Игры для развития психических процессов детей старшего возраста
консультация (старшая группа) по теме

Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. При этом не меньшее значе­ние, чем способность самостоятельно ставить цель или принять цель, постав­ленную взрослым (рассмотреть картинку, запомнить поручение, внимательно разобрать мозаику и т.п.), имеет овладение теми особыми способами, с помо­щью которых только и можно их реализовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Те, кто  чувствует  себя  взрослыми  (5-6 лет)

Психические процессы

          Основные изменения в психических процессах детей 5-6 лет обусловлены становлением произвольности этих процессов. При этом не меньшее значение, чем способность самостоятельно ставить цель или принять цель, поставленную взрослым (рассмотреть картинку, запомнить поручение, внимательно разобрать мозаику и т.п.), имеет овладение теми особыми способами, с помощью которых только и можно их реализовать.

Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают увеличиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Раньше оно было включено в предметно-практическую деятельность детей, как бы слито с ней. Ребенок воспринимал то, с чем он действовал. Теперь он способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку (так называемые загадочные картинки) и т.п.

          Восприятие становится самостоятельным процессом. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приемы.

Внимание. Объем и устойчивость внимания возрастают. Зависимость от непосредственного интереса уменьшается. Появляется способность произвольно направлять и удерживать внимание на любом объекте. Благодаря этому возрастает эффективность словесных указаний взрослого, направляющих и переключающих внимание ребенка.

          Самостоятельное управление своим вниманием предполагает использование специальных приемов. Это представляет для детей значительные трудности. Поэтому их произвольное внимание кратковременно и требует от них больших усилий.

Память. Наряду с расширением объема и упрочением непроизвольной происходят существенные сдвиги в становлении произвольной памяти.

          На шестом году жизни у детей появляется ясное понимание того, что существует необходимость запомнить то, что само не запоминается, и приложить для этого некоторые усилия. Наиболее отчетливо эта необходимость обнаруживается в ситуациях совместной игры. Например, при необходимости запомнить, что нужно купить в магазине; что взять с собой в морское плавание, в каком порядке давать больному лекарство и т.д. Произвольное запоминание представляет для детей значительные трудности, его становление продолжается и в школьные годы.

Речь ребенка все более освобождается от той конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи.

Мышление ребенка после пяти лет отличает способность удерживать в представлении уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи.

          Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях: так, заполнение стакана водой - обратимое действие, а срезание цветов - необратимое.

          У ребенка 5-6 лет появляется способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании уменьшается или увеличивается.

На основе яркого зрительного представления ребенок может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи.

          Например, при обсуждении того, как могут быть расположены в пространстве две прямые, дети сами приходят к выводу, что у пересекающихся прямых точка пересечения может быть только одна. На вопрос, почему они так думают, дети отвечают: "Потому что потом они расходятся навсегда!"-

          После разговора о параллельности прямых пятилетний ребенок задает вопрос: как называется случай, когда прямые расположены "вот так", показывая руками вариант расположенных в разных плоскостях, т.е. скрещивающихся прямых. Он понимает, а точнее сказать, видит, что эти прямые не пересекаются, у них нет общих точек, но они и не параллельны, не идут на равном расстоянии друг от друга.

Воображение. Большинство детей по сравнению с более старшими детьми обладает весьма развитым пространственным воображением. Они отлично чувствуют различие между плоской фигурой и объемным телом, легко могут представить себе, какой формы получится кусок, если резать батон колбасы прямо или под углом. Эту способность необходимо развивать и упрочивать.

          Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печеные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребенок представляет себе свои пирожки. Примечателен сам факт подробности образов, возникающих в представлении: некоторые дети даже чувствуют запах пирожков.

Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребенка. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также - пока, конечно, не полностью -регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других.

          Поскольку сфера его интереса - взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радостей и печалей ребенка. Теперь ребенок "обливается слезами" не только над вымыслом, но и в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику, с которым хочет дружить, или девочке, в которую влюблен, любит ли его на самом деле его мама или отец, добра ли в действительности воспитательница и т.п.

          Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Он может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет увидеть и понять их. Теперь ребенок отличает живые существа, которые, как и он сам, могут чувствовать боль или радость, от неживых предметов.

          Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроениях, то теперь с полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения.

          Как мы видим, внутренняя душевная жизнь ребенка претерпела огромные изменения по сравнению с двухлетним возрастом. Теперь состояния организма не определяют полностью душевное состояние ребенка. Напротив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: "Я ушибся, но не плакал", "Мне было страшно, но я же не трус!" (т.е. не изменил свои намерения и поведение под влиянием этой эмоции)".

          Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся владеть своими эмоциями. Это психологическое приобретение шестого года жизни.

          К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется радость познания и преодоления трудностей при решении задач. Удовольствие от преодоления интеллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления физических.

          На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа - желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.

Игры  и  упражнения  для  развития  

познавательной  сферы  детей  старшего  возраста.

  1. «Запомни  картинки»

          Взрослый  дает  ребенку  карточку  к  игре  и  предлагает  внимательно  рассмотреть  ее. Через  10  секунд  ребенок  должен  перевернуть  карточки  и  ответить  на  вопрос  взрослого: «Что  нарисовано  на  карточке?»

  1. «Поставь  пальчик»

          Перед  детьми  выкладываются  картинки  изображением  вверх  так, чтобы  они  не  касались  друг  друга.

          Звучит  команда  «Внимание!», затем  называется  какая-то  из  картинок, например: «Яблоко». Тот, кто  первым  ставит  пальчик  на  картинку, получает  фишку. Игра  продолжается.

          Выигрывает  ребенок, набравший  большее  количество  фишек.

  1. «Изобрази  явление»

          Взрослый  и  дети  перечисляют  приметы, например, осени: дует  ветер, качаются  деревья, падают  листья, идет  дождь, образуются  лужи.

          Взрослый  показывает  движения, которые  соответствуют  этим  явлениям:

«Дует  ветер» - дует, вытянув  губы.

«Качаются  деревья» - покачивает  вытянутыми  вверх  руками.

«Падают  листья» - выполняет  плавные  движения  руками  сверху  вниз.

«Идет  дождь» - выполняет  мелкие  движения  руками  сверху  вниз.

«Появляются  лужи» - смыкает  руки  в  кольцо  перед  собой.

          Детям  предлагается  повторить  и  запомнить  показанные  движения.

  1. «Чем  похожи  и  чем  отличаются?»

          Взрослый  поочередно  демонстрирует  пары  картинок  и  предлагает  детям  найти  сходство  и  различие  между  изображенными  предметами.

          Например: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин,

заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, ель – лиственница, аист – лебедь.

  1. «Подбери  пару  к  слову»

Взрослый  называет  слово, например: «Игрушка». Ребенок  отвечает: «Кукла».

  1. «Разложи  картинки  по  группам»

На  столе  перед  ребенком  лежат  предметные  картинки.

Взрослый  предлагает  детям  разделить  все  картинки  на  группы.

  1.  «Что  это? Кто  это?»

Взрослый  делит  детей  на  две  команды.

Команды  располагаются  за  столами, которые  находятся  на  некотором  расстоянии  друг  от  друга. На  столах  лежат  одинаковые  комплекты  картинок  с  изображением  овощей, фруктов, животных  и  т.д.

          Участники  первой  и  второй  команд  поочередно  дают  описание  одной  из  картинок. Если  описание  правильное  и  картинка  угадывается  членами  другой  команды, то  ее  откладывают  в  сторону, в  пользу  отгадывающих.

          Выигрывает  команда, набравшая  большее  количество  картинок.

8. «Выложи  буквы  так, как  только  что  видел».

На  столе  перед  каждом  ребенком  лежат  карточки, на  которых  написаны  буквы.

Дети  наблюдают  за  тем, как  взрослый  демонстрирует  карточки  с  буквами.

          Дается  время  для  запоминания – 5-6 секунд. Затем  карточки  с  буквами  убираются  (переворачиваются) , и  дети  по  памяти  выкладывают  те  же  буквы.

  1. «Нарисуй  и  зачеркни»

          На  столе  перед  каждым  ребенком  находится  лист  бумаги  и  простой  карандаш.

          Взрослый  предлагает  детям:

а) нарисовать  два  треугольника, один  квадрат, один  прямоугольник  и  зачеркнуть  третью  фигуру;

б) нарисовать  три  круга, один  треугольник, два  прямоугольника  и  зачеркнуть  вторую  фигуру;

в) нарисовать  один  прямоугольник, два  квадрата, три  треугольника  и  зачеркнуть  пятую  фигуру.

  1. «Выложи  круги»

          На  столе  перед  ребенком  взрослый  выкладывает  круги  разного  цвета  и  предлагает  ему  их  запомнить.  Через  10  секунд  круги  перемешиваются.

          Ребенок  по  памяти  выкладывает  увиденный  ряд  кругов  на  столе.

(вместо  кругов  можно  использовать  любые  предметы)

  1. «На  что  это  похоже?»

Взрослый  предлагает  ребенку  листок  бумаги  и  карандаш. На  листке  изображены  детали  или  геометрические  фигуры. Ребенку  предлагается  подумать, на  что  похожи  данные  изображения, и  дорисовать  их  так, чтобы  получились  предметные  или  сюжетные  картинки.

  1. «Подбери  недостающую  фигуру»

Ребенку  предлагается  карточка  и  простой  карандаш. Взрослый  привлекает  внимание  ребенка  к  признакам   изображенных  фигур, к  принципу  их  очередности, и  предлагает  правильно  закончить  ряд.

  1. «Палочки»

          Счетные  палочки  рассыпают  на  столе  или  на  ковре  на  полу.  Участники  игры  по  очереди  выбирают  их, чтобы  рядом  лежащие  не  сдвинулись  с  места. Если  ребенок, выбирает  палочку, неосторожно  пошевелил  соседнюю, очередь  переходит  к  следующему  игроку.

Выигрывает  ребенок, который  взял  большее  количество  палочек.

  1. «Какой  буквы  не  стало?»

          Взрослый  в  произвольном  порядке  выкладывает  перед  ребенком  8 карточек, на  которых  написаны  знакомые  детям  буквы.

Дается  время  для  запоминания – 10  секунд. Затем  детям  предлагается  закрыть  глаза. Одна  карточка  убирается. Ребенок  открывает  глаза  и  определяет, какой  буквы  не  стало.

  1. «Назови  три  предмета  белого, синего, красного  цвета»

  1. «Позы»

Взрослый  предлагает  детям  придумать  и  принять  следующие  позы: «пингвин», «пожарный», «певец», «гном».

Дети  выполняют  задание. Взрослый  проверяет  и  уточняет  позы.

          Затем  дети  движутся  по  кругу  или  произвольно  танцуют. Звучит  команда, например: «пингвин», дети  должны  быстро  принять  соответствующую  позу.

          Игра  продолжается.

  1. «Анализируем  ряды»

На  столе  перед  ребенком  находится  карточка  к  заданию  и  простой  карандаш.

Взрослый  предлагает  ребенку:

а) продолжить  ряд: 112, 113, 114 …;

б) вычеркнуть  лишнее  число: 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12;

в) вычеркнуть  лишнюю  фигуру:

  1.  «Что  это?»

Взрослый  делит  детей  на  две  команды.

Команды  располагаются  за  столами, которые  находятся  на  некотором  расстоянии  друг  от  друга. На  столах  лежат  одинаковые  комплекты  картинок  с  изображением  бытовых  электроприборов  и  различных  видов  транспорта. У  каждой  команды  по  16  картинок.

Участники  первой  и  второй  команд  поочередно  дают  описание  одной  из  картинок. Если  описание  правильное  и  картинка  угадывается  членами  другой  команды, то  она  откладывается  в  сторону, в  пользу  отгадывающих.

Выигрывает  команда, набравшая  большее  количество  картинок.

  1. «Нарисуй  и  зачеркни»

На  столе  перед  ребенком  находится  лист  бумаги  и  простой  карандаш.

Взрослый  предлагает  ребенку:

а) нарисовать  три  треугольника, один  квадрат, один  круг  и  зачеркнуть  первую  фигуру;

б) нарисовать  два  круга, два  треугольника, один  овал  и  зачеркнуть  четвертую  фигуру;

в) нарисовать  один  прямоугольник, два  овала, три  квадрата  и  зачеркнуть  шестую  фигуру.

  1. «Будь  внимателен»

          Взрослый  договаривается  с  детьми, что  по  команде  «Зайчики!»  они  будут  прыгать, «Лошадки!» - скакать, «Раки!» - пятиться, «Птицы!» - махать  руками, «Аисты!» - стоять  на  одной  ноге.

 Затем  дети  движутся  по  кругу  или  произвольно  танцуют. Когда  прозвучит, например, команда  2Зайчики!», дети  начинают  прыгать, то  есть  действовать  так, как  договаривались  перед  игрой.

Игра  продолжается.

  1. «Назови  предметы, похожие  на  круг, квадрат, треугольник»

  1. «Выложи  картинки  как  только  что  видел»

Взрослый  выкладывает  на  столе  перед  ребенком  картинки. Несколько  секунд  ребенок  смотрит  и  запоминает  их  расположение. Затем  взрослый  их  перемешивает, а  ребенку  необходимо  восстановить  ряд  так  как  он  запомнил.

  1. « Что  к  чему  подходит»

Дети  встают  в  круг, взрослый  с  мячом  в  руках – в  центр  круга.

          Взрослый  объясняет  правила  игры: «Я  буду  бросать  вам  мяч  и  называть  слово. Вам  нужно  поймать  мяч, бросить  его  мне  и  сказать  такое  слово, которое  подходит  к  моему. Например, я  говорю – дождь, а  вы – зонтик, я – дом, а  вы – крыша».

  1. «Разложи  картинки  по  группам»

На  столе  перед  ребенком  находится  поднос  с  12-ю предметными  картинками.

Взрослый  предлагает  ребенку  разделить  все  картинки  на  три  группы.

  1. «Слушай  хлопки»

          Взрослый  договаривается  с  детьми, что  на  определенное  количество  хлопков  они  будут  выполнять  заданное  движение. Эти  движения  могут  придумать  сами  дети, может  предлагать  взрослый. Например, услышав  один  хлопок – присесть, два  хлопка – махать  руками, три  хлопка – подуть  изо  всех  сил, четыре  хлопка – поднять  руки.

          Затем  дети  движутся  по  кругу  или  произвольно  танцуют. Когда  прозвучит  определенное  количество  хлопков, дети  должны  быстро  выполнить  заданное  движение.

          Игра  продолжается.

  1. «Дорисуй, чтобы  получилась  картинка»

На  столе  перед  каждым  ребенком  находится  карточка  с незаконченными  и  ничего  не  значащими  изображениями  так, чтобы  получилась  законченная  картинка.

          Взрослый  предлагает  детям  дорисовать  изображения  так, чтобы  получилась  законченная  картинка.

          По  окончании  рисования  дети  поочередно  рассказывают  о  своих  рисунках.

  1. «Расставь  знаки»

          Ребенку  дается  карточка, где  он  должен  нарисовать  знаки  в  пустых  клеточках, но  так  чтобы  в  рядах  и  столбцах  не  оказались  по  два  одинаковых  знака.

  1.  «Слушай  и  выполняй»

Взрослый  предлагает  детям  показать  и  запомнить  действия, соответствующие  номерам  команд:

Команда  1 – повернуть  голову  и  посмотреть  вправо, повернуть  голову  и  посмотреть  вперед, опустить  голову  вниз, поднять  вверх;

Команда  2 – поднять  правую  руку  вверх, поднять  левую  руку  вверх, опустить  обе  руки;

Команда  3 – поднять  правую  ногу, опустить, поднять  левую – опустить, три  раза  подпрыгнуть  на  обеих  ногах.

          Затем  дети  произвольно  двигаются, по  сигналу, команда 1 – дети  выполняют  действия  в  соответствии  этой  команды  и  т.д.

  1.  «Кто  назовет  больше  предметов»

Взрослый  предлагает  детям  ответить  на  вопросы: «Что  бывает  зеленым?», «Что  бывает  белям?», «Что  бывает  красным?»

  1. «Запомни  свое  место»

Взрослый  предлагает  каждому  ребенку  запомнить  «свое  место». Например, место  одного  из  детей – мягкий  модуль, другого – стул, третьего – пуфик, и  т.д.

          Затем  дети  произвольно  двигаются. Когда  прозвучит  команда  «Место!», каждый  ребенок  должен  быстро  занять  «свое  место».

  1. «Придумай  загадку»

На  столе  лежат  различные  игрушки  и  знакомые  детям  предметы.

Взрослый  предлагает  одному  из  детей  (водящему), не  показывая  на  предмет, составить  его  описание  в  форме  загадки. Тот, кто  угадает, о  каком  предмете  идет  речь, становится  ведущим.

Игра  продолжается  до  тех  пор, пока  каждый  из  детей  не  побывает  в  роли  водящего.

  1. «Самый  смекалистый»

Все  сидят  за  общим  столом. В  центре  стола  выкладываются  24  карточки  изображением  вверх  так, чтобы  они  не  касались  друг  друга.

          Взрослый  ставит  перед  собой  коробку  со  вторым  набором  карточек. Он  достает  оттуда  по  одной  карточке, показывает  детям  и  просит  их  найти  на  столе  такую  карточку, которая  отличается  от  предъявленной  только  одним  признаком. Например, если  показан  большой  красный  круг, то  нужно  найти  меленький  красный  круг, если  показан  большой  красный  квадрат, то  нужно  найти  большой  зеленый  9синий)  квадрат  и  т.д.

          Для  этой  игры  можно  использовать  24  картинки  с  изображением  геометрических  фигур: квадрата, треугольника, круга, ромба; по  цвету  фигуры – синие, красные, зеленые; по  размеру – большие  и  маленькие  (два  комплекта)

  1. «Кто  или  что  может  быть  высоким, холодным, коротким, твердым, жидким?»

  1.  «Запретное  число»

Взрослый  договаривается  с  детьми, что  запретное  число  будет, например  восемь. Это  число  нужно  будет  обозначить  хлопком. Итак,  дети  по  очереди  начинают  считать, тот  на  кого  выпадет  «запретное  число» восемь  должен  просто  хлопнуть  в  ладоши.

  1. «Угадай  игрушку»

          На  столе  находятся  игрушки. С  помощью  считалки  или  по  желанию  выбирается  водящий. Он  выходит  из  комнаты  на  2-3  минуты. В  его  отсутствие  выбирается  тот, кто  будет  позой, жестами  или  мимикой  изображать  одну  из  игрушек.

          Водящий  должен  отгадать  игрушку, взять  ее  в  руки  и  назвать. Остальные  дети  хором  говорят: «Правильно»  или  «Неправильно».

Игра  продолжается.

  1. «Логический  поезд»

Взрослый  говорит  детям: «Мы  будем  играть  в  поезд. Каждое  произнесенное  вами  слово  будет  «вагончик». Я  произнесу  первое  слово, это  будет  «поезд». Слова  нужно  будет  подбирать  похожие  по  смыслу  первому  слову. Например, я  говорю – ложка, дальше  по  очереди  вы  должны  назвать – тарелка, чайник, кастрюля  и  т.д.

  1. «Отвечаем  быстро»

          Взрослый  выкладывает  перед  детьми  рядами  картинки,  например, верхний  ряд – воробей, голубь, дятел; средний  ряд – кузнечик, лиса, пчела; нижний  ряд – волк, бабочка, ворона.

Детям  предлагается  рассмотреть  и  назвать  картинки.

Затем  дети  должны, как  можно  быстрее  ответить  на  вопросы  взрослого:

  • Как  можно  назвать  всех, кто  нарисован  в  верхнем  ряду? (птицы)
  • Кого  больше  на  картинках – зверей  или  насекомых? (насекомых)
  • На  какие  три  группы  можно  разделить  все  картинки? (птицы, звери, насекомые)
  • Посмотрите  на  картинки  в  третьем  столбике  (не  путать  столбик  с  рядом!). Что  общего  у  всех, кто  там  нарисован? (все  летают)
  • Сравните  первый  и  второй  столбики. Что  вы  заметили  общего? (в  каждом  столбике  изображены  птица, насекомые, зверь).

  1. «Чистый  лист»

На  столе  перед  ребенком  находится  белый  лист  бумаги  и  например, красные  геометрические  фигуры. Задание  заключается  в  следующем, нужно  красные  геометрические  фигуры  расположить  на  белом  листе  так, чтобы  получился  красный  лист.

  1. «Филя, где  ты?»

          Дети  становятся  полукругом, ведущий  находится  в  центре. Игроки  поворачиваются  спиной  к  ведущему  и  закрывают  глаза. Ведущий  тихо  дотрагивается  до  плеча  одного  из  детей. Этот  ребенок  будет  Филей, а  все  остальные – котятами. По  сигналу  дети  открывают  глаза  и  поворачиваются. Ведущий  спрашивает: «Филя, где  ты?» «Филя» не  отзывается. Ведущий  задает  вопрос  во  второй  раз. «Филя» молчит. Когда  вопрос  прозвучит  трижды, «Филя» начинает  рычать, а  затем  старается  поймать  «котят». Если  «котенок»  успел  присесть  на  корточки, его  ловить  нельзя. Пойманные  «котята» выходят  из  игры. Выигрывает  тот, кто  остается  не  пойманным.

  1. «Обратный  счет»

          Если  ребенок  владеет  обратным  счетом, то  можно  предложить  ему  повторять  его, но  при  этом  одновременно  выполнять  вслед  за  взрослым  простые  физические  упражнения (наклоны, приседания, повороты).

  1. «Гимнастика  для  ума»

Ребенку  предлагается  ответить  на  вопросы:

  1. Какое  из  животных  больше – лошадь  или  собака?
  2. Утром  люди  завтракают. А  вечером?
  3. Днем  на  улице  светло, а  ночью?
  4. Небо  голубое, а  трава?
  5. Черешня, груши, сливы, яблоки … - это  что?
  6. Маленькая  корова – это  теленок. Маленькая  собака  и  маленькая  овечка – это?
  7. На  кого  больше  похожа  собака – на  кошку  или  на  курицу?
  8. Для  чего  нужны  автомобилю  тормоза?
  9. Чем  похожи  друг  на  друга  молоток  и  топор?
  10. Что  общего  между  белкой  и  кошкой?
  11. Чем  отличаются  гвоздь  и  винт  друг  от  друга?
  12. Что  такое  футбол, прыжки  в  высоту, теннис, плавание?
  13. Какие  ты  знаешь  виды  транспорта?
  14. Чем  отличается  старый  человек  от  молодого?
  15. Для  чего  люди  занимаются  спортом?
  16. Почему  считается  плохим, если  кто-то  не  хочет  работать?

  1.  «Сравнение  предметов»

Для  сравнения  предлагается  ребенку  следующие  пары  слов:

  1. Муха  и  бабочка
  2. Дом  и  избушка
  3. Стол  и  стул
  4. Книга  и  тетрадь
  5. Вода  и  молоко
  6. Топор  и  молоток
  7. Пианино  и  скрипка
  8. Шалость  и  драка
  9. Щекотать  и  гладить
  10. Город  и  деревня.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие логического мышления. Старший возраст

Игры на развитие логического мышления. Старший возраст...

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....

Семейные игры для развития у детей старшего возраста с ТНР социально-коммуникативных навыков в домашних условиях

Уважаемые родители, вашему вниманию, представлены игры на развитие  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР социально-коммуникативных навыков.  Играя в эти игры вместе, вы поможете разви...

Картотека Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста

КартотекаИгры по развитию речи дошкольников старшего возраста...

Консультация для родителей : «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

Актуальность.Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей старшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмеч...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...