Развитие творчества в старшем дошкольном возрасте
консультация (старшая группа) по теме

Яковлева Ольга Александровна


Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творчества в старшем дошкольном возрасте.

Уважаемые родители!

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования творческой личности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И изобразительная деятельность ребенка в детском саду является наиболее эффективным средством для этого. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляется представление детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры.

В старшем дошкольном возрасте развитие творческих способностей происходит очень интенсивно. При этом старший дошкольник осознает все свои действия, и направленность у него идет на результат, хотя и сам процесс создания его очень интересует. Старший дошкольник охотно соглашается на любые роли и играет их согласно общественным отношениям в мире взрослых. Наиболее значимые виды деятельности для старшего дошкольника: игровая и изобразительная. Именно в процессе реализации этих видов деятельности у дошкольника развиваются все психические качества.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Изобразительная деятельность в дошкольных учреждениях строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более полному эстетическому и творческому развитию детей. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы должна соответствовать дидактическим принципам, но с учетом своей специфики. В неделю в старшей группе проводится два занятия по рисованию (предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, одно занятие по лепке, и одно занятие по аппликации длительностью 20-25 минут каждое. Обучение разным видам деятельности направлено на развитие творчества и на всеобщее развитие каждого ребенка. Эффективность обучения, а, следовательно, и развитие детского творчества будут зависеть от того, насколько разнообразны условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют. Наиболее эффективными являются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения материала; и приёмы обучения: показ иллюстрации или предмета, уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, художественное слово, сравнение. При разработке занятий также необходимо помнить о специфике изобразительной деятельности, носящей образно-творческий, ярко эмоциональный характер, главная задача которой – эстетическое отражение действительности. Поэтому так важно обеспечить развитие образного, эстетического восприятия, образных представлений, воображения, развития эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на изобразительную задачу. Только такой подход позволит развить творческие способности каждого ребёнка.

Старший дошкольный возраст – это период глубочайших формирований и изменений в личностном облике ребенка. Все, что ребенок использует в течение жизни, он приобретает именно в этом возрасте и с физической, и с психической стороны формирования. Изобразительная деятельность наиболее полно реализует главные направления в развитии творческого потенциала дошкольника.

Таким образом, организация и проведение занятий по изобразительной деятельности – это сложный процесс, который требует тщательности и глубокой продуманности. При их организации необходимо учитывать:

- возраст детей, их возрастные и индивидуальные особенности и способности к изобразительному виду деятельности, но необходимо помнить, что старший дошкольный возраст сензитивен практически ко всем новообразованиям;

- особенности развития творческого потенциала у старших дошкольников, где одной из главных является – направленность на результат;

- занятия по изобразительной деятельности должны проводится систематически, планомерно и быть разнообразными.

В наши дни талант и творческая одарённость становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Памятка для родителей

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Е. А. Флерина обращали внимание на то, что детское творчество – своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Они подчёркивали, что в детском творчестве ребёнок самовыражается и самоутверждается, ярко раскрывается его индивидуальность. Для этого важно решать ряд взаимосвязанных задач:

• обогащать эмоционально – интеллектуальный опыт детей;

• развивать восприятие, воображение, наглядно образное мышление и формулировать обобщенные способы восприятия (обследование) ;

обучать изобразительным умениям: передаче формы, строение предмета, цвета, композиции, формировать при этом обобщённые способы изображения;

• создавать условия для активизации самостоятельной (художественной) изобразительной деятельности.

Таким образом, оказывая помощь на начальном этапе овладения изобразительной деятельностью, терпеливо направляя ребёнка, вселяя надежду на положительный результат, используя разные методы и приёмы, можно раскрыть потенциал каждого.

Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития.

Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зёрнышком», а в зёрнышке всё, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.

Материал:

• Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Просвещение, 1991.

• Берн Э. игры. В которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Под общей редакцией д. ф. н. М. С. Мацковского. – СПБ – М. : Университетская книга АСТ. 1997.

• Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.

• Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь работы с родителями. Тамбов, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...