«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»
статья (логопедия) на тему

Веретенникова Ольга Ивановна

Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протя­жении всего периода пребывания детей в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_v_rabote_logopeda_i_vospitatelya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»

   Лечебно-оздоровительная работа в нашей группе строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии психического и физического здоровья детей.

   Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протяжении всего периода пребывания детей в логопедической группе.

   При поступлении в д\с дети характеризуются физической ослабленностью, у
некоторых отмечается дефицит веса, у некоторых наоборот - избыточный вес, некоторые дети имеют хронические заболевания,
        группу здоровья, есть частоболеющие дети.

   Наиболее часто встречающиеся болезни носа, горла : первая задача при этих заболеваниях - восстановить носовое дыхание. Трудно переоценить его значение как при заболеваниях верхних дыхательных путей, бронхиальных заболеваниях, так и в целом для всего организма. У детей, дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, крылья носа напоминают вялые лепестки, а носовые ходы значительно су-. жены. Вид ребенка с открытым ртом выглядит удручающе. Дыхательная гимнастика регулярно проводится как логопедом так и воспитателями, дыхательные упражнения показываются родителям для проведения дыхательной гимнастики дома. («Узнай цветок по запаху», «Чей пароход лучше гудит», «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку», «Пузырь» и т.д.) Благодаря тому , что дыхание через нос требует более значительных усилий, постоянно тренируется дыхательная мускулатура. Восстановление дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения. Все это препятствует разрастанию аденоидов.

   Носовое дыхание, особенно с ритмичным и главное полным выдохом, способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно - расслаблению мускулатуры бронхов. Носовое дыхание (также рефлекторно) помогает регуляции мозгового кровообращения.

При бронхолегочных заболеваниях проводятся игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе - звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазма. Используем игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. («Карусели», «Осень», ряд комплексов игрового характера и т.д.)

   При брохнолегочных заболеваниях включаем игры, способствующие улучшению осанки. При этих заболеваниях в играх , проводимых с детьми, можно и нужно допускать наряду с плавными, ритмичными дыхательными движениями более резкие и глубокие вдохи и выдохи, кратковременные задержки дыхания в конце выдоха (пауза 2-3 секунды).

   Недостаточная двигательная активность детей, ослабленных перенесенными заболеваниями , способствует нарушению осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения, чрезмерная опека родителей ограждающих от двигательной активности, прогулок на свежем воздухе, физкультурных занятий ведет к сокращению двигательной активности детей вообще. Последнее ведет к уменьшению потока раздражителей, возникающих во время движений ребенка в нервных окончаниях кожи, мышц, суставов, в зрительных слуховых анализаторах и анали-заторах идущих к коре головного мозга . В результате развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируются различные дефекты осанки или усугубляются имевшиеся ранее нарушения осанки, изменение положения верхних конечностей ведет к ухудшению экскурсии грудной клетки, общему ослаблению организма и частыми заболеваниями ухо , горла, носа.

   При наиболее распространенных нарушениях осанки шейный отдел позвоночника наклоняется вперед вместе с головой. При таком положении головы меняется и положение лицевого черепа, соотношение верхних и нижних челюстей.

   Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка, используются специальные игры, тренирующие челюстно-лицевую мускулатуру детей. («Всадники», «Хомячки» , «Лесная сказка» и т.д.)

   Среди общеукрепляющих упражнений важное место занимают движения на выработку правильной осанки, и прежде всего на укрепление мышц, удерживающих тело в нужном положении. Усваиваются такие движения детьми с большим трудом из-за их слабого физического развития и быстрой утомляемости. Мы используем упражнения с грузом в руках ( мешочками с песком). Мешочки можно применять при отработке разных навыков, таких как сохранение равновесия. Для выработки правильной осанки используем упражнения у вертикальной плоскости, например у стены без плинтуса и различные игры («Обручи», «Где ноги?», «Индеец в дозоре», «Любопытный» и т.д.).

   На занятиях так же большое внимание уделяется посадке, правильному положению тела, ног, головы, смене динамических поз.

   В комплексе с лечебно- оздоровительной работой решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи .

   Образовательные задачи предусматривают сообщение детям, а также их родителям, элементарных сведений по вопросам укрепления здоровья и физического развития (об осанке, правильном дыхании, двигательном режиме), привитие гигиенических навыков.

   В детский сад приглашаются специалисты (отоларинголог, хирург ортопед ) для беседы с родителями.

   Воспитательные задачи решаются не только путем привития устойчивого интереса к оздоровительным мероприятиям , но и путем формирования морально-волевых качеств, навыков культурного поведения. У них воспитывается целенаправленность деятельности, упорство в достижении цели, настойчивость, умение преодолевать трудности, развивается произвольность поведения, организованность.

   Коррекционные задачи направлены на преодоление у детей отклонений в физическом развитии, нарушение моторики, пространственной ориентировки, на привлечения внимания к собственным движениям; для коррекции психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений .

   Включаются элементы психогимнастики , способствующей коррекции таких расстройств поведения у детей как агрессивность, чувство страха, двигательная и эмоциональная сверхактивность, чувства страха, зависти, жадности. Используем в работе музыку, рисование. Музыкальное сопровождение игр ведет к более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации движений. Игры часто сопровождаются смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей, уже по одному по этому они незаменимые корректоры в комплексном оздоровлении и развитии детей.

   Формирование таких качеств, как умение выполнять упражнения по образцу и - словесной инструкции, анализировать их способствует развитию мыслительной деятельности и эмоционально-волевой сферы («Скульптор»,«Волк», «Самолеты»)

   Достаточное насыщение свободного времени детей играми (целесообразно подобранных, с учетом возраста, состояния физического и психического здоровья, степени подготовленности) содействует общему и всестороннему физическому и психическому развитию и оздоровлению, укреплению, закаливанию и тем самым профилактике заболеваемости .

   Хочется порекомендовать для работы книгу В. А Старковской «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет» Москва 1994. В этой книге игры подробно излагаются, хорошо иллюстрированы, а главное, по каждой игре • даются рекомендации, при каких заболеваниях и состояниях ребенка ее целесообразно использовать. Игры предлагаются при ортопедических, неврологических, бронхолегочных и других заболеваниях, при ослаблении организма ребенка и при отставании его психомоторного развития.

   На быстрые результаты оздоровительной работы рассчитывать не приходится.    Это регулярная работа, требующая терпения и настойчивости в достижении поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обогащению глагольного словаря

Приемы  словарной работы,  которые могут быть использованы на логопедических занятиях по обогащению глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по исправлению общего недоразвития речи для детей с 6-7(8) лет »

Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в  группе компенсирующей направленности по исправлению общего недоразвития речи для детей с 6-7(8) ле...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...