Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.
статья (средняя группа) по теме

Казакова Елена Ивановна

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка.

Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,

талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

 К.С.Станиславский

      Актуальность  данной статьи  в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

      Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

      Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

    Главная цель работы с театрализованной деятельностью – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия. 

      В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступали  одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты  не в достаточной степени.    Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

      Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

      Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка – умение сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.             Театрализованные игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают его к духовным ценностям.             Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

      Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

      Получится ли у ребенка играть в театре? Я с уверенностью могу сказать - обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что  только в театре ребенок может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь, стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.

      Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С детьми важно уделять внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также  используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Нужно добиваться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

      При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.

      Вместе с детьми можно  сочинять маленькие истории,  придумывать диалоги героев. Позже дети смогут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

      В танцевальном творчестве, внимание стоит уделить воспитанию интереса и желанию двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов. Активно использовать различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых нужно активно привлечь родителей воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа, используются игры на внимание, фантазию.

    Постепенно дети учатся исполнять мини-монологи и диалоги  между   персонажами,   разыгрывать   действия   с   применением  разнообразных   движений, умеют  согласовывать  свои  действия   с действиями  партнеров,  не  заслоняя   их. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.  

      На занятиях можно использовать театральные  этюды, которые развивают  у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»).   Такие   игры   рассчитаны   на активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем   указаний,   а   соучастником  педагогического   процесса.  

     Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь   музыка  «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

      Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. 

      В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

      Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что данная статья является введением к большой и плодотворной работе по развитию творческих способностей посредством вовлечения детей в театрализованную деятельность.

                                                                Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и  

                                                                  добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет  он            Жизненной тропой!!!

                                                                                             Г. Попова  

Казакова Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитие творческих способностей ребёнка.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память,внимание,совершенствуют речь и пластику движений,способст...

ТемаОпыт работы: Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способн...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВВоспитатель МАДОУ Детский сад №232Салимгареева Дилара Радиковна    Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей

Занятие театрализованной деятельностью развивает  память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей....

Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей с ОНР

Роль театрализованных игр в развитии творческих способностейдетей с ОНР...