Темперамент ребенка и воспитание
консультация

Левина Жанна Викторовна
Разница в темпераментах между взрослыми и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_rebenka_i_vospitanie.docx147.59 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент ребенка и воспитание

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав непоседу, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Разница в темпераментах между взрослыми и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Темперамент характеризует устойчивые, присущие человеку от рождения черты. Его свойства накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми.

Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

К темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями. Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.

Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов и особенностями воспитания.

C:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\Флегматик.pngC:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\MALISH_small_(43-1,2,3,4)_001_09.jpg

  • Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.
  • Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.
  • Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.
  • Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.
  • Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.
  • Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.
  • Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.
  • Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Рекомендации по воспитанию:

1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, чтением интересных книг.

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

C:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\Сангвиник.png

  • Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок.  Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.C:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\MALISH_small_(43-1,2,3,4)_001_06.jpg
  • С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.
  • Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей.  Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.
  • Ребенок, обладающий сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный.
  • Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Рекомендации по воспитанию:

1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

                                  C:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\меланхолик.pngC:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\MALISH_small_(43-1,2,3,4)_001_03.jpg

  •  Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.
  •  Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.
  •  Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.
  • Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.
  • У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Рекомендации по воспитанию:

1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика.  Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через сказкотерапию, песочную терапию и др. способами.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

                        C:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\холерик.pngC:\Users\309\Desktop\Для работы\!2018-2019\Мероприятия с моим участием, семинары, разработки 18-19\3 НОЯБРЬ\В газету Калейдоскоп ноябрь 2018\MALISH_small_(43-1,2,3,4)_001_122.jpg

  • Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.
  • У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.
  • Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.
  • Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.
  • Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.
  • У детей-холериков мгновенно меняется настроение.
  • Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Рекомендации по воспитанию:

1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы — неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.

Известные холерики: А. В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

 Следует отметить, что не бывает одного чистого типа темперамента. Как правило, один или два типа являются ведущими, а качества других типов так же присущи, но проявляются в меньшей мере.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темперамент ребенка и воспитание

"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях" К.Д. Ушинский...

Темперамент ребенка и воспитание

Стендовый материал для родителей...

«Как учитывать темперамент ребенка в процессе воспитания и обучения»

Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого-педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого – обеспечит...

Темперамент ребенка и воспитание. Что должны знать родители?

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй  — спокойн...

Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания

Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитанияПорой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания,...

Консультация для родителей- Темперамент ребенка и воспитание

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рва...

Презентация "Темперамент ребенка. Особенности воспитания"

В презентации описаны особенности темперамента детей дошкольного возраста. Даны рекомендации по воспитанию...