Роль семьи в формировании интереса дошкольников к сказкам
статья (подготовительная группа) на тему

 Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творческой  деятельности .Театрализованная деятельность способствует углублению художественного восприятия литературного текста , стимулирует интерес детей к общению с книгой.

В настоящее время ,как показала практика , очень важной проблемой является то, что родители мало читают книги детям  Самое главное – у многих детей не возникает интереса к чтению., Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Неслучайно сказки  передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khlebnikova_n.a.semya_.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Савинский детский сад»

Карагайского  района  Пермского края

Статья

Роль семьи в формировании интереса  дошкольников к  сказкам  

подготовила

воспитатель

Хлебникова Наталья Александровна

Савино 2014

        Роль семьи в формировании интереса дошкольников к сказкам

Хлебникова Наталья Александровна, 

воспитатель

МБДОУ «Савинский детский сад

В  последние годы наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.  

 Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые, в связи с  введением  в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования  и ФГОС ДО , официально утверждено положение о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье.

 Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Потому, что именно в семье формируются главные нравственные устои человека, формируется личность дошкольника. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главными воспитателями мысли и чувств  малышей являются мать и отец. . Родительская культура — одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.

Взрослые должны не только уделять внимание развитию компетентностей дошкольника , но и успешной адаптации его к социальной жизни, Социализация - это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы интеграции, саморазвития и самореализации .

 Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творческой  деятельности .Театрализованная деятельность способствует углублению художественного восприятия литературного текста , стимулирует интерес детей к общению с книгой.

В настоящее время ,как показала практика , очень важной проблемой является то, что родители мало читают книги детям  Самое главное – у многих детей не возникает интереса к чтению., Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Неслучайно сказки  передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Анализ нашей педагогической практики выявил проблему недопонимания мамами и папами значения  театрализованной деятельности на основе любимых сказок .Решить проблему  позволила  "Программа работы с родителями дошкольников "  Людмилы  Владимировны Коломийченко, программа  Сорокиной Н.Ф. «Театр- творчество- дети», методические рекомендации Акуловой О.

Для реализации данной проблемы в работе с семьей   мы поставили

цель - формирование педагогической компетентности родителей  по развитию театрализованной деятельности дошкольников на основе любимых сказок

Задачи работы

1.Изучить исходный уровень педагогической компетентности родителей воспитанников по данной проблеме

2.Подобрать разнообразные оптимальные средства работы с семьей.

3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по данному вопросу

Система работы  с детьми  по развитию театрализованной деятельности дошкольников на основе чтения любимых сказок

  1 этап

1. Выявление интереса детей к  любимым сказкам . Определение отношения родителей к поддержанию этого интереса  с целью углубления восприятия сказочных произведений для театрализации

2 этап

1. Развитие специальных театрально - игровых умений через организацию совместной деятельности взрослых и детей

3 этап

1.  Развитие самостоятельности и творчества в театрализованной деятельности  по мотивам любимых сказок

 Для Анализа   исходного уровня развития педагогической компетентности родителей по данному вопросу   использовались  

 различные методы (анкетирование,  опрос, наблюдение)  

Высокий   уровень  сформированности педагогической компетентности характеризуется тем, что накоплен определенный опыт  и знания по организации театрализованной деятельности дома , разные члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам , знают любимые сказки детей , постоянно их читают , дома есть библиотека, ребенок любит слушать чтение взрослых , сам немного читает-  5 %

Средний уровень сформированности  педагогической компетентности  характеризуется тем, что знают любимые сказки своих детей , но редко читают книги в связи с недостатком времени , ребенку нравится слушать сказки , но по его признанию гораздо чаще смотрит телевизор , недостаточно знаний по организации театрализованной деятельности дошкольников 31%

Низкий уровень сформированности педагогической компетентности характеризуется   отсутствием системы знаний  по организации театрализованной деятельности дошкольников.  Сравнив ответы детей с ответами родителей выявили, что  родители не  знают любимые сказки своих детей ,  не читают дома , домашняя библиотека отсутствует и, дома родители  сами читают редко , они и ребенок предпочитают просмотр телепередач , 64%

Любимые сказки детей: русские народные «Теремок», «Гуси- лебеди» , «Морозко»,  сказки авторские «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов» , но многие  не определились с выбором сказки , а также большинство детей  не владеют навыками театрализованной деятельности

Для приобщения детей подготовительной  группы  к художественной литературе , в частности к любимым сказкам , учитывали ряд моментов:

- устойчивый интерес детей к книгам;

- наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения

- заметное возрастание интереса к художественному слову;

- умение некоторых детей считать самостоятельно.

Взаимодействие с родителями по повышению уровня педагогической компетентности по развитию театрализованной деятельности строили ,используя разнообразные формы работы

1 этап посвящен углублению художественного восприятия  литературного текста( сказки) с целью обогащения познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации . В совместной деятельности взрослых и детей использовали формы работы :создание выставки книг «Моя любимая сказка», посещение Савинской библиотеки , рассматривание книжных иллюстраций , обогащение  предметно- развивающей среды для стимулирования интереса детей  к театрализации, беседы, консультации с родителями о важности семейного чтения,папки- передвижки «Семейное чтение», рекомендации по ознакомлению с художественной литературой выставки «моя любимая сказка»

 2 этап Развитие специальных театрально - игровых умений через организацию совместной деятельности взрослых и детей. Для его реализации необходима специальная работа по созданию образа любимого сказочного героя  Родители были первыми помощниками по реализации этого этапа :  использовали выставку «Любимый сказочный герой «, игры с текстами сказочных персонажей, постройку снежных фигур по сказке «гуси- лебеди» сказочные герои (девочка и гуси-лебеди), детско-родительские мастерские " Сказочные персонажи для детей", "Сказочный   домик" по созданию масок , декораций для театрализованных игр детей .создание разных видов театра все это обеспечивало  театрально- игровую деятельность детей на основе любимых сказок

3 этап Развитие самостоятельности и творчества в театрализованной деятельности  по мотивам любимых сказок  , где дети и родители осваивали разные игровые позиции зрителя, артиста, оформителя, костюмера , писателя

 формы работы:  совместное  участие и помощь в проведении праздника , "Масленица",   сочинение сказок родителями и детьми, показ  родителями и детьми кукольного спектакля «Красная шапочка»,драматизация сказки «Теремок» , « По щучьему веленью»,привлечение детей и родителей к созданию элементов декораций к спектаклю.

 Участие в спектакле способствует тому, что театрализованная деятельность становится средством самовыражения ребенка, его самореализации в разных видах творчества, а значит и социализации

Данная работа продолжается , но уже видны первые итоги: активность родителей повысилась , интерес  детей к театрализованной деятельности стал другим , более осознанным, творческим.

Список использованной литературы

1.Акулова О. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание, 2005, №4

2.Коломийченко Л.В. «Я- компетентный родитель.  Программа работы с родителями дошкольников» : Издательство Сфера,2013

3.Мигунова Е. В.Организация театрализованной  деятельности в детском саду- Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Изд-во Великий Новгород, 2006.

4.Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические  теории,системы,технологии -М.:Изд-во  Академия, 2000.

5.Сорокина Н.Ф. «Программа «Театр- Творчество -Дети»,Издательство АРКТИ,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интер...

Конспект родительского собрания Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

Конспект родительского собрания по ранней профориентации дошкольников....

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

Конспект родительского собрания«Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии»....

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии»....

Методическая разработка сценария родительского собрания-конференции «Роль семьи в формировании интереса к книге и приобщении к чтению детей старшего дошкольного возраста»

Сценарий собрания предусматривает рассмотрение вопросов по созданию условий, способствующих всестороннему обсуждению роли семьи в формировании интереса к книге и приобщении к чтению детей старшего дош...

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии»

Цель: развитие интересов родителей к проблемам профессионального определения детей;Задачи:- формировать у родителей заинтересованность, активность творческого участия в образовательном проце...