Как выбрать школу.
статья (подготовительная группа) по теме

Ходанович Ирина Яковлевна

Данная работа поможет родителям выпусеников дошкольного учереждения выбрать школу для обучеия своего ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Как выбрать школу.

А надо ли её выбирать? Каждому ребёнку гарантированно право на образование. В подтверждение этого конституционного права существует территориальный принцип, в соответствии с которым, всякий ребёнок будет безоговорочно принят в школу по месту жительства. Так раньше и было, кроме нескольких специальных школ, в которых учились особо одарённые дети.

Сегодня многое изменилось. Почти каждая школа имеет своё индивидуальное лицо или стремится к этому. Множество гимназий, лицеев, авторских и специализированных школ, плюс обширное количество частных школ различных моделей и направлений готовы принять на себя бремя ответственности за образование наших детей.

Конечно, не мудрствуя лукаво, можно пойти по прежней, хорошо отработанной схеме, определив своё чадо по месту жительства. Но как быть, если, например, в этой школе нет английского языка или компьютеров, а вы не представляете будущего вашего ребёнка без этих знаний? Или рядом с вами школа, провозгласившая первостепенной задачей художественно-музыкальное развитие детей, а вы уверены, что ваш ребёнок напрочь  лишён музыкального слуха и, к тому же, по папиному примеру абсолютно не различает цвета. Могут быть и ещё более прозаичные причины, по которым  вас может не устраивать ваша микрорайонная школа. Так скажем, в ней нет групп продлённого дня или там уже учится сын ваших знакомых и вы наслышаны такого, что никакие уговоры не заставят вас связать судьбу своего ребёнка с этой школой. Да мало ли других причин, побуждающих родителей на поиски подходящего учебного заведения.

Как показывает опыт, такой выбор труден. Родителям трудно выбрать наиболее оптимальный режим для своего ребёнка, определить его индивидуальные особенности, проблемы, пути и способы их решения. Зачастую трудно найти специалистов, способных оказать необходимую помощь, помочь сориентироваться во множестве противоречивых сведений, определить приоритеты и сформировать коррекционную или компенсирующую программу. Как, в таком случае, защитить своего ребёнка от произвола? Как поддержать его стремление к знаниям и, при этом, не отвратить его от школы? Как учесть индивидуальные особенности ребёнка?

Прежде чем выбирать школу, определитесь в своих пожеланиях- чего именно вы хотите. Пусть этот перечень будет условным, вы всегда сможете  внести в него изменения. Можно поступить и иначе, определите то, чего вы не хотите и, опираясь на эти записи, начинать свои поиски. Однако, для начала, настоятельно рекомендуем вам обратится в ту или иную Психологическую службу, особенно если такая служба функционирует в рамках системы образования. В этом случае там вы наверняка сможете получить исчерпывающую информацию о школах, реализуемых ими программах, условиях приёма и обучения. Кроме того, там наверняка имеются специалисты способные определить склонности и интересы вашего чада, оказать ему необходимую помощь и значительно сузить круг ваших поисков. Здесь важно заметить, что в этих службах подобные консультации осуществляются бесплатно.

Выбирая  школу, примите во внимание, что в большинстве современных школ организация учебной деятельности строится не только на основе сотрудничества, но и соперничества и оценки, а успешность учебной деятельности оценивается по её результату.

Основными принципами обучения здесь является одновременное изучение детьми в классе одинакового для всех учебного материала в строго установленные сроки. При этом ученики взаимодействуют с учителем не индивидуально, а вместе, как группа. Количество учеников в классах таких школ обычно колеблется от 25 до 35 человек и больше. Это обстоятельство особенно важно, если до этого ваш ребёнок не посещал детский сад, а рос дома с бабушкой. Теперь ему придётся не только осваивать учебные дисциплины, но и научиться взаимодействовать с группой сверстников, освоить новую роль члена группы. Если он привык получать индивидуальное внимание со стороны взрослых, то такая перемена неизбежно вызовет стресс, особенно если освоение учебной программы будет вызывать некоторые сложности.

Вместе с тем сегодня уже существуют  школы,  строящие свои организационные принципы на иных основах. В  этом случае весь учебный процесс обладает большей гибкостью, а обучение строится на индивидуальной основе или ориентированно на небольшие группы учащихся -  от 7 до 15 человек. В таких школах каждый ребёнок учится в том темпе, который является для него наиболее оптимальным. Контрольные работы носят индивидуальный характер. Парты лёгкие, одноместные, располагаются  свободно. К  сожалению,  среди государственных школ таких явное меньшинство, а обучение в частных требует значительных финансовых затрат.

Однако, здесь следует заметить. Что нет никаких достоверных данных, указывающих на то, что выпускники элитарных или привилегированных школ имеют более обширные знания и они более успешны в дальнейшем в жизни. Выдающиеся мировые личности в равной мере представляют самые различные типы школ.

Кроме того, существует расхожее мнение что, в существующих сегодня частных школах , педагоги опытнее , программы глубже и, следовательно лучше. Мы не желаем никоим образом бросить тень на этих педагогов, наоборот, мы готовы всячески их поддерживать и отдаём дань вполне заслуженного уважения, как впрочем, и другим педагогам, работающим в обычных муниципальных образовательных учреждениях. Однако дело заключается не только и не столько в опыте, квалификации, профессиональном мастерстве, сколько в личности учителя. Многие талантливые , заслуживающие  всяческой поддержки, внимания и лучших условий жизни и работы учителя продолжают трудиться в самых обычных школах.

Выбирая частную школу, следует обязательно обратить внимание на наличие лицензии. Её следует внимательно прочитать, посмотреть на её число,  и оговорённые виды  залицензированной  деятельности.

Нередко можно встретить родителей, связывающих обучение ребёнка в школе и его начальный период с той или иной новомодной профессией: менеджер, политолог, имидж -мейкер и т. п. Это явление хорошо известно и изучено. По мнению психологов, занимающихся подобными социальными явлениями, оно связано не столько с особенностями или склонностями ребёнка, сколько с социальными притязаниями родителей, поскольку обучение ребёнка в престижной школе повышает социальный имидж и обслуживает родительские амбиции.

Поэтому нет ничего страшного в том, что вы выберете начальную школу, не прицеливаясь далеко и не связывая судьбу своего ребёнка с определённой деятельностью или профессией. Времена меняются, может быть к тому времени, когда ваш первоклассник вступит в самостоятельную жизнь, вновь обретут утерянный престиж профессии педагогов, инженеров, строителей, технологов и многие другие . К тому же велика вероятность, что ваш повзрослевший ребёнок на пороге выбора профессионального пути примет своё самостоятельное решение. Не ограничивайте его выбор, обеспечьте ему успешный старт, пусть начало школьной жизни будет успешным, увлекательным, а учёба станет привычным делом на всё жизнь

Но вернёмся к школам. В некоторых школах разделяют учащихся на потоки, причём для каждого из таких потоков может существовать отдельная образовательная программа. Официальным обоснованием такого разделения может выступать различие учащихся в уровне подготовленности к обучению в школе. Подобная практика не всегда базируется на научно-выверенных основаниях.

В связи с этим родителям следует знать, что любое разделение учащихся на потоки может приводить не только к позитивным, но и к негативным последствиям.

Мы полагаем, что родителям будущих школьников также полезно знать и то, что в настоящее время система отечественного образования устойчиво сориентирована на гуманизацию взаимоотношений в школе.

Всё выше сказанное подразумевает одну общую рекомендацию- ищите школу с демократической, тёплой атмосферой, где учителя готовы оказать поддержку каждому ребёнку. В конечном итоге решающее воздействие на ребёнка оказывает не та или иная педагогическая парадигма, а личность учителя. Поэтому при выборе школы, выбирайте, прежде всего, учителя, который подходит вашему ребёнку. И пусть вас не смущает молодость одних или старость других, воодушевляет титулованная опытность других, доверьтесь вашему родительскому чувству, задайтесь вопросом: « Будет ли моему ребёнку полезна встреча с этим человеком?» и если ответ будет утвердительным - принимайте решение.

Знакомясь с той или иной школой, не довольствуйтесь телефонным разговором, обязательно посетите школу. Посмотрите классы, столовую, коридоры; кабинеты музыки, рисования, библиотеку, спортзал, пролёты; попросите разрешения посидеть на уроке, понаблюдайте за детьми и педагогами, побеседуйте с другими родителями. Здесь главное понять настроение детей, почувствовать дух школы, стиль взаимоотношений между учителями и детьми. Почитайте объявления, детские газеты, детские поделки.

Если у детей в школе хорошее настроение, они веселы и дружественны, а учителя не повышают голос и при этом дети их слышат, это почти то, что вам нужно.

Зайдите к директору или завучу, познакомьтесь с ними, объясните цель вашего визита. Поинтересуйтесь учебными программами, факультативами и кружками, программами внеклассных занятий, программами работы с родителями и детьми. Некоторые из них могут быть платными, выясните это заранее. Вы, также, можете воспользоваться своим законным правом и ознакомиться с Уставом школы – это основной документ её жизнедеятельности. При этом особое внимание обратите на раздел «Права и обязанности участников образовательного процесса». В Уставе вы найдёте ответы на вопросы о режиме занятий, наличии платных образовательных услуг и порядке их предоставления, порядке приёма обучающихся воспитанников. Ваше право на знакомство с Уставом закреплено в Статье 16 п. 2 Закона РФ «Об образовании». Не стесняйтесь, задавайте вопросы и внимательно слушайте ответ.

Выясните уровень квалификации педагогов. Об этом можно просто спросить, задав вопрос об образовании, учебном заведении, которое данный педагог закончил и стаж работы. Обязательно уточните условия обучения детей в школе, игр, отдыха, досуга, питания.

Поинтересуйтесь, есть ли в школе психолог, социальный педагог, врач. Запишите себе их распорядок работы, приёмные часы, консультации.

Иногда в начальной школе обучение может быть организовано в две смены, уточните это.

Обратите внимание на оформление школы. Оно может быть строгим и казённым, а может быть и функциональным и уютным.

Если после первого знакомства у вас сложилось благоприятное впечатление о школе и аналогичное впечатление сложилось у «школы» о вас, то приведите сюда вашего ребёнка, познакомьте его со школой, расскажите то, что знаете сами. Этим вы окажете ему значительную помощь в таком трудном и ответственном деле.

Некоторые школы предъявляют поступающим детям чрезмерно завышенные требования. По их мнению, будущие первоклассники должны уметь писать, считать и читать, знать английский алфавит и что-нибудь ещё. В ответ родители натаскивают ребёнка на чтение, письмо и счёт, мучают ребёнка иностранными буквами. В результате родительских демаршей такое форсирование событий часто рождает устойчивое негативное отношение детей к учебной деятельности. Кроме того, очень не многие родители владеют необходимыми знаниями и навыками обучения детей письму. Можно скорей доверить специалисту, не имеющему педагогического образования, преподавание географии или химии, нежели обучение письму. Многие родители полагают, что если они сами умеют это делать, то уж научить этому своих детей смогут легко. Однако такой подход не всегда бывает успешным. Привитые неправильно первичные навыки письма, помноженные на детскую психо-эмоциональную неподготовленность влекут за собой многие учебные проблемы, преодолевать которые затем приходится все десять лет.

Кроме того, нет никакой необходимости тратить свои родительские силы, в школах работают хорошо обученные профессионалы, которые делают это правильно, оптимально без негативных эмоциональных последствий. Ведь переучивать гораздо труднее , чем научить сначала. Никто, ни один человек не закончил первый класс, не умея читать или считать минимум до ста.

Однако, если у вас есть желание заниматься с ребёнком письмом, чтением, то познакомьтесь с соответствующей литературой, проконсультируйтесь у учителей начальной школы, специалистов по этой проблеме.

В заключении следует ещё сказать, что, к сожалению, в отдельных случаях специалисты могут рекомендовать вам речевую или вспомогательную школы для вашего ребёнка. Можно понять негодование мам и пап, в этом случае. Но не стоит сердиться и конфликтовать, никто без вашего желания не имеет права направить ребёнка в ту или иную школу без вашего согласия. Поэтому, прежде всего, успокойтесь и постарайтесь вникнуть в те доводы и аргументы, которые приводит специалист, познакомьтесь с литературой по этому вопросу, посетите рекомендуемую школу. Имейте в виду, что в городе существует независимая медико-психолого-педагогическая комиссия, которая всегда может проконсультировать вас, и причём бесплатно. Наконец вы можете не отдавать вашего ребёнка в школу в текущем году, а подождать до следующего. Так бывает нередко. Пусть вы пропустите год, но зато через год ваш ребёнок будет старше, и вы сможете начать обучение в первом классе. И ещё следует знать, что обучение в речевых школах ничем не отличается от обычных, те же программы, те же сроки. Отличие состоит в том, что там в половину меньше классы (до 15 человек), и дети находятся под постоянным наблюдением специалистов. Кроме того, после окончания начальной речевой школы вы имеете полное право перевести вашего ребёнка в обычную школу. Практика показывает, что дети пришедшие в пятый класс из речевых школ в дальнейшем  учатся ничуть не хуже  прочих, а в некоторых случаях даже лучше.

Перед поступлением в школу обязательно ознакомьтесь с Законом  «Об образовании». Это поможет вам лучше ориентироваться в ситуации, тем более, что этот Закон будет регулировать ваши взаимоотношения с образовательным учреждением ближайшие десять лет. Если вам трудно выбрать школу, то лучше всего – отнесите документы в ту школу, которая обслуживает ваш микрорайон и уделите оставшееся время подготовке вашего ребёнка и знакомству с будущей школой. Познакомьтесь с директором, психологом, познакомьте с ними вашего ребёнка, так вы сможете разрешить свои сомнения, а окончательный выбор отложите на три года. К этому времени ваш ребёнок закончит начальную школу, его склонности станут очевиднее, ваши вкусы и предпочтения определённее, а ваши притязания, возможно, более реальными. Возможно, что к тому времени произойдут и благоприятные для вас перемены в системе образования в целом и вашем непосредственном окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выбрать школу

Рекомендации для родителей, дети которых в скором времени пойдут в школу....

«КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ» (консультация для родителей)

  Сегодня поступить в хорошую школу едва ли не так же трудно, как в престижный вуз. Для поступления в престижные школы нанимают и репетиторов. Все это происходит из-за страшной бедности шк...

Как выбрать школу?

Как выбрать школу? такой вопрос задают часто родители будущих первоклассников. Данная статья даёт ответ на вопрос....

советы родителям "как выбрать школу для своего ребёнка"

выбирать школу надо не себе, а своему ребёнку...

Консультация для родителей "Как лучше выбрать школу для ребенка?"

Консультация предназначена для родителей подготовительной к школе группы...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...