Конспект родительского собрания "Идем в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Воспитатель предлагает  детям и родителям отправиться в путешествие по дошкольной стране. Путешествие проходит по различным станциям. на котрорых дети демонстрируют свои знания и умения. Затем педагог-психолог проводит с родителями тест о подготовке детей  к школе. Рассказывает о факторах успешной подготовки и адаптации к школе. Воспитатель дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_idem_v_shkolu.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка»

Конспект родительского собрания в группе

компенсирующей направленности

«Белочка»

                                                                                                          Составил:

Воспитатель Кичура В.В.

2013 год

.Тема: «Идем в школу»

Форма проведения: практикум, дискуссия, игровое путешествие

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов о роли семьи в предшкольный период, об определении готовности ребенка к школе

План проведения:

1.Вступительное слово.

2.Игровое путешествие  с детьми по «Дошкольной стране» (игровые задания по ФЭМП (образовательная область «Познание», обучению грамоты «Коммуникация», литературная викторина «Чтение художественной литературы»)

3.Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся  школьным обучением сына или дочери».

4.Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

5.Выступление  педагога-психолога «Готовность ребенка к школе».

6.Анализ стереотипов родительского поведения.

7. Рекомендации для родителей будущих первоклассников

8.Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Ход  мероприятия:

 1. Подготовительный этап:

-Оформление наглядности для проведения теста;

-Оформить выставку  литературы,  развивающих игр по теме «Подготовка детей к школе»;

-Приглашение на собрание педагога – психолога;

-Изготовление информации «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

-Изготовление карточек «Стереотипы родительского поведения (чувства и переживания ребенка в соответствии с ними)»

-Приготовление пособий, игр для игрового  путешествия.

-Изготовление информации «Рекомендации родителям будущих первоклассников» 

 -Приготовить  цветные полоски (синяя, черная, красная)

Организационный этап:

Родители и дети  находятся в группе.

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наша встреча носит название «Идем в школу». Закончился дошкольный период,  приближается тот день, когда ваш ребенок впервые пойдет в первый класс. У многих возникает вопрос: «А готов ли мой ребенок к школе?»

Предлагаем вам    вместе с нами совершить путешествие по дошкольной стране, где дети продемонстрируют  свои знания, умения, навыки.

Первая станция «Математическая»

Дети выполняют задания:

1.Обозначь цифрой количество предметов

2. «Разложи верно по цвету, форме, величине фигуры» (Логические блоки Дьенеша)

3. «Разложи по порядку» (картинки в возрастающем порядке)

4. «Составь и реши задачу»

5. «Задачи на внимание»

Вторая станция «Грамотей-ка»

1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь другое слово»

2. «Определи место звука в слове»

3. «Составь и прочитай слово»

4. «Разложи верно» (картинки со звуками в начале, середине, конце слова)

Третья станция «Литературная»

Викторина «Волшебный мир сказок»

-Как начинаются сказки?

-Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей?

- Она трудолюбива и мила

Ее имя от слова «зола?»

-В каких сказках упоминается бабушка?

-Как звали трех медведей?

-В каких сказках упоминается заяц?

-Как звали трех поросят?

-Назовите предметы, которые помогли укрыться девочке  от гусей-лебедей?

-Назовите сказку правильно:

«Лисичка сестричка и серая мышь», «Сестрица Аленушка и братец Данилушка», «Синяя шапочка», «Волк и семеро котят», «Утки-лебеди», «Даша и медведи» и др.

(Дети уходят)

Ведущий:

Дорогие родители, ваши дети научились считать, читать, играть, грамотно говорить. К сожалению, некоторые из вас считают, что это является основой для школьных успехов. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего школьника. Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Очень значима и роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Выступление педагога-психолога

1. Цветовой тест.

     Поступление в школу - чрезвычайно ответственный и волнительный момент,  как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Я предлагаю Вам выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына  или дочери. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор.

На столах лежат:

  • черная полоска – сильное беспокойство;
  • синяя полоска – умеренное беспокойство;
  • красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.

      От кого или от чего зависит  улучшение самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Высказывания родителей).

 

2. Факторы успешной подготовки и адаптации к школе.

      Обратите внимание – на  листах – информация о факторах успешной подготовки и адаптации к школе. Выберите три самых главных, на Ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости. (Желательно объединить на две команды родителей, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению).

- Физическое здоровье ребенка.

- Развитый интеллект ребенка.

- Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

- Выносливость и работоспособность.

- Умение ребенка считать и читать.

- Аккуратность и дисциплинированность.

- Хорошая память и внимание.

- Инициативность, воля и  способность действовать самостоятельно.

    3. Информация о  «психологической готовности к школе».

     А вот что говорят психологи.  

Существует такое понятие «психологическая готовность к школе»,  которая предполагает следующие компоненты:

 1) Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

2)У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

3) Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

4) И еще важен один важный компонент психологической готовности к школе, который  не указан в списке факторов. Может быть,  Вы догадались, какой?  (высказывания родителей). 

    Прежде всего,  у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению;

    Сложно заставить человека что-либо делать, если нет желания. Поэтому мотивация – очень важное условие школьного обучения.  Сначала детей привлекают школьные атрибуты – портфель, тетради, ручки. Но постепенно эта внешняя мотивация должна перерасти в желание узнавать новое, в стремление к знаниям, т.е. во внутреннюю мотивацию. Но перерастет ли внешняя мотивация во внутреннюю во многом зависит от сформированности познавательных интересов. Задайте себе вопрос: любит ли ваш ребенок задавать вопросы, слушать, когда читают, заниматься умственной деятельностью.

   Нередко приходится сталкиваться с тем, что дети испытывают страх перед школой, бояться, что будут ругать, ставить двойки.  Часто  эти страхи связаны с тем, что в семье есть старшие дети, которые имеют проблемы в школе или с неуверенностью ребенка в своих силах.

 4. Работа с фразами.

 К страху перед школой, и даже неврозу могут приводить  на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

  Я предлагаю Вам прочитать фразы, довольно часто используемые взрослыми (слева на листах) и внушающий эффект этих фраз (справа) и предугадать, какие чувства и переживания вызывают эти фразы. Соедините линиями фразы и вызываемый  ими эффект.

«Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Как же ты учиться-то будешь?»

Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от  оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..»

Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!»

Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе

«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать? А вести себя тихо и спокойно?»

У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!»

Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.

    Как видите, такие  невольно оброненные фразы могут сформировать у ребенка неуверенность в своих силах, тревожность и как следствие низкую школьную мотивацию.

    Нередко трудности многих неуспевающих учеников связаны не с их умственным отставанием,  а с низкой самооценкой. Обратите внимание на высказывания ребенка «Я не могу», «У меня не получится» и т.п.

От родителей, во - многом,  зависит формирование здоровой адекватной самооценки.

1.Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими.

2.Обратите внимание на свои высказывания: «Какой ты неумеха, ленивый, и т.п.»

3.Не настраивайте на высокие достижения во всем и всегда. Ни один человек не может быть успешен во всем.  Научите ребенка правильно реагировать на неудачи, ошибки.

4.Приучайте к самостоятельности.  Чем больше ребенок может сделать самостоятельно, тем более компетентным он себя ощущает, а значит, растет его самооценка.

    Поговорите с ребенком о школе, выясните, нет ли у него страха перед школой, объясните, что для успешного обучения нужно приложить терпение, старание.  Убедите, что будете помогать. Можно попробовать поиграть в школу, пусть ребенок побудет и в роли ученика, и в роли учителя.

    И главное, чтобы адаптационный период и дальнейшее обучение в школе были успешными ребенок должен постоянно чувствовать ваше внимание и поддержку.

Ведущий:

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Скоро у ваших детей начнется новый, очень важный         этап в жизни – первый класс. Как сложатся отношения со школой - во многом зависит от Вас, от Вашей поддержки и понимания, от Вашего желания и умения помочь ребенку в сложные моменты.

           Не у всех детей 7-летнего возраста сразу все идет гладко. Многие не сразу включаются в школьную жизнь, большинство испытывает те или иные трудности на первых этапах обучения.

 Многие психические функции в процессе учебы продолжают формироваться.

Еще высока впечатлительность, поэтому ребенок  продолжает на все реагировать бурно и на успехи, и на неудачи. Постепенно ребенок будет учиться сдержанности, умению отличить важное от второстепенного. С первого дня учебы это не приходит.

Не сразу формируется усидчивость: способность достаточно долго сохранять относительно неподвижную позу и сосредоточенное внимание. В этом возрасте сильно развита потребность в движениях – если она не удовлетворяется, то у ребенка растет мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление.

В процессе развития находится координация движений, особенно мелкая моторика. Поэтому не ждите мгновенных успехов в обучении письму. Все еще развивается и будет развиваться в процессе регулярного обучения.

Не всегда удается семилетнему ребенку волевое управление своим поведением, он пока не умеет проявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому необходимы побуждения извне, контроль со стороны взрослого. От того насколько тактично и последовательно взрослый помогает ребенку организовать свою деятельность, от того, как он ее оценивает, в большой степени зависит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, самоконтроль, уверенность в себе.

Вашему первоклашке многому еще надо научится, его организму надо расти, психике – развиваться, а Ваша задача – понять это и организовать жизнь ребенка так, чтобы школьные нагрузки не привели к переутомлению, неврозам, нарушения осанки и зрения и прочим «издержкам образования».

            Первое, что надо продумать – это режим дня. Это  то, что позволяет добиться оптимального состояния нервной системы.

Важнейшая составляющая режима дня – это сон. Его значение невозможно переоценить, недосыпание сведет  на нет все усилия в учебе. Потребность сна для детей 7 лет – 11 часов плюс час дневного сна, а для детей 8 лет и старше – 10,5 часов. Чтобы ребенок быстро заснул, спал крепко и спокойно, необходимо, чтобы он отправлялся в постель в одно и то же время, перед сном – спокойные игры, чтение вслух, прослушиванием аудиозаписей сказок. Хорошо, если вы выберете минутку перед сном, чтобы поговорить с ребенком о его делах.

 При планировании режима дня первоклассника важно также продумать время выполнения домашних заданий. Известно, что работоспособность в течении дня неодинакова: первый подъем максимальной работоспособности приходится на 11-13 часов, затем снижается; второй подъем определяется между 16 и 18 часами, он ниже и короче, чем первый. Выполнение учебных занятий целесообразно совместить со вторым, после обеда и достаточно продолжительного отдыха. На домашние задания без вреда для здоровья и успеваемости необходимо тратить не более 30-40 минут в день. Если больше, то необходимо выяснить  причину:

     Непроизвольное внимание у первоклассника часто берет верх над произвольным, и любой шум, посторонние вещи на школьном могут быть причиной невнимания.

      Во-вторых, волевое управление своим вниманием только формируется, поэтому побуждение и контроль со стороны взрослого необходимы. Психологи называют это «организующей помощью»: «Ну давай посмотрим, что тебе сегодня задали. Доставай дневник, читай задание. Молодец! С чего начнем? С математики? Давай сначала достанем учебник, пенал …»

Известно, то дети 5-7 лет могут сохранять активное внимание около 15 минут, 8-10 лет – ненамного больше, около 20 минут. Поэтому после 15-20 минут работы необходимо сделать короткий перерыв, но не на игру, т.к. он увлечется и придется снова врабатываться. Полезна физминутка, проведенная вместе с Вами: покрутить головой, потрясти руками, подвигать туловищем. Если приучите ребенка к физкультурным паузам , объясните их смысл. То подрастая, он сам, почувствовав усталость, повторит привычные движения, зная по опыту, что после них продолжать работу легче.

         Следующий важный режимный момент – это отдых. При смене относительно подвижного образа жизни дошкольника на «сидячую» жизнь школьника гиподинамия (недостаток двигательной активности в повседневной жизни) резко возрастает. Поэтому совершенно необходимо позаботиться и о компенсации движений в жизни ребенка, поможет в этом прогулка с подвижными играми. Общая продолжительность пребывания детей на воздухе должна составлять 2 -  3,5 часа.

Несмотря на то, что Ваш ребенок стал первоклассником, его игровое детство еще не закончилось. Ему важно, чтобы было время, когда он может позаниматься тем, чем хочет, в свободной игре, где он переживает, перерабатывает информацию (1,5часа). Но, телевизор и компьютер не приравниваются к отдыху – это и психическая и зрительная нагрузка для ребенка.

Остерегайтесь перегружать ребенка дополнительными внешкольными занятиями, например, английский, бассейн, карате и т.д. Их должно быть не больше двух, желательно, чтобы в них чередовалась умственная и двигательная активность (например, спортивная секция плюс английский).

Планируя распорядок жизни, будьте готовы к тому, что работоспособность на протяжении учебного года будет неодинаковой. Бывают моменты, когда ребенок начинает больше капризничать, жаловаться, что не хочет идти в школу, тяжело встает по утрам, стал невнимательным, т.е. выдохся. У каждого ребенка в зависимости от состояния нервной систем, от возраста такие моменты бывают в разные периода учебного года. Дайте ему передышку, выделите побольше свободного времени, увеличьте «дозу» своей поддержки в подготовке уроков. Возможно, что в этот период вы тоже устали, «выдохлись». Старайтесь не срывать свою усталость на ребенке, а постарайтесь расслабиться вместе с ним. Это поможет избежать переутомления, бесконечных болезней и синдрома хронической усталости.

      Наведите порядок в игрушках: любимые оставьте, а ненужные, неинтересные, невостребованные уберите подальше, т.к. беспорядок тоже утомляет ребенка, отвлекает его, отнимая силы.

    Учеба – важнейшая часть жизни, но не сводите всю его жизнь к учебе. Находите время поговорить и на другие темы.

Побольше хвалите, никогда не сравнивайте с другими детьми, п.ч. ваш ребенок индивидуальность и имеет право быть таким, как есть.

     Неплохо бы в течение оставшихся до школы месяцев иногда поиграть с ребенком в игры на развитие памяти, внимания, мышления.

Предлагаю обратить внимание на выставку игр, которые помогут в подготовке ребенка к школе.

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент: некоторым детям рекомендовано   продолжить логопедическую коррекцию в школе. Если вы заметили стойкие нарушения в  звукопроизношении, при письме, не стесняйтесь обратиться за помощью  к школьному логопеду.

В завершении нашей встречи, я предлагаю каждому из вас  дать полезный совет воспитателю или другим участникам собрания.

Проект решения  родительского собрания:

1.Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

2.Создать благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить  с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т.п)

3.Осуществить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной деятельности.

4.Играть с детьми в домашние тгры, направленные на подготовку к школе.

5.Выполнять рекомендации по организации жизни первокласскника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

Конспект родительского собрания с презентацией в подготовительной к школе группе. Тема: «Скоро в школу».

Родительское собрание познакомит с критериями готовности ребенка к школе....

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"

конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

   Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемойвовлечение родителей в образовательный процесс детского сада,налаживанием взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.Имен...