Консультация для родителей на тему «Как читать ребенку книгу»
консультация (старшая группа) по теме

Горинова (Николаева) Анастасия Владимировна

«Судьба ребёнка зависит от того,

какие взрослые люди его окружают»

М.К.Боголюбская

 

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Как читать эту книгу ребенку? Как добиться того, чтобы малыш заинтересовался ею?

Наверное, самый главный способ — это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух — дело не простое. И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Часто сама книга подсказывает нужную интонацию. Рассказ Б. Житкова — трагический, серьезный. А книги В. Голявкина — веселые и юмористические. Читать их хочется тоже легко и весело. Да по-другому и не прочтешь, например, рассказ о том, как мальчик Ника пол мыл.

Разлил Ника воду по полу, тряпкой трет, трет, а вода не уменьшается. Решил велосипедным насосом воду собирать. Разве не смешно?

История эта рассказана писателем от лица мальчика. Язык приближен к мальчишеской разговорной речи. И поэтому читать рассказ надо так, чтобы не пропал этот юмор, чтобы выявилась живость диалога и комичность ситуации. Но опять — главную мысль рассказа о том, что каждое дело, даже простое, надо делать умеючи, не должна заслонить комичность ситуации.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_chitat_knigu.docx855.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –

Детский сад № 49 Колпинского района Санкт- Петербурга


Консультация для родителей на тему

«Как читать ребенку книгу»

Воспитетель:

Николаева Анастасия Владимировна

Санкт- Петербург,

Колпинского р-он

 

«Судьба ребёнка зависит от того,

какие взрослые люди его окружают»http://www.cheboksary.ru/images/7106.jpg

М.К.Боголюбская

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Как читать эту книгу ребенку? Как добиться того, чтобы малыш заинтересовался ею?

Наверное, самый главный способ — это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух — дело не простое. И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Часто сама книга подсказывает нужную интонацию. Рассказ Б. Житкова — трагический, серьезный. А книги В. Голявкина — веселые и юмористические. Читать их хочется тоже легко и весело. Да по-другому и не прочтешь, например, рассказ о том, как мальчик Ника пол мыл.

Разлил Ника воду по полу, тряпкой трет, трет, а вода не уменьшается. Решил велосипедным насосом воду собирать. Разве не смешно?

История эта рассказана писателем от лица мальчика. Язык приближен к мальчишеской разговорной речи. И поэтому читать рассказ надо так, чтобы не пропал этот юмор, чтобы выявилась живость диалога и комичность ситуации. Но опять — главную мысль рассказа о том, что каждое дело, даже простое, надо делать умеючи, не должна заслонить комичность ситуации.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки — песенки медвежонка:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.

Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в ее героев недостаточно. С ребёнком необходимо еще поговорить о книжке, поговорить в самом процессе чтения.

Вот, например, книга Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока». Чарушин сам иллюстрировал свою книгу.  «Почему Тюпу прозвали Тюпой» — так называется один из рассказов. А перед названием на поллиста расположился котенок с большими зелеными любопытными глазами. Он весь подобран, готовится к прыжку и смотрит во все глаза на муху, которая ползает перед его носом. Прежде чем начать чтение, рассмотрите рисунок вместе с малышом, вспомните всех знакомых кошек и собак.http://charushin.lit-info.ru/images/text-gr-528/528-21_0.jpg

Ну, например, маленького пушистого обжору из соседней квартиры, которого зовут Парнишка и который (хоть он и котенок) больше всего на свете любит макароны. Или...

Вот теперь можно и почитать.

«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «тюп-тюн- тюп-тюп...»

… Вот почему Тюпу прозвали Тюпой…

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает…

… Не дорос еще Тюпа птицу ловить,

Тюпа — ловкач неуклюжий».

Если так, с разговорами и «воспоминаниями», прочитали рассказ малышу, то ему непременно захочется самому погладить котенка по мягкой шерстке, поиграть с ним, угостить его молочком. И уж ни за что не бросит ребенок камень в кошку или собаку.

Вообще нужно стараться всегда читать малышу  «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации — и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.http://23school.ru/image/data/Image-8.png

Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать — и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом — костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.

Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»

Если же все это покажется слишком трудным, можно поставить сказку и без кукол. Придумать для каждого исполнителя какую-нибудь характерную деталь туалета (кофту и платок для Настасьи Петровны, шляпу и пиджак - для Михаила Ивановича) и разыграть пьесу прямо в комнате, без сцены и декораций, или просто прочитать, сидя за столом.

Можно и иначе познакомиться со сказкой «Три медведя». Сначала прочитать ее, а потом вылепить всех героев из пластилина, смастерить из картофеля, шишек, лоскутков и палочек.

Из этих примеров видно, как можно читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расставаться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыш принял их в свою игру.

Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.

Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.

Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.

Литература:

  1. Антипова И. А. и др. Очерки о детских писателях: справочник дни учителей начальной школы. — М.: «Баласс», 1999.
  2. Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку. — М.: Книга, 1987.
  3. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. — СПб.: 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Уважаемые родители, дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, н...

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Консультация для родителей на тему «Зачем  читать детям книги?»...

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ?»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребёнка. С её помощью он может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев. Но возникает вопрос: а ...

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Зачем  читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет...

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очен...