Страничка психолога
консультация по теме

Кузнецова Мария Николаевна

Этот материал предназначен для воспитателей и родителей, которые заинтересованы в вопросах развития и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для педагогов и родителей35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка психолога

  Тема: «Психическое развитие детей 2-3 лет»

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определённое назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

1 этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением

2 этап.  Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

3 этап.  На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребёнок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребёнка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребёнка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идёт в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам нужно стимулировать высказывания ребёнка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребёнок отчётливо произнёс: «Мне нечем есть». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребёнка спросили, почему он молчал всё это время. Малыш вполне резонно ответил: А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»……

С развитием слушания и понимания речи, происходит познавание действительности, как способа регуляции поведения.

Восприятие ребёнка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить  в предмете лишь его яркие выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрёшки, вкладыши, пирамидки. Ребёнка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами форм (геометрическими фигурами)

Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:

-5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
        -8 цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный., фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребёнком - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребёнка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе»

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнёт радостно скакать по группе, то минимум, ещё три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки «мокриться»)

Одно из условий уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима.

Основными чертами ребёнка 2-3 лет является открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Страничка психолога

 Тема: «Психическое развитие детей 3-4 лет»

Развитие самосознания и выделение образа Я» стимулирует развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценивать результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

Как и в раннем возрасте в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок или рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняется та же тенденция, что и на предыдущем. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинает влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому ребёнку присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

 Страничка психолога

Тема: «Психическое развитие детей 4-5 лет»

 Речь выступает средством общения, которая стимулирует расширение кругозора ребёнка, открывает перед ним новые грани окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4-х лет становиться «Почему?».

Ребёнок развивается, становиться более выносливее физически. Это стимулирует развитие выносливости и психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подвержен перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значимым и интересным. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, е6му уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания сохраняется от эмоциональной насыщенности и интереса. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Страничка психолога

                     Тема:         «Психическое развитие детей 5-6 лет»

Всё больший интерес ребёнка 5-ти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я_-реальном и Я-идеальном дифференцируются более чётко.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.

Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учиться последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовывать своё внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

-любопытство;

-любознательность;

-чувство юмора;

-удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

-чувство прекрасного;

-чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

-чувство гордости;

-чувство стыда;

-чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить сою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах.

И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Чтобы формировать нравственное поведение, необходимо создавать проблемные ситуации и включать в них детей в процессе повседневной жизни.

Страничка психолога

Тема: «Психическое развитие детей 6-7 лет»

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживает свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективной направленностью личности. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребёнок ещё испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

«Психологическая готовность ребёнка к школе»

        Психологическая готовность  - это своеобразие интеллектуального развития ребёнка и некоторые особенности его личности.

Интеллектуальное развитие – это развитие всех психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения)

Личностное развитие – это умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция.

        Существуют типы психологической готовности детей к школе:

1. Педагогическая готовность

2. Физическая готовность

3. Мотивационно-личностная готовность

4. Интеллектуальная готовность

Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребёнка к моменту поступления в школу, умение считать, писать, пересказывать, высокий уровень общей осведомлённости, чистая речь.

Физическая готовность – это состояние здоровья, или уровень зрелости детского организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

Уровень физической готовности состоит:

-степень овладения ребёнком «азбукой движений»;

-умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, используя свой арсенал;

-развитие физических качеств: ловкости, силы, выносливости, координационных особенностей.

Мотивационно-личностная готовность – это желание узнать новое, уверенность в своих силах, принятие системы требований, предъявляемых школой, это внутреннее побуждение к активности.

        В структуре мотивов можно выделить следующее:

-социальный мотив основан на понимании общественной необходимости учения. Для детей, у которых доминирует социальный мотив характерно добросовестное отношение к учёбе, они сосредоточены на занятии, слушают педагога, старательно выполняю все задания, но при недостаточном его развитии отсутствует стремление к самостоятельности, расширению и углублению своих знаний. «Я хожу в школу потому, что учиться нужно. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь» Чтобы сформировать этот мотив педагоги должны учитывать тот факт, что в этом возрасте у ребёнка доминирует потребность «быть взрослым», т. е выполнять взрослые виды деятельности, копировать образцы взрослого поведения. Поэтому необходимо дать возможность ребёнку реализовать эту потребность, в том числе в учебной деятельности.

-познавательный мотив, для детей с доминированием этого мотива характерна высокая учебная активность. Они не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, часто задают вопросы. Если познавательный мотив развит недостаточно, то результативность учебной деятельности носит неровный характер. Если материал незнаком и интересен, то ребёнок будет активен, если же материал ему знаком и неинтересен, то ребёнок будет отвлекаться, заниматься другим делом. Одним из путей развития познавательного мотива – это расширение его опыта, прежде всего, чувственного и эмоционального, развитие его интересов и способностей.

-оценочный мотив основан на потребности ребёнка в признании и одобрении взрослого. Похвала, положительная оценка со стороны взрослого является наиболее эффективным стимулом активности ребёнка. Если оценочный мотив развит недостаточно, то ребёнок не обращает внимание на оценку и замечания педагога, оценка не стимулирует учебную активность. Если же оценочный мотив доминирует, то у ребёнка могут развиваться нежелательные тенденции: низкий уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий, неумение правильно и самостоятельно оценивать свои действия, конфликтность с более успешными  детьми.

-игровой мотив доминирование игрового мотива отрицательно сказывается на успешности. Дети делают на занятии то, что считают нужным, интересным для себя, а не то, что им задано. Они рисуют в тетради, приносят из дома игрушки, могут не делать домашнего задания, если им этого не хочется.

        Развитие личностной готовности включает в себя несколько направлений:

1.Умения строить отношения со взрослыми – это прежде всего развитие произвольного поведения, т.е. это такое поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом (т.е. или действия другого человека или форма правила) и контролируется путём сопоставления с этим образцом;

Понимание учебной ситуации, задачи.

Если ребёнок имеет низкий уровень произвольности, то он не воспринимает учебную задачу, не видит за вопросом проблемной ситуации, такие дети часто прерывают воспитателя вопросами, не относящимися к занятиям, называют учителя не по имени-отчеству, а Тётя Таня.

2. Умения общаться со сверстниками. 

Коллектив сверстников создаёт возможность проявления детской самостоятельности, активности, инициативности, творчества и индивидуального своеобразия. В коллективной деятельности формируется заинтересованность в сверстнике, воспитывается доброжелательное отношение к другим детям, возникают личные симпатии.

Если у ребёнка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно выслушать его ответ, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребёнка (высмеивание, громкое обсуждение, слёзы зависти)

3. Отношение к себе. Это развитие самосознания, изменение самооценки ребёнка. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка себя и своих возможностей. Это следствие специфики детского сознания. А вот если самооценка низкая – это может стать причиной неуспеваемости в школе. (Страх неудачи, отказ от попытки что-либо делать. Такие дети, попадая в школу, отказываются отвечать у доски, с места, отказываются писать контрольные работы. Ребёнок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем быть неуспешным в учёбе, поэтому намеренно забывает дневник, учебники, тетрадки дома)

Интеллектуальная готовность включает в себя сформированность познавательных процессов.

1.Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. У детей 6-7 лет произвольное внимание ещё формируется, оно всегда поддерживается волевым усилием и самоконтролем, особенно зависит от мотивов выполняемой деятельности.

Для выявления особенностей внимания выделяют: объём внимания, устойчивость, распределение, переключение.

2. Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. У детей 6-7 лет преобладает непроизвольная память, формируется произвольная. Существуют типы памяти: наглядно-образная, двигательная память, словесно-логическая, зрительная, слуховая, кратковременная, долговременная.

3. Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности. Различают три вида мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое (понятийное)

4. Восприятие -  это целостное отражение предметов, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Существует виды восприятия: восприятие формы, величины, цвета, времени, пространства, музыки.

5. Воображение  -

Заключение.

        Старший дошкольный возраст ребёнка – это период его быстрого развития и становления. Ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей,  у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли. Границы мира ребёнка расширяются. Он начинает усваивать социальные и культурные нормы, половую принадлежность.

        В 6-7 лет ребёнок стремится активно познавать окружающий мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно-ролевая игра, и из неё выделяется игра по правилам.

        В результате участия в совместной игре у ребёнка накапливается полезный опыт переживания, сопротивления, границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать своё место в совместной деятельности, собственными силами «выяснять отношения» с другими.

        

Упражнения на развитие внимания

1. «Что изменилось?»

Цель: развитие произвольного внимания.

        На стол ставятся 7-10 игрушек  и ребёнку даётся их рассмотреть в течение 1-2 минут. Затем попросите ребёнка закрыть глаза или отвернуться, а затем уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся по вашему сигналу, попросите его поставить игрушку на место или сказать: что изменилось? Можно не убирать игрушку, а поменять их местами.

2. «Найди отличия»

Цель: научить находить сходства и различия в расположении элементов печатных букв.

        Внимательно рассмотрите буквы и определите, чем они похожи и чем различаются. Постарайтесь это делать быстро и правильно.

1.   А   И   Н   П                 6. О   Ю   С

2.    Г   Т   П   Н                 7. Е   Ш   Щ

3.    Р   Ь   Ф                       8.  Х   У   К   Ж

4.   К   Н   И                        9. М   Н   И  Н

5.   В   Б   Ф   Р

3. «Корректурная проба»

Цель: развитие умения анализировать написанные цифры и буквы и уметь «видеть» нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию.

        Посмотрите внимательно на  буквы и цифры. Ваша задача – очень внимательно и быстро вычёркивать все буквы «а», и цифры «2», которые вам встретятся.

8 а б в г д 4 ж з е 2 а т у н о л 9 с т у ф х 7 ы ю

я 3 с 2 н о м 6 а б в г д 2 у м л и к а л 2 м р

с т 2 а 5 и 6 м н 2 с э е т у о 2 л с у а х 7 ы я

4. «Хлопни и топни»

 Цель: развитие способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

        Сейчас я буду называть различные слова: (мебель), (посуда), (овощи), (фрукты), (животные). Вы должны меня внимательно слушать и хлопнуть в ладоши в тот момент, когда услышите слово относящиеся к этим понятиям, и топнуть (или встать) тогда, когда услышите (школьные принадлежности), (цветы), (транспорт) и т. д.

5. «Нарисуй»

Цель: развитие произвольного внимания.

Нарисуй в один ряд десять треугольников. Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники, зелёным – 2,5, синим карандашом 4 и 8 и т. д.

Упражнения на развитие памяти.

1. «Я кладу в мешок…»

Цель: развитие произвольной памяти.

        Ребята, я говорю предложение, а следующий играющий должен повторить это предложение и добавить ещё что-нибудь. Следующий игрок повторяет всю фразу от начала до конца и добавляет ещё что-то от себя. И т. д.

Например: «Я положил в мешок яблоки…» Следующий участник:

«Я положил в мешок яблоки, бананы…»

2. «Запомни фразы»

Цель: развитие смысловой памяти.

        Я вам сейчас по очереди назову 5-ть фраз, а вы их должны запомнить и назвать.

1. Мальчик устал.

2. Девочка плачет.

3. Папа отдыхает.

4. Мама готовит.

5.Бабушка читает.

        Если у ребёнка появляются затруднения в повторении фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и цветные карандаши и предложите к каждой фразе сделать рисунок, который поможет в запоминании.

3. «Калейдоскоп»

Цель: развитие цветовой гаммы.

        Выбирается водящий, который становится лицом к участникам. Игроки по очереди называют водящему цвет, который каждый из них предпочитает.

        После того водящий поворачивается к ним спиной, а игроки быстро меняются местами. После того как водящий повернётся, он должен назвать, какой цвет нравится каждому игроку, чей цвет не угадали.

4. «Домино»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

        Необходимо для проведения данной игры иметь набор картинок. Каждому участнику раздаются картинки так, чтобы изображение было скрыто от всех играющих. Первый участник кладёт одну из своих картинок перед всеми изображением вверх и начинает повествование. Это может быть рассказ, сказка, фантастическая история, т. е. всё, что угодно, но только с условием, чтобы в своём повествовании использовалось изображение на картинке. Рассказав, он жестом даёт слово соседу. Тот кладёт свою карту изображением вверх и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно обхватывал и его изображение. Игра движется по кругу, пока все картинки не закончатся.

5. «Фотоаппарат детектива»

Цель: развитие кратковременной памяти.

        Вы должны представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, любого человека. И т. д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмотри все предметы, которые лежат на столе. Закрой глаза и постарайся перечислить всё, что удалось запомнить.

Упражнения на развитие мышления.

1. «Сравни предмет»

Цель: развитие процессов мыслительных операций.

        Ребята, я вам прочитаю пары слов, а вы подумайте и скажите, чем они похожи, и чем отличаются друг от друга.

1. Муха и бабочка.             4.Молоток и топор.

2. Стул и стол                      5. Река и озеро.

3. Вода и молоко.                6. Книга и тетрадь.

 2. «Окончание слов»

Цель: развитие скорости мышления.

        Ребята, сейчас я вам буду читать начало слов, их первый слог, а вы должны его закончить. Отгадайте, какое слово я хочу назвать. Предлагается 10 слов: 1. По, 2. На, 3.За, 4.Ми, 5.Му, 6. До, 7. Че,  8.Ку,  9.Пры,  10.Зо.

3. «Составь предложение»

Цель: развивать способность быстро устанавливать связи между предметами, творчески создавать новые целостные образы из раздельных разрозненных слов.

        Ребята, ваша задача состоит в том, чтобы составить как можно больше предложений из трёх не связанных между собою слов. Например, даётся три слова: озеро, карандаш, медведь. Какие же предложения у нас могут получиться?

«Медведь взял карандаш и нарисовал озеро», «Медведь  сидел на берегу озера и грыз карандаш»

Слова:

телевизор, кенгуру, лес;

книга, машина, дождь;

слон, верёвка, пожар;

утро, сарай, кошка.

4. «Бывает - не бывает»

Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи.

        Я называю ситуацию и бросая мяч. Вы должны его поймать только в том случае, если названная мною ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Кошка варит кашу, поезд летит по небу, кошка хочет есть, человек вьёт гнездо, почтальон принёс письмо, зайчик пошёл в школу, яблоко солёное, стеклянные туфли, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идёт снег, мальчик виляет хвостом, строитель строит дом, кошка бежит за мышкой, собака клюёт 5. «еду.

5. «Выявление общего»

Цель: развитие умения сравнивать, обобщать и устанавливать логические связи.

        Перед вами слова, к каждому слову нужно подобрать два подходящих слова, которые с ним связаны

1. Река (берег, рыба, тина, вода)

2.Сад (садовник, забор, земля, урожай)

3. Город (толпа, улица, здания, автомобиль)

4. Лес (лист, берёза, медведь, дерево)

5.Спорт (медаль, стадион, победа, гимн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка психолога. Сиплинг

Причины детских конфликтов в семье. Как вести себя родителям во время детских ссор. Детские ссоры это хорошо или плохо....

Цикл психопросветительских газет для родителей "Странички психолога"

Уважаемые читатели!Перед Вами первый выпуск нашей газеты.Он адресован родителям, имеющим детей дошкольного возраста.Надеемся, что информация, размещенная на страницах газеты,будет Вам не только ...

Страничка психолога в детском саду.

Зачастую многие родители не понимают роли педагога-психолога в дошкольном учереждении. Кто-то его боится, считая, что это что-то вроде психотерапевта, кто-то не доверяет, а кто-то думает, что, как вол...

Праздник - развлечение "Путешествие в страну психологии"

Познакомить детей с наукой "Психология" в игровой форме....

На страничку психолога «Аутизм в современном мире»

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, дет...

страничка психолога

работа с родителями...

Конспект занятия педагога-психолога на тему:"Путешествие в страну Психология"

игра-путешествие для детей подготовительной группы...