Главные вкладки

    Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное учреждение

    «Детский сад «Улыбка»

    Сценарий родительского собрания

    во второй младшей группе №8

    на тему:

    «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»

    Подготовила воспитатель:

    М.А.Мартынова

    г. Жиздра, Калужская обл., 2013г.

    Тема: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей».

    Цель: освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

    Данная цель реализуется с помощью следующих задач:

    1. освещение результатов анкетирования «ребенок и книга»;
    2. знакомство с понятием «сказкотерапия»;
    3. знакомство с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления детей;
    4. практическое апробирование данной методики;

    Форма собрания: семейная гостиная.

    Оборудование: проектор, экран, ноутбук. Презентация на тему: "Сказкотерапия как один из нетрадиционных методов оздоровления организма", магнитная доска, куклы для настольного и пальчикового театра, а также для магнитной доски и маски различных сказочных героев.

    Приглашенные: учитель-логопед.

    Предварительная работа: собрание на тему "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности", анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга», разучивание с детьми стихотворений о важности чтения, подготовка презентации по теме собрания.

    Повестка родительского собрания:

    1. Выступление учителя-логопеда на тему: «Возможности сказкотерапии в логопедической работе»;
    2. Освещение результатов анкетирования «Ребенок и книга»;
    3. Знакомство родителей с нетрадиционными методами работы со сказкой, используемые воспитателями в работе с детьми.

    Ход собрания:

    Часть 1. Вступительная.

    (СЛАЙД  №1) Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в нашей семейной гостиной, где продолжаем изучать удивительный мир сказки.

    На прошлой нашей встрече мы говорили о том, что чтение сказок позволяет не только знакомить детей традициями своего народа, но и способствует развитию мышления, воображения, речи, а также помогает воспитывать в детях нравственные качества, такие как благочестие, бескорыстие, милосердие, самопожертвование, уважение, любовь к ближнему и многие другие.

    Также мы обсуждали как важно для становления личности ребенка именно чтение книги в кругу семьи, во время которого возникает удивительное чувство родства, близости, взаимопонимания и доверия между родителями и детьми.

    К сожалению, в современном мире все меньше времени родители уделяют своим детям, и все чаще дети остаются наедине с телевизором или компьютером. Именно телевидение и Интернет становятся основным источником информации для детей, ценностные установки которых  еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана, стирается. Это приводит к развитию бездуховности, эгоизма, бездушия и жестокости.

    Часть 2. Анализ анкет.

    На прошлом собрании мы попросили вас заполнить анкеты на тему «Ребенок и книга», целью которой было выявление отношения в вашей семье к семейному чтению и разработка дальнейшего пути сотрудничества по организации литературного образования дошкольника.

    В опросе приняли участие 19 семей. Каковы же результаты данного анкетирования?

    26% опрошенных семей воспитывают одного ребенка, 69% - двух детей и 5% - трех. Все опрошенные семьи имеют домашнюю детскую библиотечку, в которой насчитывается в среднем 15-17 книг.

    В основном предпочтения родители отдают сказкам и стихотворным произведениям, что вполне правильно, учитывая возраст детей.

    47% родителей читают детям каждый день.

    На вопрос как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку? 32% родителей ответили 1-2 раза в месяц, 47% родителей покупают книги редко и 21% - не ответили на данный вопрос.

    (СЛАЙД №2) Примечательно, что 79% семей не посещают библиотеку с ребенком, 5% ходят в библиотеку изредка и всего лишь 16% опрошенных семей постоянно пользуются услугами районной детской библиотеки.

    (СЛАЙД №3) Что касается детей, то 58% задают вопросы после прочтения книги, что является естественным, так как через книгу ребенок узнает об окружающем мире, об отношения между людьми, о человеческих проблемах и о путях их решения. 21% детей задают вопросы, но редко, что можно объяснить многими причинами, среди которых такие: произведение не подходит для возраста ребенка, поэтому не понятен смысл текста; или в момент прочтения книги ребенок не настроен на слушание, так как занят другими делами или просто нет настроения. 21% опрошенных семей ответили, что ребенок не задает вопросы после прочтения книги, что объясняется особенностями развития речи.

    На вопрос – «Какова по-вашему роль книги в развитии детей? – 42% ответили - «огромную», «важную», «значимую», большинство родителей (58%) ответили, что книга влияет на познавательное, речевое и эмоциональное развитие.

    Часть 3. Знакомство с темой собрания.

    (СЛАЙД №4) Сегодня мы поговорим о том, как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития.

    Тема нашей встречи будет звучать так: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей». Мы ставим перед собой следующую цель: освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

    Что же такое сказкотерапия? И как мы применяем ее для решения педагогических задач?

    (СЛАЙД №5) Существует множество определений данного термина. Мы с вами будем пользоваться следующим: «сказкотерапия» - «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром».

    (СЛАЙД №6) Как мы уже отметили – именно потребность в движении, является одной из основных физиологических потребностей детского организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как средства оздоровления детского организма.

    Эффективность выполнения дошкольниками физических упражнений значительно улучшается, если их выполнение происходит на позитивном эмоциональном фоне, которое в частности может обеспечить использование фольклорных произведений, таких как загадки, пословицы, потешки, стихи, сказки, прибаутки, считалки, скороговорки и другие. Однако включение фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения следующих требований: детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а прибаутки, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т. п. - должны отвечать возрастным особенностям.

    (СЛАЙД №7) Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Такие занятия помогают  решать множество скрытых учебных задач.

    Поскольку занятия предполагают работу с маленькими детьми, то нам необходимо следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому при разработке занятий учитываются возрастные особенности детей, занятия строятся с учетом интеграции всех образовательных областей (социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, музыка, физкультура, безопасность и труд). (СЛАЙД №8) На занятиях используются различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления организма:

    (СЛАЙД №9) - упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

    (Слайд №10) - дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему);

    (Слайд №11) - мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

    (Слайд №12) - артикуляционная гимнастика (направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата);

    (Слайд №13) - двигательные упражнения, для развития физических способностей детей;

    (Слайд №14) - массаж и самомассаж для стимуляции  биологически активных точек организма;

    (СЛАЙД №15) - пальчиковая гимнастика и продуктивные виды деятельности (направлены на развитие мелкой моторики рук).

    (СЛАЙД №16) Но в основе всего этого лежит работа со сказкой: чтение и анализ сказки; перессказывание сказки; ее иллюстрирование и инсценирование, сочинение. (СЛАЙД №17)

    (Слайд №18)

    Часть 4. Практическая часть.

    Я предлагаю сегодня построить нашу работу на практическом апробировании данной методики. То есть, мы попытаемся вам показать как еще можно использовать сказку в работе с детьми. Для примера возьмем сказку В.Сутеева «Кораблик».

    1. Чтение сказки.

    Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

    Пришли на речку.

    — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

    — Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

    — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

    Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

    Стали думать. Думали-думали и придумали.

    Пошел Цыпленок и принес листочек.

    Мышонок — ореховую скорлупку.

    Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.

    И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!

    Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

    Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…

    И не догонишь!

    ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ:

    1. Расскажите, кто однажды отправился на прогулку;
    2. Что предложил Лягушонок, когда все они пришли на речку;
    3. Что сказал Лягушонок, когда услышал, что Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать;
    4. Понравились такие слова малышам? Что они придумали сделать?
    5. Расскажите, как Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок смастирили кораблик;
    6. Скажите, вы бы хотели, чтобы у вас были такие друзья, как Лягушонок? Почему?
    7. Как вы думаете, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок хорошие друзья? Почему?

    2. Артикуляционная гимнастика «Поймай мышку».

    Цель: тренировка мышц языка.

    Губы в улыбке.  Приоткрыть рот и произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

    3. Упражнение «Цыпленок».

    Цель: тренировка мышц спины.

    И.п.: ноги - на уровне плеч, руки прижаты к телу. На «раз» – наклон вперед с отводом рук назад, на «два» - занять исходное положение. Повторить 6-7 раз.

    4. Упражнение «Лягушонок».

    Цель: тренировка мышц ног.

    И.п.: ноги – сидя на корточках, руки на поясе. Делать подскоки с полным выпрямлением ног. Повторять 4-5 раз.

    5.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц ног «Муравей».

    Цель: снять напряжение с мышц ног.

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    6. Дыхательная гимнастика «Кораблик».

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

     Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

     Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

    Ветерок, ветерок, натяни парусок!

    Кораблик гони до Волги-реки.

    7. Занятие на развитие речи.

    Цель: учить детей воспроизводить по сюжетным картинкам прочитанное произведение. Формировать умение строить полные предложения.

    8. Занятие по художественному творчеству «Жучок».

    Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие творческих способностей.

    1. скатать 2 шара одинакового размера из черного и коричневого пластилина;
    2. положить коричневый шарик на черный и сплющить, нажав на верхний шарик ладошкой. Это будет тело;
    3. скатать еще один черный шар, поменьше. Это будет голова;
    4. прикрепить голову к телу;
    5. делать стекой надрез для крыльев на спинке (аккуратно надрезаем только верхнюю, коричневую, часть);
    6. скатать 6 небольших черных шариков. Это будут лапки;
    7. раскатать шарики в колбаски, немного согнуть и прикрепить под брюшко;
    8. стекой прорезать ротик, зубочисткой проткнуть ноздри, сделать глазки и усики. Жук готов.

    9. Пальчиковые гимнастики «Кораблик» и «Гвозди».

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

    Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) 

    У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) 

    У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) 

    И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки").

    Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

    Бом, бом, бом, бом,

    По гвоздям бьём молотком.

    Гвозди не вбиваются,

    Только загибаются.

    Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

    Значит, клещи надо взять,

    Будем гвозди вырывать.

    Я тянул, тянул, тянул,

    Все я гвозди разогнул.

    10. Занятие на развитие речи, памяти.

    Цель: учить детей иллюстрировать сказку с помощью картинок на фланелеграфе.

    1. Придумывание сказки.

    Цель: учить детей придумывать другой конец прочитанного произведения. Способствовать развитию нравственных качеств личности.

    За счет того, что вся деятельность организована в форме игры, дети не устают, они с интересом играют, а мы успешно решаем множество различных педагогических задач:

    - развитие физических способностей,

    - укрепление мышц артикуляционного аппарата,

    - снятие мышечного и эмоционального напряжения,

    - активизация биологически активных точек,

    - развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук.

    Благодаря тому, что все упражнения разработаны на основе какого-либо конкретного литературного произведения, решаются следующие задачи:

    - дети лучше запоминают главных героев и основные действия, происходящие в произведении, то есть развивается память;

    - дети могут пересказать текст, опираясь на сюжетные картинки, то есть развивается речь;

    - дети могут инсценировать и проигрывать сказку, используя пальчиковые куклы, театр на столе и фланелеграф, то есть развиваются творческие способности;

    - дети могут придумывать другой конец сказке, то есть развивается воображение.

    Решение собрания:

    1. Оформление читательских формуляров в Детской библиотеке на воспитанников группы.
    2. Еженедельное обновление уголка семейного чтения, согласно тематическим неделям.
    3. Пополнение картотеки нетрадиционных методов оздоровления детей на основе сказок, прочитанных родителями дома (использование Книги семейного чтения).
    4. Презентация семейной сказки на «Книжкиной неделе» с использованием кукол, которые родители изготовят совместно со своими детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместное мероприятие с детьми и родителями "Нетрадиционные методы оздоровления детей"

    "Нетрадиционные методы оздоровления детей"(совместное мероприятие с детьми и родителями)II младшая группа2011-2012 учебный год...

    Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием коммуникативных игр и нетрадиционных методов художественного творчества. «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

    Цель: Формировать интерес к продуктивным видам деятельности. Воспитывать  интерес к совместной исследовательской деятельности.Программное содержание: Формировать у детей первичные представления о...

    Нетрадиционные методы оздоровления детей

    Консультация для родителей...

    Мастер-класс "Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

    Цель мастер класса: освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих  технологий  и их последующее применение  в практической деятельности педагога-воспитателя.Цели занятия: 1.Дать оп...

    Родительское собрание в первой младшей группе на тему:«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста».

    Данный материал предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям. В публикации рассматривается план проведения родительского собрания в первой младшей группе по нетрадиционн...

    Сценарий родительского собрания второй младшей группы №4 "Пчелки" Тема "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи:·        Обсудить с родителями п...