На страничку психолога «Аутизм в современном мире»
консультация на тему

Клинова Вероника Владимировна

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как: аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. infantile autism, детский аутизм (childhood autism)[2], ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism)[2], синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanner's autism)[2], в DSM-IV — аутистическое расстройство (autistic disorder)[2] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет[3]. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра[4].

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации[5]. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты[6]. Другие предполагаемые причины спорны — в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей[7]. По данным из США[8], в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства[9].

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма[4]. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха[10]. Более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, чтоаутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь[11].

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу. РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Наиболее существенные симптомы РДА:

• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• сопротивление любым переменам обстановки;

• склонность к стереотипиям;

• однообразие интересов и пристрастий;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

• речевые нарушения;

• повышенная тревожность;

• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

• наличие ритуалов;

• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

Характерные признаки:

• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

• реакция на внешние раздражители слабы;

• может присутствовать мутизм;

• типична мимическая маска глубокого покоя;

• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т. д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

• в речи преобладают однотипные штампы-команды;

• возможно выполнение просьб матери;

• чрезмерная привязанность к матери;

• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т. д.);

• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т. д. ;

• ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА.

Характерные признаки:

1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

2. способность выразить свои потребности посредством речи;

3. конфликтность;

4. поглощенность одним и тем же занятием;

5. большой словарный запас “книжного характера”;

6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

Характерные признаки:

• способность к общению;

• интеллектуальные функции сохранны;

• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

• присутствие ритуальных форм поведения;

• круг общения ограничен близкими взрослыми;

• трудности в усвоении двигательных навыков.

Причины аутизма не выявлены до конца, но не стоит отчаиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_stranichku_psihologa.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:


На страничку психолога «Аутизм в современном мире»

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как: аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. infantile autism, детский аутизм (childhood autism)[2], ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism)[2], синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanner's autism)[2], в DSM-IV — аутистическое расстройство (autistic disorder)[2] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет[3]. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра[4].

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации[5]. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты[6]. Другие предполагаемые причины спорны — в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей[7]. По данным из США[8], в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства[9].

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма[4]. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха[10]. Более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, чтоаутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь[11].

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу. РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Наиболее существенные симптомы РДА:

• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• сопротивление любым переменам обстановки;

• склонность к стереотипиям;

• однообразие интересов и пристрастий;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

• речевые нарушения;

• повышенная тревожность;

• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

• наличие ритуалов;

• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

Характерные признаки:

• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

• реакция на внешние раздражители слабы;

• может присутствовать мутизм;

• типична мимическая маска глубокого покоя;

• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т. д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

• в речи преобладают однотипные штампы-команды;

• возможно выполнение просьб матери;

• чрезмерная привязанность к матери;

• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т. д.);

• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т. д. ;

• ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА.

Характерные признаки:

1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

2. способность выразить свои потребности посредством речи;

3. конфликтность;

4. поглощенность одним и тем же занятием;

5. большой словарный запас “книжного характера”;

6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

Характерные признаки:

• способность к общению;

• интеллектуальные функции сохранны;

• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

• присутствие ритуальных форм поведения;

• круг общения ограничен близкими взрослыми;

• трудности в усвоении двигательных навыков.

Причины аутизма не выявлены до конца, но не стоит отчаиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии "Толерантность - дорога к миру!"

План проведения недели психологии под девизом "Толерантность - дорога к миру!"Цель проведения: развитие чувства единения, взаимопонимания среди воспитанников, педагогов и родителей. Задачи:Совершенств...

" Современные игрушки детям"в современном мире

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку  выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"

       Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...

Конспект занятия педагога- психолога в ДОУ " В Мире эмоций"

Конспект занятия педагога- психолога в ДОУ " В Мире эмоций" . Разработанный мною конспект занятия понятен и практичен в применении , все ,что необходимо для занятия есть в каждой группе детс...

Конспект занятия педагога-психолога на тему:"Путешествие в страну Психология"

игра-путешествие для детей подготовительной группы...

Взаимодействие с Психологом. Мастер-класс "В мире звуков"

Мастер - класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект  непосредственно - образовательной деятельности&la...