Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3programma_sergeeva_ns_dou_belochka_2008_vospitatel_goda.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Автор-составитель: Н.С. Сергеева

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ..................................................................   2

Содержание программы.................................................................    6

Перспективное планирование ........................................................  10

Планируемые результаты ................................................................ 19

Аппарат контроля.............................................................................. 19

Методическое обеспечение воспитательного процесса................ 26

Организация воспитательно-образовательного процесса............. 28

Условия реализации программы.....................................................  32

Литература........................................................................................   35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. Но в на-стоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые. В начальном периоде посещения дошкольного учреждения у них нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Наблюдения данных проявлений детей вызвало необходимость обращения к первоисточникам, из которых получены сведения о причинах поведенческих отклонений у малышей. В  них,  также, описаны особенности адаптации детей к детскому коллективу в дошкольном учреждении.

       Изучение теоретических основ и наблюдение практики адаптации детей к ДОУ  побудили  меня, в числе других воспитателей групп раннего возраста, искать рациональные пути улучшения адаптации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет к детскому саду.

      В результате практической деятельности нами выяснено, что не каждого ребенка легко вызвать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

      Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм обучения и воспитания детей раннего возраста, в том числе и в игровой деятельности, создания атмосферы комфорта и сотрудничества.

      С  этой  целью  в  течение  нескольких  лет  осуществляется работа по теме «Адаптация детей к дошкольному учреждению средствами игровой деятельности».    

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

      В настоящее время существует множество педагогических технологий и методик обучения.  Но чтобы грамотно осуществить  выбор методов и средств обучения, воспитания и развития детей в сложный для них период адаптации, необходимо  глубокое  знание  реальных   возможностей  дошкольников, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Работая с детьми, убедилась в том, что применение игрового метода и приемов в целом не только не снижает уровень адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, но напротив, повышает его, способствуя, при этом, развитию речевой и двигательной активности, игровой деятельности детей.

      В основу методического инструментария закладываю педагогику любви и свободы, изменяя привычную традиционную педагогическую лексику на язык и стиль, развивающие творчество, вдохновение и гармонию.

       В основе педагогической деятельности с детьми в период адаптации основополагающими считаю следующие моменты:

  1. побуждение и поддержку детских инициатив во всех  видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества;
  2. поддержание уверенности в себе;
  3. формирование самостоятельности /желание и умение играть, расширять границы своих возможностей/;
  4. сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

       При решении проблем адаптации считаю разумным введение в практическую деятельность воспитателей младших групп дошкольного учреждения элементов семейного воспитания: большую степень свободы и самостоятельности, возможность делать то, что хочется в данный момент; больший объем общения, его эмоциональную окраску; ласку, взаимоотдачу.

       Но для успешного прохождения адаптационного периода необходимо еще и создание специфической среды, которая способствует установлению контактов с другими детьми и взрослыми. Именно достижение этих целей и предполагается в результате нашей деятельности: развитие доброжелательных отношений к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие  к воспитателю, симпатию к сверстникам; освоение  разных  способов  взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, повседневном общении, бытовой деятельности.                                                                        

     Все задачи адаптационного периода реализуются через различные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно-отобразительные, сюжетные.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

      В воспитании   и   состоянии   здоровья ребенка, впервые пришедшего в детский коллектив, многое зависит от периода адаптации к дошкольному учре-ждению. Поэтому  со  всей  ответственностью подхожу к приему новичков.          

      Как отмечает Н.Л. Кряжева, при поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, отрыв от любимых родителей, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах.  

      С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит много изменений, что зачастую вызывает стрессовое состояние, которое может привести к невротическим реакциям и более серьезным осложнениям в развитии. Именно поэтому необходима такая организация жизни  ребенка в ДОУ, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы  формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

     Актуальность проблемы адаптации к детскому саду отмечалась в работах Н.Д.Ватутиной, Д.Лешли, Е.К. Лютовой, Г.В. Мониной и других.

     Новизна программы проявляется в том, что, систематизировав теоретические знания по вопросам адаптации, подкрепив их многолетним практическим опытом и опытом народной педагогики, сформировалась оптимальная система работы.

     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

      1. Сохранение, укрепление и формирование здоровья ребёнка путём оптимальной организации педагогического процесса; создания условий для  игровой деятельности и двигательной активности; привития культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни.

       2. Формирование положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.

       3. Передача социального опыта игры, основ коммуникации.

       4. Создание единого образовательного пространства на основе формирования доверительных партнёрских отношений на основе  использования оптимальных форм взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста.

     Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бейтендейк, Бюлер, Вундт, Гросс,  Дьюи, Жане, Колоцца, Пиаже, Штерн, Фромм и другие.  

     В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Ю.П.Азаров, М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, О.С.Газман, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая, В.С.Мухина, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Славина, К.Д.Ушинский, Ф.И.Фрадкина,  Д.Б.Эльконин и другие.

       Понимая необходимость обращения к первоисточникам, достаточно важными теоретическими вопросами считаю вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, о ее структуре и динамике развития, психологических основах генезиса личности ребенка раннего возраста.                                                            

       В программе творчески использован опыт:

- Г.Г. Григорьевой, Г.В. Груба, Е.В.Зворыгиной, Э.П. Костиной, Н.П.Кочетовой, О.К. Магомедовой, Д.В. Сергеевой, О.Н.Степановой, Е.Ф. Терентьевой по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет;

- Н.Д. Ватутиной, Л. Пыжьяновой по адаптации детей к дошкольному учреждению.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

   Опыт может быть использован любым педагогом, понимающим значимость его и принимающим данный подход, как одну из форм организации жизни детей раннего возраста в адаптационном периоде. Цель этой работы – помочь воспитателям младшей группы организовать педагогическую деятельность и эффективно использовать игры в адаптационном периоде. Практическая значимость заключается в широком использовании разработанной системы игр и занятий в педагогической деятельности воспитателей детского сада.

    Настоящая работа может быть интересна для воспитателей, которые ищут пути повышения качества своей работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Общеизвестно, что в  соответствии,  с программными задачами подбирается содержание педагогической  работы. Для создания условий безболезненного прохождения адаптационного периода предусматривается разработка индивидуального маршрута адаптации, организация системы встреч специалистов ДОУ с родителями будущих воспитанников. С целью решения этой задачи, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку необходим учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение щадящего режима дня. Чтобы создать условия для  социализации личности ребенка, предусмотрено создание условий для проведения игр, занятий, самостоятельной деятельности детей, использование индивидуального стиля общения с каждым ребенком, поддержание инициативы, самостоятельности.

     В рамках индивидуально-дифференцированного подхода отмечаю, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, что может зависеть от типа темперамента ребенка. Традиционно выделяют четыре  типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует индивидуального подхода в период адаптации.

      Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс, склонны затормаживаться, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, в первую очередь становятся возбужденными. Проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходима же такая организация жизни ребенка, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     Анализируя первоисточники,  сделала вывод, что в основном выделяют  три фазы адаптационного процесса.

    В начале адаптации имеет место острая фаза, сопровождаемая колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Далее следует подострая фаза, характеризуемая  уменьшением всех сдвигов. Для фазы компенсации  характерно  убыстрение темпа развития, в результате чего к концу  учебного года дети преодолевают  указанную задержку темпов развития. Медицинский персонал, педагог-психолог и воспитатели адаптационных групп  различают степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

-  лёгкая адаптация, когда сдвиги нормализуются за 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не чаще обычного болеет;

-  средней тяжести адаптация – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребе-нок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание на 5-7 дней, и присутствуют признаки стресса;

-  тяжелая степень адаптации – от 2 до 6 месяцев ребенок часто болеет, теряет имеющиеся навыки, может наступать истощение организма.

      С целью создания условий для более легкой адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо создать взаимосвязь в деятельности  специалистов. Так, заведующий детским садом проводит первичное знакомство и оформление ребенка в дошкольное учреждение, знакомит родителей с порядком оформления, информирует о режиме и условиях работы ДОУ, определяет ребенка в группу. Заведующий знакомит родителей с правилами адаптации и направляет ребенка к психологу.

     Педагог-психолог знакомится с историей развития и социальным окружением ребенка, собирает информацию о возрастных и индивидуальных особенностях, заполняет карты первичного приема, дает рекомендации родителям по воспитанию малыша в период адаптации.

      Психолог ведёт и консультативную работу в период адаптации, наблюдает ребенка в условиях внутригруппового взаимодействия, дает рекомендации воспитателям по ведению адаптационных бланков.

    Медицинский персонал детского сада проводит анкетирование и сбор информации  об истории развития ребенка, знакомится с медицинским заключением, оформляет карту по форме № 26. При необходимости врач дошкольного учреждения или медицинская сестра направляет ребенка на консультацию к специалистам поликлиники, к психологу, дает рекомендации  по наблюдению за детьми в период адаптации, наблюдает ребенка в группе дошкольников.                          

     Воспитателю группы принадлежит едва ли не ведущая роль: учитывая органические потребности детей в период адаптации, он приучает детей к режиму и воспитанию в группе сверстников, привлекает к активному участию в режимных моментах. Совместно с педагогом-психологом воспитатели организуют проведение цикла игровых занятий в адаптационном периоде.  Ведь детство –это особый период в становлении организма ребенка, а каким будет этот процесс, зависит от качества взаимодействия с окружающими.

      Поэтому занятия-игры в адаптационном периоде, кроме решения задач адаптации к дошкольному учреждению, направлены и на укрепление физического и психического здоровья детей, укрепление их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей ребенка, на формирование адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.

 Цель цикла занятий – оказание помощи детям в адаптации к условиям до-школьного образовательного учреждения.

Основные задачи занятий:

  1. снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, внимания, восприятия, речи, воображения;
  2.  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  3. развитие игровых навыков, произвольного поведения.

       Немаловажная роль отводится и работе с родителями, ведь от того, как сложится каждодневное общение ребенка со взрослыми в семье, во многом зависит процесс адаптации к условиям детского сада.

      Для улучшения детско-родительских отношений планируются разные формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания, лектории, семинары, клуб молодых родителей «Растишка».

 ЦИКЛ ИГР-ЗАНЯТИЙ В АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

(12 занятий)

В соответствии с этапами адаптации, с детьми  младшей группы проводятся   занятия 1 раз в неделю.

Занятие 1.   МОЙ ДОМИК

Задачи:

1. Создание положительного эмоционального настроя в груп пе.

2. Формирование умения действовать соответственно правилам игры.

3. Развитие координации движений, общей и мелкой мото рики, зрительного    

восприятия (цвета, формы, разме ра предметов) внимания, речи и          

воображения в процессе игр и игровых упражнений.

Оборудование и материалы: игрушки домик, бабочка (яркой окраски); большие  и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби ки; краска для рисования  пальцами или гуашь, сме шанная с зубной пастой; лист с изображением бабочки  (для каждого ребенка).

Занятие 2. ПАДАЮТ, ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ

Задачи:

  1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности, развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть ми, подстраиваться под их темп.
  3. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.
  4. Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы: Большой зонт; музыкальный центр, аудиозапись шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

Занятие 3. МЯЧИК

Задачи:

  1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
  2. Повышение эмоционального тонуса.
  3. Развитие чувства ритма, координации движений, развитие ориентации в пространстве.
  4. Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

Большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Занятие 4. ПОГУЛЯЕМ

Задачи:

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии.
  2. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию.
  3. Снижение излишней двигательной активности.
  4. Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умения ото бражать в речи  местонахождение вещей.
  5. Развитие общей моторики; развитие памяти, речи и воображения.

Материалы:

Картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.

Занятие 5. МЫ ИГРАЕМ

   Задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера).
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  3. Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом; умения различать части тела.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, речи и воображения.

Материалы: Большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей);  музыкальный центр, аудиозапись спокойной музыки и рит мичной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

Занятие 6.  МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Задачи:

  1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импуль сивности.
  2. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.
  3. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; внимания, речи и воображения.

Материалы: Набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, музыкальный центр, аудиозапись плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы).

Занятие 7. МУЗЫКАНТЫ

Задачи:

  1. Создание положительной эмоциональной обстановки.
  2. Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста.
  3. Развитие образности слухового восприятия, слуховой и зрительной памяти.
  4. Развитие общей и мелкой моторики; внимания, речи и воображения.

Материалы: Ширма; игрушки: заяц, медведь (кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан,  гусли,  труба,  гармошка,  пианино.

Занятие 8. МАМИН ДЕНЬ

Задачи:

1. Оптимизация детско-родительских отношений.

2. Воспитание доброго отношения к маме.

3. Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи.

Материалы: Кукла и медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы и украшения, ширма; колокольчик.

Занятие 9. МИШКА

Задачи:

1. Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре вожности.

2. Развитие умения согласовывать свои действия с действи ями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

3. Развитие координации движений, общей и мелкой мото рики, внимания, речи и воображения.

Материалы: Игрушечный медвежонок; музыкальный центр, аудиозапись пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка.

Занятие 10. НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА

Задачи:

1. Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; формирование положительной самооценки.

2. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

3. Развитие слухового внимания, быстроты реакции, общей и мелкой моторики; чувства юмора, речи и воображения.

Материалы: Игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; музыкальный центр, аудиозапись плясовой музыки.

Занятие 11.  КОЛОБОК - РУМЯНЫЙ БОК

Задачи:

1. Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на выкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями.

2. Развитие общей и мелкой моторики, координации движе ний.

3. Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительно го, обонятельного), пространственных представлений, внимания, речи и воображения.

Материалы: Куклы бибабо; матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.

Занятие 12. КОТЯТА

Задачи:

1. Формирование положительной самооценки.

2. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; развитие координации движений, ориентации в собственном теле.

3. Развитие пространственных представлений, внимания, речи и воображения.

Материалы: Музыкальный центр, аудиозапись «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.

Перспективное планирование педагогической деятельности

воспитателя в адаптационный период

(на месяц)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Утро

Прием и осмотр детей.

Знакомство с детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя  гимнастика, комплекс №1.

Прием и осмотр детей.

Знакомство со вновь прибывшими детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя гимнастика, комплекс №1.

Прием и осмотр детей.

Знакомство со вновь прибывшими детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя гимнастика, комплекс №2.

Прием и осмотр детей.

Знакомство со вновь прибывшими детьми.

Осмотр детьми группы, игрушек, игры с ними.

Утренняя гимнастика, комплекс №2.

Учебная деятельность

Музыкальное занятие.

Цель: Вызвать активность детей при подпевании и пении. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Занятие физкультурное.

Цель: Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности, содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении,  выполнять движения совместно с другими детьми.

Музыкальное занятие.

Цель: Воспитывать отзывчивость на музыку и пение, чувство симпатии к сверстникам. Развивать желание выполнять простейшие  танцевальные движения

Физкультурное занятие.

Цель: Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на воздухе.

(продолжение таблицы)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Совместная деятельность

- Игры –забавы, хороводы 

«Солнышко и дождик», «Лови!».

Цель: способствовать поднятию настроения, сближению детей друг с другом и воспитателем.

- Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, повторять слова за воспитателем.

- Игры- забавы, хороводы 

«Солнышко и дождик», «Каравай».

Цель: поднять настроение малышей, сблизить их друг с другом и воспитателем.

- Показ кукольного театра 

«Колобок»

Цель: развивать внимание, доставить радость от просмотра, поощрять проговаривание знакомой песенки.

- Игры со строительным материалом.

Цель: поощрять старших детей  показывать свои умения

- Игры-забавы, хороводы

«Солнышко и дождик», «Карусели»

Цель: способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми и взрослыми в группе, поднятию настроения.

- Разучивание потешки 

«Водичка, водичка»

Цель: доставить детям удовольствие от процесса умывания, учить повторять за воспитателем слова потешки.

- Игры-забавы, хороводы

«Лови-лови», «Карусели»

Цель: поднять настроение малышей, сблизить их друг с другом и воспитателем.

- Рассматривание альбома о домашних животных

Цель: учить правильно называть животное и его детенышей.

Прогулка

Экскурсия по детскому саду.

- Подвижные игры «Зайчики», «Кот и мыши».

Цель: вызвать положительные эмоции от взаимодействия   друг       с

- Экскурсия на участок детского сада.

Цель: познакомить детей с постройками из песка, показать, как можно играть с песком и водой.

- Наблюдение за прохожими.

Цель: Рассмотреть  одежду людей летом.

- Рассматривание листочка или цветка.

Цель: Учить детей любоваться красотой природы.

Прогулка

другом, доставить радость от игры.

- Подвижные игры «Самолеты», «Кот и мыши» -закрепить умение бегать не наталкиваясь.

Предложить малышам собрать сухие веточки из-под деревьев на участке.

- Подвижные игры «Кто первый до флажка», «Кто быстрее добежит»

Цель: учить бегать в заданном направлении.

- Привлекать к выполнению простейших трудовых поручений: на участке после игры – собрать и сложить  игрушки в корзину.

- Катание кукол на колясках, велосипедах.

- Подвижные игры «Самолеты» -  учить бегать, не наталкиваясь,

«Скати мяч» - упражнять в скатывании мяча с горки для кукол.

- Простейшие трудовые поручения – предложить собрать игрушки в корзину.

Самостоятельная деятельность

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Сюжетно – отобразительная игра «Напоим кукол чаем».

Цель: поощрять детей производить простые  игровые действия: расставить чашки, блюдца, налить чай; закрепить в речи обращения «Кушайте, пожалуйста!», «Спасибо».

- Рисование карандашами, цветными мелками.

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Ролевая игра «Кукла Катя заболела»

Цель: поощрять детей выражать свою заботу о кукле, ставить ей градусник, давать лекарство.

- Рисование карандашами, мелками.

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Сюжетная игра «Оденем куклу на прогулку»- поощрять старших детей показывать малышам игровые действия, рассказывая, что необходимо одеть на куклу для прогулки летом.

- Рисование карандашами, мелками, свободный выбор материалов для творчества детьми.

- Игры детей с пирамидками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами.

- Сюжетно –ролевая игра «В гости к мишке»- закрепить умение накрывать на стол, говорить вежливые слова.

- Игра «Угощение для лисички» - закрепить умение лепить круглые предметы из глины.

Примерное планирование разных видов игр в течение дня

(на 1 неделю)

Виды игр

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Игры с

воспитателем

Знакомство, рассматривание фотоальбома

Подарки от Зайки

Угощение для гостей

Катание на автомобиле

К солнышку в гости

Подвижные игры

Карусели

Пузырь

Бегаем и ходим

Догоните

Солнышко и дождик

Пальчиковые игры

Пальчики здороваются

Рыбка

Сорока-сорока

Мостик

Семья

Потешки, рассказывание сказок

Кто у нас хороший

Ладушки

Мишка

Курочка Ряба

Солнышко, покажись

Общение в игровой

ситуации, сюжетно –отобрази-тельные  игры

Игровая ситуация «Все ребята в кружочке стоят, а в карманах платочки лежат»

«Научим куклу раздеваться с прогулки»

«Кукла Маша угощает гостей»

«На прогулке с куклой»

«Наша кукла обедает»

Дидактические игры

«Сверни      ленту»

«Ёжики»

«Строим вместе»

«Вкладыши»

«Соберем баранки»

      Проведение дидактических, сюжетных, подвижных игр, при правильных подходах позволяет значительно ускорить процесс адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, способствует ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром.

      К средствам и формам  реализации данной программы мы относим наблюдения, разные виды игр, рассматривание картин и иллюстраций, художественно-речевую, музыкальную  деятельность.

 


     К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.





ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ


Параметры

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Поведение

Сильные, уравновешенные, подвижные

Сильные, возбудимые

Сильные, уравновешенные, инертные

Слабые

Настроение

Бодрое, контактное

Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное

Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное

Слабые

Предел

работоспо-собности

Соответствует норме и возрасту

Быстро наступает утомление

Соответствует возрастной норме

Низкий

Характер

засыпания и пробуждения

Быстро и спокойно

Медленно, неспокойно

Медленно и спокойно

Медленно и вяло

Признаки утомления

Небольшая возбудимость нервной системы

Нарушение координации движений

Замедленная ответная реакция

Явно выраженные признаки утомления

Поведение на занятии

Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает

Не сосредоточен, не активен

Малоактивен, реакция замедленная

Не сосредоточен, пассивен

      По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:

       1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;

       2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление  медленное;

        3 группа- адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;

        4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.

Диагностика детей 1 младшей группы (с 1,5 до 3-х лет),

проводимая педагогом-психологом:

«Цветовой гнозис»

Критерии

 1,5 – 2 года

2 – 3 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

Выбор названия

Самостоятельное название

Форма

Критерии

 1,5 – 2 года

2 – 3 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

Выбор названия

Самостоятельное название

Предметный гнозис

Называет 4 – 5 картинок

в 1,5 – 2 г.

Называет многие из групп

2,5 года

Все предметы, свойства, качества

3 года

Не владеет

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Выбор из 2-х картинок в 2 года

Выбор из 4 картинок в 3 года

Не владеет

Конструктивный праксис

Возраст

детей

Действия

Разрезная картинка

из  2-х

 фрагментов

Разрезная картинка

из  3-х

фрагментов

Не владеет

2,5 -  3 года

Совершает целенаправленные действия

Соединяет части без анализа полученного целого

Прикладывание с разворотами

Зрительное соотношение частей без прикладывания

3 – 3,5 года

Совершает целенаправленные действия

Соединяет части без анализа

полученного

целого

Прикладывание с разворотами

Зрительное соотношение частей без прикладывания

Конструирование по подражанию

(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)

Показатели

2,5 – 3 года

4 года

Не владеет

Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений

Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения

Сопоставление и исправление ошибок

Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений

Самостоятельный анализ образца и воспроизведение

Пространственный гнозис

Параметры

2,5 – 3 года

3,5 года

Не владеет

Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется

Выполняет все задания

Диагностика способов деятельности

А). Складывание пирамидки

Нормативы

Пирамидка

из 4 колец с колпачком

Пирамидка

из 6 колец с колпачком

Не владеет

1 год

Снимает кольца с пирамидки

1,5 – 2,5 года

Собирает пирамидку без учета величины

3 – 3,5 года

Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением

Б). Разбор и складывание матрешки

Двусоставная

3 и 4-х

составная

Не владеет

2,5 года

Неспецифические манипулятивные действия

Простое манипулирование предметом

Силовая проба

Целенаправленная проба

Примеривание

Зрительное соотношение

3 – 3,5 года

Неспецифические манипулятивные действия

Простое манипулирование предметом

Силовая проба

Целенаправленная проба

Примеривание

Зрительное соотношение

Задание на выполнение действий с предметами быта

Возраст ребенка

Действия

Количество детей,

овладевших действием

Не владеет

1 г. 3 мес.

Подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге

1,5 года

Снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивает одновременно 2 – 3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять их местами, он находит игрушку на новом месте

2 года

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машинку, листает книгу: каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли. Штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В

СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ

Оценка

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен

Много друзей, охотно играет с детьми

Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

Очень хороший аппетит, съедает все  с удовольствием.

+2

Улыбается, настроение  хорошее, спокоен

Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми

Сон спокойный

Нормальный аппетит

+1

Иногда задумчив, замкнут

Безразличен к играм, отстранен, замкнут

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

Аппетит выборочный, но насыщенный

-1

Легкая плаксивость, хныканье

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Отвергает некоторые блюда, капризничает

-2

Плачет за компанию, плач приступообразный

Проявляет тревогу, бросает начатые игры

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно

-3

Сильный  плач, подавленное настроение

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Отсутствие сна, плач

Отвращение к еде, кормление мучительно

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  1. хороший аппетит;  охотное  общение  с другими  детьми;  
  2. спокойный сон;  адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.

Научно-методическое обеспечение программы:

  1. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса./Под ред. В.М. Изгаршевой. - М, 1998.
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка./Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. – М.:Педагогика , 1988.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н. Павловой.-М.: Просвещение, 1998.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста./Под ред. Г.М. Ляминой. -М.: Просвещение, 1998.
  5. Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха»./Под ред. Г.Г. Григорьевой.- Н. Новгород, 1997.
  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Игра дошкольника./Под ред. С.Н. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1998.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). –СПб., 2001.
  9. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.- М., 1996.
  10. Печора К.Л. Методические рекомендации: Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. – М., 2000.
  11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М, 2002.

       Ведущим подходом в организации процесса адаптации детей к детскому саду мы считаем  личностно-ориентированный подход, как одну из составных частей процесса гуманизации образования. Как известно, принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий: авторитарные технологии; дидактоцентрические технологии; личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

       Выражение личностно-ориентированное (центрированное) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности совпадают по сути. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий.

      В педагогическом сообществе рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

      Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.

        С целью внедрения личностно-центрированного подхода к игре-занятию, учитываем следующие особенности:

  1. оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
  2. поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия;
  3. выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;
  4. использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
  5. отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
  6. использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
  7. создание условий для формирования у каждого ребёнка уверенности в своих силах.

  Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышения качества жизни ребенка является реализация технологии воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения со взрослыми и сверстниками посредством игровой деятельности.     

Направления работы с детьми:

1. Формирование предпосылок сюжетно - отобразительной игры.

2. Формирование культурно - гигиенических навыков.

3. Сенсорное воспитание.

4.Музыкальное воспитание.

5. Развитие изобразительной деятельности.

Направления работы с родителями:

1. Передача психолого-педагогических знаний родителям.

2. Создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.

3. Вооружение адекватными приемами взаимодействия с детьми.

    Для реализации задач адаптационного периода необходимы оборудование и материалы для развития у детей движений, речи, конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных способностей, театрализованной деятельности, ознакомления с природой.

     При формировании предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста в адаптационный период, руководствуемся деятельно-возрастным подходом, требованиями и рекомендациями программно-методической литературы, пожеланиями и запросами родителей.

Пути реализации программы:

1. Организация специальной развивающей среды, включающей функциональные помещения:

 -  Приемная, где имеются шкафчики для одежды детей и взрослых, мебель для организации консультаций для родителей, собрана популярная педагогическая литература, размещены медико-психолого-педагогические рекомендации. На шкафчиках наклеены фотографии с интересными моментами из жизни семей воспитанников.

- Умывальная комната с изображениями забавных животных из сказок и мультипликационных фильмов, призывающих соблюдать гигиену.

- Игровая, где сосредоточен материал, необходимый для формирования игровых навыков и умений, предпосылок сюжетно-ролевой игры, дидактический материал и пособия для игр-занятий, направленные на развитие способностей детей.

2. Аналитическая работа с родителями :

Сбор информации о ребенке от родителей и других близких ему людей, а также выявление уровня педагогической компетентности родителей. Для этого мы предлагаем родителям заполнить «Анкету - знакомство». Затем родители получают подборку «Памяток», в которых раскрыты основные подходы к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

3. Организация педагогического взаимодействия:

  осуществляется с учетом разных темпов развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей:

цикл игровых занятий для детей;

наблюдения педагогов за детьми в группе.

совместный праздник (родители, дети, педагоги, специалисты);

повторная диагностика детей (социальный педагог, педагог психолог – совместно);

повторное анкетирование родителей (педагоги, социальный педагог).

     Одним из основных принципов воспитательно-образовательной работы в адаптационном периоде считаю  принцип сотрудничества.

    Центральным моментом обучения и воспитания является возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью показа (образца) подражания, совместных действий, поощрения и др. В ДОУ ребенок обучается не тому, что он уже умеет делать самостоятельно, а тому, что он еще не  знает и не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством.

     Согласно теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», в сотрудничестве с педагогом с помощью подражания ребенок всегда может сделать больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно. Говоря о подражании,  имею в виду не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение каких-либо действий.  

      Ребенок может подражать только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей.

      Следовательно, в сотрудничестве ребенок может сделать всегда больше, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. То, что ребенок умеет в сотрудничестве сегодня, завтра он сумеет самостоятельно.

       В  детском саду присутствие в период адаптации, на занятии, на утреннике, досуге одного из близких взрослых людей (мамы, папы, бабушки) является традиционным (согласно Договора между детским садом и родителями).   

       На мой взгляд, итогом занятий детей в адаптационный период должна стать готовность ребенка к взаимодействию со взрослыми и со сверстниками в условиях дошкольного учреждения, которая состоит из следующих компонентов:

1. Эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

2. Контактность, умение выразить потребности и желания, адекватное реагирование на указания и оценки взрослых.

3. Активность на занятиях и в играх.

4. Самостоятельность в выполнении действий: игровых; гигиенических навыков; навыков самообслуживания.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультация

«Познай себя как родителя»

Консультация

«Здоровый ребенок»

Консультация

«Общение родителей и детей»

Памятка для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний»

Информация «Игры и развлечения с малышом»

Анкетирование родителей «Портрет семьи»

Устный журнал «Система оздоровления и закаливания в семье»

Памятки «Домашние игры- детские травмы»

Папка-передвижка «Значение режима дня для воспитания»

Беседа «Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж, заваривание чая из лечебных трав»

Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома»

Тестирование «Я и мой ребенок»

Компьютерная презентация «Питание-залог здоровья»

Консультация «Организация прогулок с детьми»

Комплекс мероприятий по организации работы 1 младшей группы

в период адаптации                          

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственный

І. Организационная работа с адаптационными детьми

1

Составление графика вновь поступивших детей.

Май

Заведующий

2

Первичное знакомство и оформление ребенка в МДОУ.

По графику

3

Знакомство родителей с порядком оформления в МДОУ.

4

Информирование родителей об условиях и режиме работы в МДОУ.

Заведующий,

старшая медицинская сестра

5

Определение ребенка в группу.

6

Первичное знакомство родителей с правилами адаптации.

7

Направление ребенка врачу, старшей медицинской сестре

Заведующий

8

Анкетирование родителей и сбор информации об истории развития ребенка.

1 неделя

посещения

Заместитель заведующего,  врач

9

Знакомство с мед. заключением.

1 день по

необходимости

Ст.медицинская сестра, врач

10

Направление ребенка на консультацию к специалистам детской поликлиники.

11

Рекомендации воспитателям по наблюдению за детьми за период адаптации.

1 день

12

Наблюдение ребенка в группе.

Знакомство с историей развития и социальным окружением ребенка.

В период

адаптации

1 неделя

Заместитель

 заведующего

по ВМР

13

Сбор информации о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка.

Воспитатели

Заместитель заведующего

14

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в период адаптации.

15

Работа с семьей в период адаптации ребенка к условиям МДОУ.

В период

адаптации

16

Наблюдение ребенка в условиях группового взаимодействия.

17.

Рекомендации воспитателям по ведению адаптационных бланков.

1 день

Заместитель

заведующего

18

Составление совместно с родителями индивидуального маршрута адаптации.

1 день

19

Определение роли и задач родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям МДОУ.

1 неделя

20

Наблюдение за ребенком в период адаптации к условиям группы.

В период адаптации

Врач, старшая медицинская

 сестра

21

Учет органических потребностей ребенка в период адаптации.

Постоянно

Воспитатели

22

Приучение ребенка к режиму дня в МДОУ.

Постоянно

23

Привлечение ребенка к активному участию в режимных моментах.

постоянно

24

Формирование культурно-гигиени-ческих навыков самостоятельности, основ игровой культуры и коммуникации

постоянно

Воспитатели, старшая

медицинская

 сестра

25

Ведение листов наблюдения за ребенком в период адаптации.

В период адаптации

26

Составление карты анализа адаптивных возможностей ребенка совместно с родителями.

1 день

Ст. воспитатель

27

Заполнение карты анализа адаптивных возможностей ребенка совместно с родителями.

1 неделя

Педагог-психолог,

воспитатели

28

Ведение карт нервно - психического развития детей.

постоянно

Воспитатели, заместитель заведующего по ВМР, психолог

ІІ. Лечебно-профилактическая работа

1.

Систематическое проведение антропометрии детей, поступивших в адаптационные группы ( в начале и в конце адаптации).

1 день и последний день  адаптации

Старшая медицинская сестра,

медсестры

2

Посещение детей на дому с целью ознакомления с семьей и социальной средой ребенка, поступившего в детский сад.

1 неделя

Педагог-психолог,

воспитатели

3

Оценка проведенных адаптационных мероприятий.

Подведение итогов работы на медико-психолого-педагогическом совещании.

Последняя

неделя

адаптации

Воспитатели,

 заместитель

 заведующего

по ВМР, педагог-психолог, врач

III. Лечебно – оздоровительная работа

1

Ясельные группы – настойка валерианы по 1 капле/на год жизни* 2 раза в день

По необходимости

Старшая

медицинская

сестра,

врач

2

Садовые группы – настойка пустырника по 1 капле / на год жизни * 2 раза в день.

10 дней

3

Всем детям адаптационных групп оксолиновая мазь в носовые хода* 2 раз в день № 10

Первые 10 дней адаптационного периода

4

Поливитамины «Ревит» по 1 драже * 1 раз в день № 30

Весь

период

адаптации

  1. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду. // Дошкольное воспитание. - № 5, 2007.- с. 100-103.
  2. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад.// Дошкольное воспитание.- № 5, 2007.- с. 103.
  3. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. /Сост. Теплюк С.Н./- М.: Мозаика-С, 2007.
  4. Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет.- М.: Просвещение, 2007.
  5.  Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. Воспитание и развитие детей от 2  до 3 лет.- М.: Просвещение, 2007.
  6. Доронова Т., Доронов С. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек. – М., 2005.
  7. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем.- М.: ТЦ«Сфера», 2005.
  8. Закревская О.В. Развивайся, малыш! – М.: Гном и Д,2006.
  9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.- М.: ТЦ«Сфера», 2005.
  10. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. - М.: ТЦ«Сфера», 2005.
  11.  Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. -М.: ТЦ«Сфера», 2005.
  12. Печора К.Л. Методические рекомендации: Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. – М., 2000.
  13. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М, 2002 .
  14. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду.- М.: Мозаика-С, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....

Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В описании опыта работы раскрывается проблема социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях гуманизации  дошкольного образования через игровую деятельность....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Уважаемые коллеги!   Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  Своё сооб...

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Серьезные изменения социально-экономического, идеологического характера в нашей стране, происходящие в последнее десятилетие побуждают и отечественных ученых  по-новому взглянуть на проблему агре...