Консультация для родителей "Как читать ребенку книгу"
консультация на тему

Бодрова Наталия Анатольевна
Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Как читать эту книгу ребенку? Как добиться того, чтобы малыш заинтересовался ею? Ответы вы можете найти в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_chitat_rebenku_knigu.docx894.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«КАК ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ КНИГУ»

«Судьба ребёнка зависит от того,

какие взрослые люди его окружают»http://www.cheboksary.ru/images/7106.jpg

М.К.Боголюбская

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Как читать эту книгу ребенку? Как добиться того, чтобы малыш заинтересовался ею?

Наверное, самый главный способ — это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух — дело не простое. И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Часто сама книга подсказывает нужную интонацию. Рассказ Б. Житкова — трагический, серьезный. А книги В. Голявкина — веселые и юмористические. Читать их хочется тоже легко и весело. Да по-другому и не прочтешь, например, рассказ о том, как мальчик Ника пол мыл.

Разлил Ника воду по полу, тряпкой трет, трет, а вода не уменьшается. Решил велосипедным насосом воду собирать. Разве не смешно?

История эта рассказана писателем от лица мальчика. Язык приближен к мальчишеской разговорной речи. И поэтому читать рассказ надо так, чтобы не пропал этот юмор, чтобы выявилась живость диалога и комичность ситуации. Но опять — главную мысль рассказа о том, что каждое дело, даже простое, надо делать умеючи, не должна заслонить комичность ситуации.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки — песенки медвежонка:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.

Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в ее героев недостаточно. С ребёнком необходимо еще поговорить о книжке, поговорить в самом процессе чтения.

Вот, например, книга Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока». Чарушин сам иллюстрировал свою книгу.  «Почему Тюпу прозвали Тюпой» — так называется один из рассказов. А перед названием на поллиста расположился котенок с большими зелеными любопытными глазами. Он весь подобран, готовится к прыжку и смотрит во все глаза на муху, которая ползает перед его носом. Прежде чем начать чтение, рассмотрите рисунок вместе с малышом, вспомните всех знакомых кошек и собак.http://charushin.lit-info.ru/images/text-gr-528/528-21_0.jpg

Ну, например, маленького пушистого обжору из соседней квартиры, которого зовут Парнишка и который (хоть он и котенок) больше всего на свете любит макароны. Или...

Вот теперь можно и почитать.

«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «тюп-тюн- тюп-тюп...»

… Вот почему Тюпу прозвали Тюпой…

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает…

… Не дорос еще Тюпа птицу ловить,

Тюпа — ловкач неуклюжий».

Если так, с разговорами и «воспоминаниями», прочитали рассказ малышу, то ему непременно захочется самому погладить котенка по мягкой шерстке, поиграть с ним, угостить его молочком. И уж ни за что не бросит ребенок камень в кошку или собаку.

Вообще нужно стараться всегда читать малышу  «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации — и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.http://23school.ru/image/data/Image-8.png

Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать — и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом — костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.

Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»

Если же все это покажется слишком трудным, можно поставить сказку и без кукол. Придумать для каждого исполнителя какую-нибудь характерную деталь туалета (кофту и платок для Настасьи Петровны, шляпу и пиджак - для Михаила Ивановича) и разыграть пьесу прямо в комнате, без сцены и декораций, или просто прочитать, сидя за столом.

Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать ее, а потом вылепить всех героев из пластилина, смастерить из картофеля, шишек, лоскутков и палочек.

Из этих примеров видно, как можно читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыш принял их в свою игру.

Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.

Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.

Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.

Литература:

  1. Антипова И. А. и др. Очерки о детских писателях: справочник дни учителей начальной школы. — М.: «Баласс», 1999.
  2. Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку. — М.: Книга, 1987.
  3. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. — СПб.: 2000.

Подготовила: Ст.воспитатель МАДОУ центра развития ребенка

детского сада  №13 «Солнышко» г.Зарайска Московской области

 Бодрова Наталия Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Как читать ребенку книгу»

«Судьба ребёнка зависит от того,какие взрослые люди его окружают»М.К.Боголюбская Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вс...

Как правильно читать ребенку книги?

Консультация для родителей...

Статья "Давайте сегодня поговорим о том, зачем вообще читать ребенку книги и почему это важно".

Совместное чтение - это процесс, когда мама (папа/бабушка/дедушка) принадлежат только ребенку. Попробуйте посмотреть на чтение книги глазами ребенка: вечно занятые родители наконец-то отвлекаются...

Консультация "Почему важно читать ребенку книги?"

Почему же взрослым так важно читать ребенку книги? С любовью к чтению ребенку открывается удивительный мир, полный сказок, таинственных событий, волшебных существ, наполненный разнообразными чувствами...

Консультация для родителей: " Зачем читать ребенку книги".

Польза чтения книг для детей очень велика. Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируе...

Консультация для родителей "Читайте ребенку правильные книги".

Консультация для родителей дошкольников "Читайте ребенку правильные сказки"....

Консультация для родителей «Почему важно читать ребенку книги?»

Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребёнка. С её помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальн...