

    Г) обижен, переживает

    Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

    А) быстро, с жаром, прислушивается к мнению других;

    Б) быстро, со страстью, но других не слушает;

    В) медленно, спокойно, но уверенно;

    Г) с большой уверенностью.

    Как ведёт себя в непривычной обстановке /в кабинете врача, заведующей и др./?

    А) легко ориентируется, активен;

    Б) активен, проявляет повышенную активность;

    В) спокойно рассматривает окружающее;

    Г) робок, растерян

    Результаты:

    Если преобладают ответы:

    «а» - вы имеете дело с сангвиническим типом;

    «б» - с холерическим;

    «в» - с флегматически;

    « г» - с меланхолическим типом темперамента.

    Ребенок-холерик – как воспитывать ребенка-холерика

    Капризы, истерики, агрессия и вспыльчивость малыша могут быть следствием его темперамента. Непростое это дело – воспитывать ребенка-холерика! Хотя сложности бывают с детьми любого темперамента. Но какие особенности следует учитывать родителям холерика?

    Пример из литературы: Карлсон

    Качества, характеризующие тип нервной системы: сила, неуравновешенность, подвижность.

    С одной стороны ребенок-холерик...

    активный, энергичный, понятливый, решительный, целеустремленный, настойчивый, общительный, речь выразительна и убедительна.

    С другой стороны ребенок-холерик...

    не сдержан, вспыльчив, агрессивен, злопамятен, подвержен частой смене настроений, авторитарен.

    Поведение ребенка-холерика

    Холерик заметен уже в раннем детстве: он кричит по поводу и без, бурно реагирует на наказания, запреты, с трудом засыпает. Ребенок-холерик быстро устает от деятельности, ему быстро все надоедает, хочется новых впечатлений, видов активности. Часто ссорится, озорничает и задирает других детей. Разговаривает быстро, отрывисто, эмоционально. Стремителен и резок в движениях. Энергичен, нетерпим к мнению, которое отличается от его собственного. Быстро схватывает новую информацию, также быстро ее забывает. Чувствует себя уверенно даже в непривычной обстановке - хорошо развиты адаптивные механизмы. Любит, когда у него есть зрители (ждет от них одобрения и восхищения). Круг общения широк.

    Как воспитывать ребенка-холерика?

    Следует направлять энергию, которой малыш переполнен, в мирное русло (придумайте вместе интересное увлечение).

    Нельзя допускать перевозбуждения нервной системы ребенка. Для этого необходимо чередовать подвижные игры со спокойными занятиями и действиями.

    Ребенку-холерику не хватает усидчивости. Поэтому учите его доводить начатое до конца.

    Не позволяйте себе кричать и грубо обходиться с малышом. Ребенок-холерик ответит тем же! Завести его всегда легче, чем успокоить! На частые эмоциональные взрывы и истерики ребенка реагируйте по возможности спокойно и рассудительно. Объясняйте ребенку, что его поведение лишь усугубляет ситуацию.

    Покажите крохе, что считаете его мнение важным. Спрашивайте его мнения, позволяйте делать выбор.

    Займите малыша спортом. Легкая атлетика, плавание, теннис помогут направить неуемную энергию ребенка в нужное русло, а избыток агрессии исчезнет, поскольку расходуется на достижение спортивных результатов.

    Ребенок-сангвиник

    Как и все остальные типы темперамента, сангвинический имеет свои позитивные и негативные характеристики. Какие? И как все эти особенности учитывать при общении и воспитании малыша?

    Пример из литературы: Буратино (из сказки «Золотой ключик»).

    Качества, характеризующие тип нервной системы: сила, неуравновешенность, подвижность.

    С одной стороны ребенок сангвиник...

    активен, подвижен, доброжелателен, хорошо адаптируется к новым условиям, увлечен делом, общителен, излучает оптимизм и жизнерадостность, выразительно говорит, является лидером.

    С другой стороны ребенок сангвиник...

    неусидчив, ненадежен, рассеян, ненастойчив, не целеустремлен, непостоянен, совершает не обдуманные поступки.

    Покладистый и рассудительный ребенок-сангвиник обожает заводить новые знакомства, с радостью ждет поездки в новые места. Малыша увлекает все то, что еще не изведано им. Поэтому он может пытаться делать сразу несколько дел, что приводит не к самым высоким результатам. Часто бросает занятие. Быстро и легко схватывает информацию. Малыши любят, когда ими восхищаются. Считается, что сангвиникам свойственно самолюбование. Если ребенок чувствует, что он нравится новому человеку, то он проявит доброжелательность в ответ. Сангвиник легко входит в любой коллектив, быстро адаптируется в новой обстановке. Ему все дается легко, а если и подстерегает неудача, то и ее малыш переживет легко. Речь сангвиника выразительна, правильно поставлена. Малыш-сангвиник реагирует на наказания спокойно, не конфликтует, не запоминает обиды. Легко и без уговоров засыпает, спит крепко всю ночь.

    Как воспитывать ребенка-сангвиника

    Помогите малышу научиться держать слово, доводить дело до конца. Напоминайте о невыполненных обещаниях, а также о брошенных занятиях.

    Общайтесь с ребенком на равных. Позволяйте крохе выбирать, каким способом он будет достигать ту или иную поставленную перед ним цель.

    Выбирайте хобби или дополнительные занятия с учетом интересов малыша. Если занятие не будет увлекательным для ребенка, он придет в уныние.

    Ребенок-флегматик

    Дети-флегматики, пожалуй, самые «удобные» (если такой термин вообще применим к человеку). Однако они спокойны, миролюбивы, уравновешены. О чем еще могут мечтать родители? Иногда им хочется, чтобы малыш выполнял задания хоть немного быстрее! Так и хочется его подстегнуть! Ребенок-флегматик требует особого подхода.

    Пример из мультфильмов: бегемотиха Глория («Мадагаскар»).

    Качества, характеризующие тип нервной системы: сила, уравновешенность, инертность.

    С одной стороны ребенок-флегматик...

    терпелив, устойчив к стрессам, способен к концентрации, миролюбив, рассудителен, обязателен, целеустремлен.

    С другой стороны ребенок-флегматик...

    пассивен, малоподвижен, инертен, упрям, консервативен, не способен принимать решения.

    Ребенок-флегматик

    Флегматики очень упрямы - об этом Вам скажут родители таких малышей, ведь они отчаялись переубеждать их. Зато дети-флегматики спокойны и невозмутимы. Они спокойно обходятся без сверстников и взрослых зрителей. Любят есть одно и то же изо дня в день, трудно привыкают к новым блюдам. Не любят спать на новом месте. С трудом адаптируются к детскому саду. Мало разговаривают, тяжело идут на контакт с незнакомыми, друзей у них мало, но зато они проверены временем! Запоминает новую информацию медленно, но качественно. Малыш-флегматик усидчив, кропотлив, вынослив, способен к выполнению монотонных и однообразных занятий. Медлительный и обстоятельный флегматик с трудом принимают решения, однако если решение принято, они его не меняют. Дети-флегматики миролюбивы, избегают конфликтных ситуаций, уходят от соревновательности. Споры и дискуссии - не для них, разговаривают флегматики тихо, неторопливо, используют простые слова, не задействуют мимику и жесты. Не могут быстро поменять деятельность, на предстоящие события настраиваются долго и готовятся к ним обстоятельно. Откладывают дела на потом, поэтому все выполняют в последний момент. Быстро и легко засыпает, спит спокойно, просыпается постепенно (какое-то время ходит недовольный).

    Как воспитывать ребенка-флегматика

    Не торопите и не подгоняйте ребенка. С появлением в семье ребенка-флегматика темп жизни должен несколько измениться. Такому малышу требуется чуть больше времени на выполнение любых дел.

    Учите ребенка выполнять задания и делать дела вовремя, не откладывая их на потом. Напоминайте ему о том, что еще предстоит сделать до завершения задания.

    Не соревнуйтесь с ребенком, не просите его делать задания на скорость. Не сравнивайте его темпы с темпами товарищей. Не ругайте его и не высмеивайте за медлительность и осторожность.

    Часто хвалите ребенка, поощряйте активность.

    Не давайте ребенку возможности засиживаться за одним и тем же делом.

    Давайте ребенку возможность принимать решения самому, держать слово, проявлять инициативу.

    Помогите крохе социализироваться: посещайте с ним места, в которых он сможет найти друзей.

    Выбирая спортивные занятия, отдавать предпочтение следует плаванию, легкой атлетике или шахматам.

    Ребенок-меланхолик

    Грустный, плаксивый малыш, которого легко обидеть и трудно развеселить может оказаться меланхоликом. Как с ним общаться и как воспитывать?

    Пример из литературы: Пьеро (из сказки «Золотой ключик»).

    Качества, характеризующие тип нервной системы: слабость, неуровновешенность, инертность.

    С одной стороны ребенок-меланхолик...

    чувствителен, способен к сочувствию, сердечен, доброжелательность, мягкость в обращении с окружающими

    С другой стороны ребенок-меланхолик...

    крайне раним, застенчив, не уверен в себе, своих поступках и действиях, замкнут, инертен, излишне пассивен, страдает от заниженной самооценки.

    Ребенок-меланхолик и его особенности

    Малыша-меланхолика может расстроить и вывести из себя любая мелочь. В раннем возрасте меланхолики плаксивы, трусливы, привязаны к родителям. По мере взросления малыши становятся стеснительными, ранимыми и обидчивыми. Дети меланхолики склонны к грусти, на их глазах часто можно видеть слезы, они постоянно переживают обиду, несправедливость, другие потрясения. Очень трудно входят в коллектив, никогда не занимают лидерские позиции, замкнуты в себе. Наказание, недоброе слово или даже взгляд могут расцениваться ребенком-меланхоликом как трагедия. Не любит перемен, теряется в новых условиях, суетлив. Запоминает информацию с трудом, рассеян, постоянно отвлекается, быстро устает. Утомляемость провоцирует плохое настроение. Если малыш с нетерпением ждал вечера, когда к нему придут гости, но утомился в течение дня, во время визита он будет капризным. Нерешителен в действиях, разговаривает тихо, неуверенно, но грамотно. Из таких чувствительных натур вырастают художественно одаренные люди.

    Как воспитывать ребенка-меланхолика

    Кричать на такого малыша, ругать, критиковать нельзя! Такие ситуации - это сильнейший стресс для ребенка.

    Чаще проявляйте любовь, внимание и тепло. Такого ребенка невозможно перехвалить!

    Не акцентируйте внимание ребенка на грустных событиях.

    Не дразните ребенка, не критикуйте его характер (особенно на людях).

    Хвалите за любые проявления самостоятельности, активности.

    Не давайте ребенку сложных заданий.

    При выборе дополнительных занятий ориентируйтесь на интересы ребенка, подумайте о художественной школе, музыкальных занятиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Темперамент ребенка и воспитание

    Стендовый материал для родителей...

    Семинар - практикум «Особенности темперамента ребенка и взаимодействие с ним»

    Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует требованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались ...

    Темперамент ребенка и воспитание. Что должны знать родители?

    Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй  — спокойн...

    Консультация «Темперамент ребенка и взаимодействие с ним»

    Цель: выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.Задачи: 1) Рассмотреть общ...

    Темперамент ребенка и детский сад

    Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца....

    Темперамент ребенка и воспитание

    Разница в темпераментах между взрослыми и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять ребенка, направить, рассчитать его на...