Адаптация детей к дошкольному учреждению
статья по теме

Васькович Ирина Николаевна

Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей.

В данном материале представлены особенности адаптации, основные факторы, примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду, система модульного управления процессом адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст- особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей:

-Быстрый темп развития и неравномерность.

Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет- с преломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно- действенного мышления. В три года начинает развиваться самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.

-Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений.

Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.

Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно- психического развития детей.

-Повышенная эмоциональность.

Поэтому так необходимо проявлять максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду:

1.Состояние здоровья детей.

2.Возрастные закономерности протекания адаптации.

3.Уровень развития общения ребенка.

4.Тип нервной системы ребенка.

1.Состояние здоровья детей

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: у них наблюдаются частые обостерния основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.

2.Возрастные особенности протекания адаптации

От 1,5 до 3 лет

От 3-х лет

На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.

В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем- смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до двух – двух с половиной лет.

Оптимальный вариант приема детей не ранее 2-х лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

Более благоприятный для адаптации возраст от 2-х лет приходится преимущественно для девочек.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3- 3,5 года.

Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке.

Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых. У мальчиков более благоприятный для адаптации возраст 2,5 – 3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.

3. Уровень развития общения.

1 группа

2 группа

3 группа

Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как, опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство, плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация проходит более сложно.

Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойствие, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно- ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация проходит достаточно легко.

4. Типы нервной системы

Сильный уравновешенный тип.

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешенны, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Сильный неуравновешенный тип.

Дети отличаются легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.

Сильный уравновешенный инертный тип.

Дети отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в овладении умениями и навыками.

Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

Слабый тип.

Дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких людей, новое пугает их и дается с большим трудом.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка

к детскому саду

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы

Адаптационного перида:

  • Легкая адаптация- сдвиги нормализуются в течении 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • Адаптация средней тяжести- сдвиги нормализуются  в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • Тяжелая адаптация- длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Система модульного управления процессом адаптации

  1. Информационный модуль

Данный блок включает в себя все мероприятия, связанные с информированием родителей по данной проблеме, а также сбор информации о ребенке. Знакомство родителей с педагогами, для этой цели проводятся дни «открытых дверей». Индивидуальные беседы специалистов с родителями (воспитатель, врач и т.д.) Знакомство родителей с режимом учреждения.

Анкетирование родителей.

Проведение общих информационных консультаций  для всех родителей.

Проведение индивидуально- психологического консультирования родителей.

2 Адаптационный модуль

Основной задачей, данного блока, является создание психологического комфорта для детей. Успешность решения этой задачи зависит от профессионализма педагогов, от умения создать атмосферу тепла, доброты, внимания по отношению к ребенку.

Данный блок включает следующие мероприятия:

Рациональная организация режима дня детей. Гибкая система приема детей, которая включает в себя постепенность, ступенчатость. В первые дни ребенок находится ограниченное время, по необходимости вместе с родителями.

Организация развлекательных мероприятий.

Все мероприятия для детей организуются в игровой форме.

  1. Модуль методического обеспечения

Модуль методического обеспечения включает в себя:

Повышение профессионального уровня воспитателей их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д. Немаловажное значение имеет и согласованность работы всех специалистов. Основной формой организации согласованности действий сотрудников, оказание своевременной помощи специалистов в сложных ситуациях, является МППК. Где совместно со всеми специалистами разрабатываются определенные рекомендации для каждого ребенка.

  1. Модуль мониторинга            

Полученная в процессе мониторинга информация позволяет выработать систему мер по коррекции действий педагогов и других специалистов.

Адаптационный статус ребенка оценивается по комплексу критериев:

- Критерии оценки физического здоровья.

- Критерии оценки эмоционально- психического статуса.

- Критерии социально личностного статуса дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Адаптация детей к дошкольному учреждению

Краткие рекомендации для родителей в момент адаптации ребёнка к дошкольному учреждению....

Консультация для педагогов «Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Что такое Адаптпция.  Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. Условия успешной адаптации....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу...