Некоторые рекомендации по подготовке дошкольника к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Заговорич Ирина Михайловна

Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить Ваших детей на процесс обучения в целом, подготовиться морально, физически и психологически. Она поможет и Вам подготовиться к тому, что будущий первоклассник, не смотря на всю свою самостоятельность, будет нуждаться в Вашей помощи просто потому, что ему будет сложно настроиться, перестроиться и суметь себя заставить заниматься далеко не самыми привлекательными для него уроками и выполнением домашних заданий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

"Некоторые рекомендации

по подготовке детей к школьному обучению" составлена педагогом-психологом МБДОУ "Детский сад № 76 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара Заговорич Ириной Михайловной

   Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить Ваших детей на процесс обучения в целом, подготовиться морально, физически и психологически. Она поможет и Вам подготовиться к тому, что будущий первоклассник, не смотря на всю свою самостоятельность, будет нуждаться в Вашей помощи просто потому, что ему будет сложно настроиться, перестроиться и суметь себя заставить заниматься далеко не самыми привлекательными для него уроками и выполнением домашних заданий.

   

   Итак, рано или поздно Ваш ребенок пойдет в школу. А школа всегда - это не только новый вид деятельности, это, в первую очередь, новый жизненный этап для Вашего  ребенка. Связано это с тем, что у ребенка кардинально меняется режим дня, появляется новый ведущий вид деятельности, новые обязанности, школьные принадлежности, новые друзья и многое другое.

   Но самое главное, к ребенку предъявляют новые требования, что связано с изменением основной деятельности: игра отходит на второй план, пропуская вперед учебную деятельность.

   Именно здесь у Вашего ребенка и Вас, его родителей, возникают первые проблемы - ребенок не может долго сидеть спокойно, у него быстро устает рука, которой ребенок пишет, у него маленький словарный запас, маленький кругозор, он невнимателен на уроках, он просто "не может и не хочет"...

   Таких проблем  великое множество: сколько детей на свете, столько и проблем у родителей. И это, в свою очередь, ведет к тому, что Ваш сын или Ваша дочь после одного - двух месяцев учебы отказывается идти в школу, потому что нет больше желания учиться, потому что слишком скучно и трудно на уроках. Любой из родителей хотел бы обезопасить своего ребенка от таких трудностей, но как?

   Чтобы избежать большего количества проблем, которые поджидают Вас и Ваших на пороге школьного обучения, можно и нужно приложить ряд определенных усилий. Они помогут Вашему ребенку легко преодолеть первые трудности школьного обучения, а Вам - сохранить вашу нервную систему.

   Направить свои силы важно на ряд моментов:

   1 подготовка руки ребенка к письму, включает в себя упражнения направленные на штриховку, раскрашивание, обведение по контуру, рисование бордюров и узоров, на выполнение графических диктантов и т.п. (приложение 1).

   Кроме того, можно использовать игрушки-оригами, аппликацию, лепку из глины и пластилина, пальчиковую гимнастику (приложение 2).

   Хорошим упражнением можно считать и копирование заданного письменного образца (приложение 3).

   2 работа над пространственной ориентацией ребенка, включает в себя работу по ориентированию, как на плоскости, так и в окружающем пространстве. Для этого можно использовать такие упражнения, как рисование и составление узоров из геометрических фигур на листе бумаги, определение положения предметов, как на листе бумаги, так и в окружающем пространстве, то есть вокруг ребенка (приложение 4).

   3 работа по сравниванию множеств  без  пересчета их элементов, включает в себя упражнения на сравнивание двух групп предметов, в которых нет явной разницы между количеством элементов, то есть разница в 1-2 элемента (приложение 5). Кроме того, сюда можно отнести упражнения на выполнение операций сложения и вычитания элементов данных множеств, то есть их пересчет в пределах первого десятка, решение простейших задач (приложение 6).

   4 работа по развитию фонематического слуха, включает упражнения, направленные на выделение одного звука из разных позиций (в начале, в середине, в конце слова). Кроме того, упражнения на разделение сходных по звучанию звуков, в позиции звонкие - глухие согласные, глухие - шипящие согласные (приложение 7).

   5 работа по овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове, включает в себя упражнения, направленные на умение пересчитать звуки в простом слове (в слове на три-четыре звука) и выбрать для него подходящую схему (приложение 8).

   6 работа по развитию произвольности, включает в себя упражнения, позволяющие обучить ребенка выполнению определенных, возможно, не очень интересных действий на протяжении длительного промежутка времени. Сюда можно отнести работу, которая поможет Вашему ребенку научиться контролировать свои действия,  быть усидчивым, заставлять самого себя.

   Например, Вы можете попросить своего ребенка помочь  в чем либо, можно предложить ребенку перебрать с Вами крупу для каши или горох для супа, подержать какую-либо вещь в течение 3-5 минут, пересказать Вам содержание книги и мультфильма, который ребенок недавно просмотрел.

   Таких заданий, приятных для ребенка и не очень можно придумать много, главное - не переусердствовать, не перестараться.

   7 работа по развитию мыслительных операций, включает в себя упражнения на классификацию, на умение выделять главный признак и на его основе объединять предметы в группу. Для этого можно использовать различные карточки или игровые лото, которые содержат картинки на определенную тему. Например, такие как: одежа верхняя - шуба, пальто, шапка, куртка, шарф, рукавицы, кепка, плащ и т.п., либо мебель - кровать, кресло, диван, торшер, стол, стул, палас, табуретка и т.п.

   А также упражнения на умение обобщать предметы, называя их одним словом, устанавливать сходства и различия (дикие животные - живут в лесу, добывают пищу себе сами; птицы - летают, клюют зерна, есть крылья, в основном живут на деревьях).

   Кроме того, на умение устанавливать последовательность событий (что было сначала..., а потом...), устанавливать закономерности.

   8 работа по расширению кругозора и формированию психосоциальной зрелости, включает в себя работу по развитию таких представлений:

- знание домашнего адреса, с указанием не только улицы, номера дома и квартиры, но и города;

- знание полных фамилии, имени, отчества своих родителей и себя самого, а также их места работы, с указанием профессии;

- знание своего возраста (количество лет и месяцев), умение высчитывать свой возраст (сколько лет будет через год, через два);

- знание времени суток (умение определять по внешним признакам время суток), правильно называть прием пищи в определенное время суток (утром - завтрак, днем - обед, вечером - ужин);

- знание времен года (умение их определять по внешним признакам) и называть  отличительные признаки, которые характерны тому или иному времени года;

- развитие элементарных представлений о ряде наиболее распространенных профессий: учитель, врач, почтальон, продавец (чем занимается, какими атрибутами пользуется);

- развитие знаний о назначении учебной деятельности, ее сути (для чего дети учатся, чему их учат в школе, кто их учит), о ходе учебного процесса (урок, перемена);

- развитие знаний о назначении школьной атрибутики (парта, портфель, тетради и ручки, звонок, поднятая рука на уроке, поведение на уроке);

- знание о поведении в обществе (в школе, дома, на улице), знакомство с правилами этикета (извинение за проступок, благодарность за помощь, вежливый ответ учителю и другим взрослым);

- формирование мотивации на учебную деятельность (не только красота внешних атрибутов: ручки, тетради, портфель, но и значимость самого процесса).

   Таким образом, проводя с ребенком ежедневные занятия в течение 15-20 минут, Вы поможете ему преодолеть ряд трудностей, которые могут поджидать каждого первоклассника на пороге его нового жизненного периода, периода обучения в школе!

Приложение 1.1: Вариант штриховки – «домик». В качестве объекта для штрихования может выступить любая картинка: облако, тучка, грибок, собака, елочка - тут все зависит от вашей сообразительности и заинтересованности. Стрелками указано направление штриховки – прямые линии.

Приложение 1.2:  Вариант штриховки – «узор». В качестве объекта для такого штрихования тоже могут быть использованы разные контуры. Штриховка-узор выполняется линиями разной направленности.

Приложение 1.3: Вариант графического диктанта, выполняемый на листе бумаги в клетку. В качестве направления для рисования линий может быть разное количество клеток и разное направление

– «вверх», «вниз», «вправо», влево». Постарайтесь не слишком усложнять задание, чтобы избежать быстрого уставания. А чтобы ни ваш ребенок, ни вы сами не потерялись, сделайте заранее образец, по которому и будете давать ребенку задание.

Приложение 2: Пальчиковая гимнастика – упражнения, предназначенные на укрепление мелких мышц руки ребенка, мускулатуры пальцев.  

 Например, «Мы рисовали»

           Мы сегодня рисовали,

           Наши пальчики устали.

           Наши пальчики встряхнем,

           Рисовать опять начнем.

По мере чтения плавно поднимать руки перед собой и интенсивно встряхивать кистями рук.

                 

                     «Рыбки»

           Рыбки весело резвятся

           В чистой тепленькой воде.

           То сожмутся, разожмутся,

           То зароются  в песке.

 Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

                   

                    «Помощники»

           Вот помощники мои,

           Их как хочешь поверни.

           Раз, два, три, четыре, пять,

           Не сидится им опять.

           Постучали, повертели,

           И работать расхотели.

           Этот пальчик хочет спать,

           Этот пальчик прыг в кровать,

           Этот рядом прикорнул,

           Этот пальчик уж заснул.

           А другой давненько спит.

           Кто у нас еще шумит?

           Тише, тише, не шумите,

           Пальчики не разбудите.

           (говорить шепотом)

           Утро ясное придет,

           Солнце красное взойдет.

           (говорить погромче)

           Станут птички распевать,

           Станут пальчики вставать.

           (говорить громко)  

           Просыпайся детвора,

           В садик пальчикам пора!

 Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.

   

                   «Прогулка»

           Пошли пальчики гулять,

           А вторые – догонять,

           Третьи пальчики бегом,

           А четвертые пешком.

           Пятый пальчик поскакал,

           А в конце пути упал.

 Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками скачут по столу. На вторую – скачут указательные пальчики. На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе. На четвертую – медленное движение безымянных пальцев. На пятую – двигаются мизинцы. На шестую – хлопок обеими руками по поверхности стола.

                   «Вышли погулять»

           Раз, два, три, четыре, пять -

           Вышли пальчики гулять.

           Раз, два, три, четыре, пять –

           В домик спрятались опять.

 На первые строчки – поочередное выпрямление пальцев на обеих руках, начиная с большого. На вторые строчки – поочередное  сгибание пальцев на обеих руках, начиная с мизинчика.

Приложение 3: Копирование может быть как образца написанного на  русском языке, так и на любом другом языке, главное – буквы должны быть написаны четко, раздельно. В каждом из копируемых слов должно быть не более четырех-пяти букв, а копируемая фраза должна состоять не более, чем из трех-четырех слов.

Ann can play.

Ева ела суп.

Она пила чай.

Ich heise Ira.

Приложение 4.1: Рисование узора из геометрических фигур подразумевает, что вы, дав ребенку исходную фигуру (в данном случае – елочка), даете команды по изображению вокруг нее других геометрических фигур. При этом используются фразы «в правом верхнем углу», «под ним…», «в нижнем левом углу», «над ней…» и т.п. А для усложнения можно предложить  раскрасить в разные цвета элементы узора, еще раз повторяя их расположение на листке бумаги.

Приложение 4.2: Для определения положения предметов в пространстве можно дать заранее заготовленный узор, при работе с которым вы будете давать ребенку задания такого плана:  «отсчитай  слева два кружочка, а третий закрась», «от него еще раз отсчитай влево два кружочка, а третий закрась».

 

Вариантом может быть такое задание: «на листе в клетку отмечена черная точка, от нее вы даете команды: отсчитай вправо… клеток, а … закрась синим; от синей вниз отсчитай…, а … закрась желтым и т.д.».

        

Приложение 5: Сравнивание множеств без пересчета элементов. Ребенку дается задание: «Посмотри внимательно и скажи, каких фигур больше: кружочков или квадратов». Ребенок должен обосновать свой ответ примерно так: «квадратов больше, так как один из квадратов пустой, а во всех остальных есть кружочки». Такое сравнивание начинаете с 10 элементов, доводя их количество до 25-30.  

Приложение 6:  Пересчет элементов и выполнение простых арифметических действий можно осуществлять, прочитав  ребенку простую задачу: «В автобусе ехало 5 человек, на остановке вошли еще 2 человека. Сколько человек стало в автобусе? Нарисуй столько кружочков, сколько человек стало».

 Аналогично работаете с вычитанием, давая задачи в пределах десяти. Темой для текстов задач может быть любая ситуация, которая как-то заинтересует ребенка и вас.

Используя прием пересчета элементов, вы научите ребенка считать, складывать (добавляя), вычитать (убирая) элементы множеств.

Приложение 7:  Для работы над выделением звуков в разных позициях можно использовать группу слов с соответствующими картинками, которые содержат тот звук, над которым вы работаете. Слов должно быть не менее 10, со временем их количество может возрасти до 15-20.  

  Если ребенок плохо справляется, то можно брать слова, в которых изучаемый звук находится в сильной позиции (в начале слова). Далее, усложняя, вы берете слова со звуком в середине слова.

  В качестве усложнения данного вида задания можно подбирать слова, в которых звук находится и в слабой позиции, а также можно брать слова, в которых есть звонкие и глухие согласные.

  Например, при работе со звуком «С» можно взять ряд слов:

солнце, собака, зонт, самолет, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка, капуста.

  Здесь, при выделении звука «С» возможны такие трудности, как чередование «С» - «З», «С» - «Ц», «С» - «Ш», не выделение звука в середине слова.

  Аналогично можно работать с другими звуками.

Приложение 8: Данную работу можно провести, подобрав 4-5 слов, которые состоят из 3-5 букв. Например, слова: сыр, рак, волк, лев, бант; схемы 1,2,3.

1    

2

3

Вы предлагаете ребенку заселить все слова в домики, но так как количество звуков в словах разное, то все они будут расселены в разные домики.

Результат работы будет выглядеть следующим образом:

СЫР        

РАК

ВОЛК

ЛЕВ

БАНТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...

Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Подготовка дошкольников к обучению в школе в условиях ДОУ

Доклад к выступлению на круглом столе в ГБОУ СШ №402, посвященному портрету нынешнего первоклассника и его проблемам...

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Статья "Подготовка дошкольников к обучению в школе"

В последние годы уделяется много внимания проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению.Эта статья о том,ка...