Особенности тревожности дошкольника.
консультация на тему

     В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности тревожности дошкольника.

     В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

     Тревога в мире человеческих переживаний – явление очень распространенное. Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м – уже 222, а в 1995-м – более 600.

     Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проблема тревожности в настоящее время является актуальной, так как постоянно увеличивается число тревожных детей. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.     Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него

взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

     Эмоциональные расстройства у детей не проходит бесследно, проявляются в особенностях личности и могут находить отражение в последующей жизни; состояние тревоги ведет к накоплению отрицательных эмоций, что ведет к снижению уровня здоровья.

Изучение данной темы является актуальным, т.к. тревожность - одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и школьному психологу. Этой проблемой занимались, и до сих пор занимаются, такие учёные как: Н.В. Гребенникова, И.В. Мальцева, А.М. Прихожан, Я. Морено, Т.В.Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В. Киричук и др.

Особенно актуально изучение тревожности детей в контексте изучения гендерных особенностей детей, так как это фактор является одним из ведущих в развитии тревожности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В СНИЖЕНИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТ«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В СНИЖЕНИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ». В проекте описаны актуальность,цель, задачи, гипотеза, подходы к проблеметревожности. Театрализованные игры, как метод практическ...

Презентация для родителей "Профилактика тревожности дошкольников"

Данная презентация создавалась для выступления на Родительской гостиной. В ней представлена краткая информация об основных способах и направления профилактики тревожности...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению и развитию психологических особенностей у дошкольников

Сегодня увеличилось число тревожных детей дошкольного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, раздражительностью, быстрой утомляемостью. Тревога является сос...

Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".

Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенк...

Игры на снижение уровня тревожности дошкольников

В картотеке (которую легко можно разрезать на карточки) представлены игры, направленные на снижение уровня тревожности и повышение самооценки детей дошкольного возраста...

Психологические особенности тревожного ребенка

В статье описаны личностные и поведенческие особенности тревожных детей, расказывается о проявлениях ситуативной и личностной тревожности. Приведены критерии, по которым можно определить тревожного ре...