Дидактические игры на развитие фонетического слуха.Старший возраст. МДОУ "Детский сад № 98 "Сказка",г.Петрозаводск. Воспитатель: Анфимова Е.И.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Анфимова Елена Ивановна

Дидактические игры на развитие фонетического слуха.

                               Старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие,

упражнять в подборе слов на определенные звуки, согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_foneticheskogo_sluha.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие фонетического слуха.

                               Старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие,

упражнять в подборе слов на определенные звуки, согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.


                                                     «Поймай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

 Все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

                                        «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

Какой первый (последний) звук в слове собака?

Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

Сколько слогов в слове кошка (корова)?

Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.


"Зайка звуки учил"

Оборудование. Картинки с заданным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.

Воспитатель читает стихотворение:

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,

[м] услышишь — громко хлопай,

Да еще и ножкой топай».

После чтения стихотворения педагог показывает картинки, а дети
выполняют задание.

Вариант игры. Воспитатель называет только слова

(без наглядного сопровождения).

                                                             «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

                                          «Послушай, и назови нужное слово»

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

«Хлопнем в ладоши»

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:

Хлопнем дружно все в ладоши,

Если звук услышим [у].

На другие звуки

Мы опустим руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков).

"Мишки, мышки, мошки"

Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.

Мишки идут вразвалочку,

Громко кричат: «М-м-м-м-ы».

(Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)

Мышки ходят на носках,

Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи».

(Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед грудью.)

Маленькие мошки быстро летят,

Тоненько звенят: «И-и-и-и».

(Легкий бег, руки в стороны.)

Далее воспитатель в любой последовательности называет персонажей. Дети двигаются, имитируя движения и звуки заданного героя.

«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспитатель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последовательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя.

"Звуковая зарядка"

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].


"Клубочек"

Цель. Развивать фонематический слух; закреплять произношение разных звуков в словах.

Оборудование. Клубок ниток.

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок маленький, нитки аленькие.

Вы слова на [ш] скажите,

Нашу нитку не порвите.

Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).

"Слова"

Цель. Упражнять в определении слогов в слове. Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать.

Вам начинать, а мне продолжать.

Подбираем слова, состоящие из двух слогов.

Дети (по очереди) Воспитатель

а-а-а- -ист

са- -хар

                                                              ка- -ша

И т. д.

Варианты игры

А) Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать.

Подбираем двухсложные слова.

Воспитатель Дети (по очереди)

ко- -за; -са; -ра; -ни

ро- -га; -за; -са

пи- -ла; -ща

И т. д.

Б) Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает.

Подбираем двухсложные слова.

Дети ( по очереди)

ли- -мон; -са; -па

ва- -гон; -за

ба- -ня; -нан

И т. д.

Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.

"Слоги"

Цель. Закреплять умение делить слова на слоги.

Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.

Например: лисица ( --); медведица ( -);

заяц (--) и пр.

Игра проводится на время: 2—3 мин — выполнение задания, 2—3 мин — проверка. В заключение можно определить победителей.


"Что это, кто это?"

(работа с обобщающими понятиями).

Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

рыба — карась, рыба — сом, рыба — щука и т. п.;

одежда — куртка, одежда — пальто, одежда — брюки и т. п.;

птица — галка, птица — ворона, птица — воробей и т. п.;

мебель — кровать, мебель — диван, мебель — стул и т. п.;

зверь — хорек, зверь — медведь, зверь — собака и т. п.;

посуда — кастрюля, посуда — чашка, посуда — тарелка и т. п.;

цветок — гвоздика, цветок — роза, цветок — ромашка и т. п.;

малина, ягода — смородина яблоко, фрукты — банан

овощи и т. п.;

ягода — калина, ягода и т. п.;

фрукты — груша, фрукты и т. п.;

сосна и т. п.

дерево — клен, дерево — береза, дерево и т. д.

"Волшебники"

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул — стулья; кукла — куклы; машина — машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро — ведра; кольцо — кольца и т. п.).

"Один - много"

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Педагог называет предметы в единственном числе, а дети — во множественном числе.

Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов.

 Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит.

Воспитатель: Я вижу машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду.

Дети (хором): Мы видим машины, сливы, арбузы, книги, рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды. Примечание. Для детей 6—7 лет наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на -а и -я.

"Разноцветный мир"

Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает несколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью.

Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть вокруг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они видят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.

"Скажи ласково"

Цель. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог называет слова, а дети образуют от них уменьшительно-ласкательную форму.

Воспитатель Дети (хором)

торт тортик

брат братик

зонт зонтик

мост мостик

кот котик

рот ротик

лист листик

пакет пакетик

хвост хвостик

"Путешествие листочка"

Цель. Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко).

Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с детьми путешествует по группе.

— Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.)

Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.)

Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д.; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д.; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.)

Примечание. Аналогичная игра проводится с перышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так же снижается и интерес к литературе. Всл...