Критерии психологической готовности ребенка к школе
консультация по теме

Вершинина Кристина Робертовна


Для Вас, Уважаемые родители дошкольников!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_psikhologicheskoy_gotovnosti_rebenka_k_shkole.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1.     Социально-психологическая готовность к школе:

o    Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)

o    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

o    Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2.     Развитие школьно-значимых психологических функций:

o    Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

o    Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).

o    Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).

o    Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

o    Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

o    Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка либо слово-ситуация/).

3.     К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

o    знать цифры 0,1,2,ЗД5,6,7,8,9

o    уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.

o    уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка знать знаки +,-,=,

o    уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6 = 6)

o    уметь соотносить цифру и число предметов

o    уметь сравнивать 2 группы предметов

o    уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

o    знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

o    уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

o    уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше»,

o    «позже», «перед», «за», «между»

o    уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

4.     В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

o    уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки

o    уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, ...)

o    уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...)

o    иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая,...)

o    знать 1-2-3 комнатных растения

o    знать названия 12 месяцев года

o    знать названия всех дней недели.

5.     Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать:

o    в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

o    полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

o    знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

1.     Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа; » работа с ножницами, пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками).

2.     Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления)

Работать с этим Вам помогут следующие книги:

  • книга "Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993г.) альбомы "От А до Я" (два выпуска)
  • Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996г.
  • Тесты Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Мышление. Моторика)
  • Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе? (Окружающий мир)
  • "Я начинаю учиться" - выпуск 1, 2, 3
  • Л.Ф. Тихомирова "Развитие познавательных способностей детей". Ярославль, 1996г.
  • Серия "Книги для талантливых детей и заботливых родителей" Л.В. Черелюшкина "Развитие памяти детей". Ярославль, 1996 г.
  • "Подготовка к школе" (развитие внимания)
  • Безруких М.М., Ефимова СП., Князева М.Г. "Как, подготовить ребенка к школе, и по какой программе лучше учиться". М„ 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Критерии психологической готовности ребенка к школе.

Когда начинать готовить к школе ребенка? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы. Обычно, когда говорят о школьной готовности малыша, имеют в виду, главным образом, его интеллектуальное раз...

Критерии речевой готовности ребенка к школе

Ребенок должен владеть правильным, четким  звукопроизношением звуков всех фонематических групп...

Семинар для родителей детей подготовительной к школе группы "Психологическая готовность ребенка к школе"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...