Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
материал (старшая группа) по теме

Фадеева Юлия Сергеевна

В описании опыта работы раскрывается проблема социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях гуманизации  дошкольного образования через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesenka_uspekha.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Социализация детей старшего дошкольного

возраста в процессе игровой деятельности.

(описание опыта работы)

Одной из самых любимых сказок моего детства является сказка Киплинга «Маугли», в которой мальчик, попавший в джунгли жил и воспитывался среди зверей и как у любой сказки у этой был хороший финал, решив вернуться в мир людей, он смог это сделать. В реальной же жизни, таких детей ожидал трагический исход, согласно статистике ни один ребенок не мог адаптироваться и стать полноценным членом человеческого общества, как правило, большинство «детей-маугли», в скором времени погибали.  С самого раннего детства ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми, он с первых дней своей жизни становится существом социальным. Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.                                                                                 Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию .В  связи с этим проблема социально-личностного развития становится особо актуальной на современном этапе. В связи с внедрением ФГТ важное место отводится социализации ребенка.

В современной науке существует несколько определений понятия социализации, я же в своей работе опираюсь на определение Галины Михайловны и Алексея Юрьевича Коджаспировых, который рассматривают социализацию, как процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Говоря о социализации необходимо также остановиться на понятии социальной компетентности, под которой понимаются социальные навыки (обязанности), позволяющие личности адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.        Осознав необходимость развития социальной компетентности детей, работу по социализации дошкольников, необходимо проводить, опираясь на разнообразие детских интересов, включив различные виды игровой деятельности. Кроме того, нормы СанПина и ФГТ отвергают занятия, как форму учебной деятельности в дошкольном учреждении выдвигая игровую деятельность, основанную на комплексно-тематическом принципе с учетом принципа интеграции образовательных областей на первое место.Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием игр и игрушек, которые не всегда несут в  себе нужную психологическую и педагогическую информацию, поэтому от педагога требуется большое умение организовать игровую деятельность детей таким образом, чтобы она решала задачи развития социальной компетентности.                                        Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основной целью моей работы, является создание условий для формирования системы социальных связей и отношений, необходимых ребенку для жизни в обществе. Данная цель будет достигнута посредствам решения следующих задач:

1. Обогащать опыт социальных навыков поведения через игровую  деятельность.

2. Формировать умение ориентироваться в микросоциуме, макросоциуме.

3.  Организация взаимодействия с  родителями по обогащению социально-культурного опыта ребенка.

          С целью выявления качественной характеристики         уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности детей была проведена диагностическая работ. В ходе которой детям предлагались разнообразные задания , которые позволили выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых и его проявления , а также умение получать необходимую информацию, вести диалог, выслушивать и с уважением относиться к мнению другого, отстаивать свое мнение ; умение взаимодействовать, соотносить свои желания         и стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах, оказывать помощь Данные диагностики, проведенная в феврале 2011 года показали, что 26,1% детей имеют высокий уровень сформированности социально-коммуникативной компетенции; 43,5% средний и 30,4% низкий.  Данные исследования представлены в диаграмме( приложение)Для определения результативности работы в данном направление  в ноябре 2011 года была проведена повторная диагностика детей, она показала что детей с низким уровнем сформированности социально-коммуникатиной компетенции стало меньше. Увеличилось и количество детей с высоким уровнем компетенции. В процентном соотношение это выглядит следующим образом 30%  высокий уровень  сформированности социально-коммуникативной компетенции;49,2 % средний, 20,8% низкий. По итогам проделанной работы была составлена сравнительная характеристика уровней сформированностей социально-коммуникативной компетенции детей.                                                 Результаты диагностики представлены в сравнительной диаграмме.

Данные диагностики уровней сформированности социально-коммуникативной компетенции.

   

Основными видами игровой деятельности позволяющими решать поставленные цели и задачи по социализации дошкольников являются:

-сюжетно-ролевая игра, которая имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль .

     "Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Поэтому
процесс руководства сюжетно-ролевой  игрой строю  так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить
3 группы методов.
Первая группа методов обогащение знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические  беседы.
Вторая группа - это методы, которые способствуют  становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того,  оказываю  детям помощь в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.  
Также учитываю  индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использую также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формирую путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому  изучаю  характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогаю  детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. Здесь мы выполняем различные  совместные  выполнение с детьми построек.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.        Сюжетно-ролевые игры, они         учат брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Побуждать детей по своему обустраивать собственную игру ,самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы; способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах; воспитывает доброжелательность, готовность выручить сверстника. Сюжетно-ролевая игра позволяет решать все поставленные задачи, поскольку ребенок усваивает нормы поведения в обществе, учит ориентироваться в микро и макросоциуме( например, играя в больницу , дети берут на себя разные роли)

          -театрализованная игра представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказки, рассказы и т.д) Сюжетно-ролевая игра отличается от театрализованной. В сюжетно-ролевой игре  ребенок свободен в передаче изображений особенностей ролевого поведения : мама может быть доброй, суровой, заботливой) , а в театрализованной игре образ героя , его основные черты , действия определены содержанием произведения. Виды театрализованных игр:  игры –драматизации  ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

 режиссерские игры  "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Работу провожу в группе  , так  чтобы в ней участвовали все дети.
Последовательность работы.

  • 1)    Подготовка.
  • Для театральной постановки выбирается текст, имеющей определенные признаки. Это - небольшое стихотворение  или отрывок рассказа, сказки, содержащий диалог героев, например, лошадка, Иванушка  При этом в сценке участвуют одновременно все дети группы. В целом, желательно, чтобы подготовка к разыгрыванию заняла не более одного дня, а на следующий день или даже в тот же день прошло выступление.
  • 2) Выступление.
  • Выступление проводится перед другой группой детей. Оно может повторяться несколько раз перед разными группами. Желательно, чтобы зрителями первого выступления были дети более младшего возраста, это также поможет снизить страх перед выступлением.
  • 3) Представление актёров.
  • Одна из наиболее важных частей работы. Тут уже каждого актёра нужно представить отдельно, назвать героя, главное, уделить каждому достаточное количество времени и аплодисментов. Каждый должен пережить свою «минуту славы».

Театрализованные игры позволяют детям раскрывать свои творческие способности, уверенность в  собственные силы, усвоение нравственных форм ( при организации театрализованных игр мы как правило  обращаемся к сказке). Любая сказка несет в себе глубокий нравственный смысл, таким образом примеряя на себе роль положительного или отрицательного героя ребенок имеет возможность побывать и на стороне добра, и на стороне зла. Тем самым сделать вывод, что положительные герои пользуются любовью и уважением. Ребенок в театрализованных играх приходит  к стойкому убеждению быть хорошим и соблюдать нравственные и этические нормы принятые в обществе. Данные игры дают огромную возможность для привлечения родителей, начиная от совместной подготовки костюмов .Родители, являясь зрителями- приносят детям огромную радость, удовлетворение, желание участвовать и быть активными. Дети получают удовольствие от публичных выступлений, тем самым формируя активную жизненную позицию.

-дидактическая игра. особенность дидактических игр - их обучение и создавание взрослыми. . В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов);
  2. настольно-печатные  (это парные картинки, лото, домино, классификация картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, рассказ о картинке);
  3. словесные игры («Отгадай-ка», «Похож – не похож», «Назови одним словом», «Летает – не летает»)

В процессе  социализации дидактические игры играют очень большую роль , т. к они знакомят с профессиями, их социальной значимостью,  .Начиная игру, вызываю интерес у детей это достигается различными приемами: использованием загадок, сюрприза, интригующего вопроса и т.д. для того , чтобы было  желание в нее играть .. с самого начала и до конца игры руковожу  ее ход: отмечаю удачные решения, подбадриваю застенчивых детей, вселяю в них уверенность в своих силах и т.д. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития..  Дидактические игры являются наиболее соответствующей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые  считаю необходимым ему дать. Поэтому в нашей группе вся образовательная деятельность  – это игра.

     В заключении  хочу сказать, что игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя полноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. И поэтому - залог успешной деятельности педагога по социализации дошкольников - это система работы по организации игровой деятельности, при которой три взаимосвязанные линии развития детей   чувствовать –познавать- творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, таким образом поставленные цель и задачи реализованы.

                                         

                                           ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И.Ю. Пестряков. – Якутск: нац. изд-во «Бичик». 1995. – 64 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.
3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 208 с.
5. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «Детство-Пресс», 2003-144с.
6. Воспитание дошкольника в труде/ В.Р.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. – М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
7. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с.
8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.

9. . История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001-511с.
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина …: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аркти, 2004. – 80 с.

11 Коджаспирова,Г.М. Словарь по педагогике ( междисциплинарный)/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:ИКЦ, МарТ;,2005.-448 с.

  • 12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. пед. учеб. Заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-416с.
    13. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001 - №9, с. 98 – 101.
    14. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004. – 48 с.
    15. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. – М.: Мнемозина, 1995. – 85 с.
    16. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Рос. пед. агентсво, 1998. – 85 с.
    17. Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения. – Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1999. - 192 с.
    18. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 224 с.
    19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.

20.Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2010.

21. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвента, 1989. – 176 с.

22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.

23. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71

24. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.

25. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91.

26. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 360 с.

28.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2010.

29.Воронкова Л.В. «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей. Педагогическое общество России. Москва 2004.

30.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. Москва. Московский психолого-социальный институт- 2001.

31.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. Академический Проект Москва 2001.

32.Захарюта Н.В. «Психология детства». Армавир 2000 АГПУ

                                     Методический материал по диагностике

                                             Диагностическое задание 1.

                                                       «Отражение чувств»

Цель. Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.

Содержание. Исследование проводится индивидуально. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:

  • Кто изображен на картинке?
  • Что они делают?
  • Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?
  • Как ты догадался (ас ь) об этом?
  • Как ты думаешь, что произойдет дальше?

Оценка результатов

  • 3балла—ребенок самостоятельно правильно определяет эмоцио
    нальные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину и де
    лает прогнозы дальнейшего развития ситуации;
  • 2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
  • 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных со
    стояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их
    причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.

                                     Диагностическое задание 2.

                                         «Зеркало настроений»

Цель. Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

Содержание. Методика проводится с парой ребят. Детей объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама». «Говорящий» повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т.д.). Затем дети меняются ролями.

Оценка результатов

 3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;

  • 2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;
  • 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных со
    стояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.

 


                                       Диагностическое задание 3.

                                                                  «Интервью»

Цель. Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Материал. Микрофон.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия — остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».

Протокол исследования

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Кол-во вопросов

Содержание вопросов

Степень самостоятельности

Характер вопросов

Развернутость

Логичность

Последовательность

Кол-во баллов

ребенку

взрослому

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

2.

3.

Оценка результатов

  • 3 балла — ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно
    формулирует 3—5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» но
    сит логичный, последовательный характер.
  • 2 балла — ребенок формулирует 2—3 кратких вопроса с помощью
    взрослого, не сохраняет логику интервью.
  • 1 балл —ребенок затрудняется в выполнении задания даже с по
    мощью взрослого либо отказывается от выполнения.

                                            Диагностическое задание 4.

                                                 «Необитаемый остров»

Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопосы:

  • С чего бы вы начали свое существование на острове?
  • Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
  • Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить
    обязанности между собой.
  • Кого бы вы выбрали командиром?
  • На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься
    от них?
  • На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете пред
    принимать?

                                                 Оценка результатов

  • 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает
    на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;
  • 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
  • 1 балл —ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает
    желания сверстников, настаивает на своем.

                                           Диагностическое задание 5.

                                                        «Помощники»

Цель. Выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.

Материал. Тазики, тряпочки; клей, ножницы, кисти, полоски бумаги; лейки, тряпочки.

Содержание. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детейна 4 подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе), подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание индивидуально каждой подгруппе:

•        помочь маме вымыть столы и стулья;

•помочь дедушке — у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить;

  • помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть
    пыль с листьев;
  • помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах.

Протокол исследования

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Умение предложить цель деятельности

Умение планировать содержание деятельности

Умение распределить обязанности с учетом возможностей и интересов каждого ребенка

Умение выбрать средства для осуществления деятельности

Умение объективно оценить общий результат и вклад каждого

Умение учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям

Умение принимать и оказывать помощь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

2.

3.

+ умение проявляется;

— умение не проявляется.

Варианты ситуаций взаимодействия детей:

  • организация совместной продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование);
  • организация театрализованной деятельности;
  • организация сюжетно-ролевой игры «Строим новый город» (архитекторы рисуют (проектируют) новый город и делают макеты домов, улиц, площадей; строители строят город по макетам архитекторов; специалисты озеленяют город, создают парки, скверы, аллеи;
    руководит созданием нового города —мэр).

Оценка результатов

•        3 балла — ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений
за помощью к взрослому или сверстнику;

•2 балла —ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;

• 1 балл —ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знает норм организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.


                                   Диагностическое задание 6.

                                        «Не поделили игрушку»

Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.

Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть по очереди;
  • отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение.
    И так далее.

Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.

Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Варианты возможных конфликтных ситуаций.

Ситуация «Карандаш»: двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной (механический), необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.

Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.

Оценка результатов

  • 3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрос
    лому;
  • 2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;
  • 1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы
    других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполняется сводная таблица.

Уровень сформированное™ социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:

высокий уровень —от 24 до 30 баллов;

средний уровень —от 16 до 23 баллов;

низкий уровень — от 10 до 15 баллов.


Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень (24—30 баллов)

Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.

В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Средний уровень (10—15 баллов)

Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (6—9 баллов)

Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Серьезные изменения социально-экономического, идеологического характера в нашей стране, происходящие в последнее десятилетие побуждают и отечественных ученых  по-новому взглянуть на проблему агре...

Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности...

Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»

Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у  подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми посредством создания игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к...