Профилактика речевых нарушений
статья (младшая группа) по теме

Бруева Наталия Александровна

      По данным мировой и российской статистики, число речевых расстройств у детей младшего возраста неуклонно растёт. Такое положение требует ранней диагностики и коррекции, так как задержка речевого развития препятствует не только овладению грамотой, но и очень осложняет процесс раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, его дальнейшего развития, как личности.Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно – психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактика речевых нарушений19.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Профилактика речевых нарушений

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно – психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

    Задачи профилактики в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Здоровье подрастающего поколения зависит от ряда условий, связанных с экологией, её влиянием на иммунную, нервную и эндокринную системы. Загрязнение воздуха, воды, почвы влечёт за собой рост острых и хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма вредоносным влияниям.

      В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. С рождением ребёнка особая ответственность за его нервно – психическое здоровье ложиться на семью. Уже ранний период постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов формирования его психики и речи. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития  реакций новорождённого ребёнка (сон, крик, движения), принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонения от нормы.

     В качестве первичного дефекта у новорождённых  могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы. Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно – профилактической и медико – педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга. Как правило речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. При появлении признаков каких – либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь. Родители должны консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребёнком. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и поэтому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребёнком лиц, страдающих речевой патологией. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.  Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка.  Родители  поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребёнка. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают  общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребёнка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи. Окружающие ребёнка люди своей плавной, чёткой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребёнка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребёнку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда. Искажения детской речи также вызываются неправильной речью окружающих ребёнка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение), их диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на нескольких языках (двуязычие в семье). В такой неблагоприятной речевой обстановке у ребёнка будет укрепляться неправильная речь по типу речи окружающих его… Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что часто в семье, нередко в дошкольных учреждениях, не обращают должного внимания на неправильную речь ребёнка, не оказывают ему помощи путём показа нормального произношения…Косноязычие, которое произошло от плохого воспитания, можно назвать «речевой запущенностью».

           Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Важнейшим средством психического развития является детская игра. Детская игра мотивирует потребностями познания и необходимостью приобретения знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем. В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. Включение игр способствует сенсорному развитию ребёнка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.

    Переход к обучению в школе детей с 6 – летнего возраста предъявляет новые требования к организму ребёнка. Психофизиологические исследования детей 6 лет показывают, что этот возраст представляет собой особый переломный период: это формирование практических речевых навыков (сформированность лексико – грамматической стороны речи), элементов языка, смысловой стороны слова. При наличии у ребёнка речевых нарушений возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. У детей с речевыми нарушениями период адаптации нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость внимания, памяти, отвлекаемость. Они становятся раздражительными, крайне возбудимыми, неусидчивыми… Важнейшей задачей школьной психогигиены остаётся профилактика переутомления и психического травмирования детей, создание условий, охраняющих нервную систему детей от чрезмерного напряжения. В связи с этим большая ответственность за состояние речевого развития детей и подростков ложится как на педагогов так и на родителей.  Родители должны хорошо представлять себе то, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

      В задачу профилактики нарушений звукопроизношения входят раннее выявление и ранняя реабилитаци лиц с речевыми нарушениями, а также «активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди населения для эффективной профилактики нарушений речи». При логопедическом обследовании детей прежде всего логопед должен изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки всех его органов: губ, языка, зубов, челюсти, неба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в строении, соответствует ли оно норме. Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, также могут вызвать нарушения речи. Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребёнку предлагают выполнить различные задания по подражанию или речевой инструкции, при этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также на сколько легко осуществляется переход от одного движения к другому. В результате обследования должно быть выявлено умение ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. После проверки состояния звукопроизношения необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает, если ребёнок не различает тот или иной звук, серию звуков, слогов, то логопед предлагает маме обратиться к лор.врачу, чтобы проверить физический слух.

   Если ваш малыш на третьем году жизни всё ещё не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углублённого обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребёнок заговорит. Но период с одного года до трёх лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не «прячьте голову в песок». Конечно, ребёнок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести ряд причин. Интенсивность и качество ваших занятий с ребёнком также является существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребёнка. Если ребёнок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно – психическом развитии в целом отстаёт от сверстников. Исследования учёных убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи.

И тем не менее, если речь вашего ребёнка развивается медленно и неравномерно, если у ребёнка отягощён анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

      По данным мировой и российской статистики, число речевых расстройств у детей младшего возраста неуклонно растёт. Такое положение требует ранней диагностики и коррекции, так как задержка речевого развития препятствует не только овладению грамотой, но и очень осложняет процесс раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, его дальнейшего развития, как личности. Своевременное обращение к врачам и специалистам ведёт к раннему выявлению нарушения речи ребёнка. Помните, что помощь малышу должна быть комплексной.

      В процессе  воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать своё поведение. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьёзную роль в профилактике речевых нарушений. Успехов и здоровья вам и вашим детям!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....