Статья "Подготовка дошкольников к обучению в школе"
статья (подготовительная группа) на тему

Гусева Наталия Александровна

В последние годы уделяется много внимания проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению.Эта статья о том,как привильно подготовить ребенка к новому этапу в его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка дошкольников к учению в школе.

Переход от дошкольного периода к этапу школьной жизни характеризуется существенными изменениями в системе взаимоотношений ребенка с окружающим миром, а также всего его образа жизни. Для будущего первоклассника учение – новая трудовая обязанность, способ подготовки к будущей жизни, а не только деятельность по усвоению знаний, умений и навыков.

Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном возрасте обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к обучению в школе. Кроме достижения уровня развития познавательных процессов, подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Готовность ребенка дошкольного возраста к учению в школе определяет его мотивационная готовность, которая включает в себя развитую потребность в знаниях, умениях и стремление ребенка к самосовершенствованию. В представление о мотивационной готовности входит высокий уровень у ребенка в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без мотивационной готовности ни о какой другой готовности ребенка к обучению  не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений.

Второй фактор психологической готовности к учению можно назвать интеллектуально-познавательным. Он предполагает развитость основных психических процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние, практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна носить творческий характер.

 Еще  один показатель готовности – развитость самой практической деятельности ребенка с материальными предметами, включая те ее компоненты, которые встречаются в школьном обучении.

Мотивационно-структурный анализ сформированности учебной деятельности предполагает:

-принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию,

-сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения,

-сохранения или потери интереса в ходе ее решения.

Другой момент   сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение:

-отношение ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.

Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части. Характеристика ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки(способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом).

Характеристика исполнительной части деятельности включает:

-выполнение деятельности методом проб и ошибок, без анализа полученного результата или с соотнесением результата с условиями выполнения,

-наличие или отсутствие самоконтроля деятельности,

-копирование учащимся действий взрослого ли другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности. Характеристика контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая.

Я хочу охарактеризовать те виды занятий с детьми дошкольного возраста, которые лучше всего обеспечивают их психологическую подготовку к обучению. Главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к учению, которая в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующие требования:

-способность порождать непосредственный интерес у детей;

-предоставление детям возможности проявить свои способности;

-вовлечение ребенка в соревнование с другими детьми;

-обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

-доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков;

-получение заслуженных поощрений за успехи.

К концу дошкольного детства доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги. Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально-познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет  дело. Необходимо , чтобы у дошкольников было большое разнообразие игрушек, которыми они могли бы свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их к самостоятельному исследованию окружающих предметов. Для детей в процессе подготовки в школе необходимы такие игры, которые открываю для них новые знания, которые помогаю развить воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности.

Так как при подготовке детей в школе ведущим видом деятельности является игра, то  ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использования символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Оно, как показал Л.С.Выготский, идет по линии соединения речи с мышлением и ее интеллектуализации.

Обучение чтению  в дошкольном возрасте проходит в два этапа: аналитический и синтетический. На аналитическом этапе дети овладевают чтением отдельных частей слов, улавливают отношения, существующие между звуками и буквами, овладевают механизмом чтения слогов, объединения их в слова. Синтетический этап предполагает обучение чтению целых слов, словосочетаний, предложений и фраз. Обучая детей дошкольного возраста, можно добиться того, чтобы уже к семилетнему возрасту они уже владели навыками синтетического чтения. Для этого необходимо:

-выработка внимания к грамматическим признакам слов

-обучение прогнозированию при чтении, т.е. умению догадываться о возможном смысловом и словесном продолжении текста

-обучению слитному чтению слов

-обучение выделению и слитному чтению фонетического слова

-формировать умения объединять слова в словосочетания, считывать их без повторног чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе

В статье рассматриваются необходимость предшкольного образования с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования, гуманистический подход в образовании, новые направления в программе в...

Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе.

В статье рассматриваются современные аспекты обучения и воспитания детей-дошкольников в рамках образовательной программы "От рождения до школы"....

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...