Аграмматическая дисграфия. Из опыта работы.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Статья для родителей  и  начинающий специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agrammaticheskaya_disgrafiya_-_kopiya.docx448.81 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика аграмматической дисграфии. Из опыта работы.

В последнее время увеличилось количество детей с  различной речевой патологией. В логопедические группы для детей с ОНР ( с общим нарушением речи) попадают дети с грубым нарушением звукопроизношения, с несформированностью фонематической  и лексико-грамматической стороны речи.  К группе риска по аграмматической дисграфии относятся дети с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. У этих детей часто наблюдается задержка речевого развития, задержка психического развития  и  алалия, т.е. фразовая речь появляется после двух лет.

За многолетний опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи  были  проанализированы различные виды аграмматизмов и сделан вывод, что у детей с нормальным развитием и у детей с недоразвитием речи  наблюдаются  специфические ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием.

  Вспомним  как развивается речь в норме ( по материалам книги А.Н.Гвоздева “Вопросы изучения детской речи”).

   В 1 год 8-10 месяцев дети начинают   объединять в предложении два аморфных слова.  “ляля ба-бай”, “ляля бах “, “мама ам-ам”

 В 1 год 10 месяцев- 2 года 1 месяц  происходит рост предложений до 3-4 слов. “Тихо, ляля спит”. Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение .  Существительные начинают употребляться в винительном падеже  с окончанием –у  “ дай кашу”, иногда в предложном падеже с окончанием –е  ,  во множественном числе существительные употребляются с окончаниями -ы, -и (фонетически всегда –и),  существительные начинают употребляться с суффиксами уменьшительности. Начинают появляться первые грамматические формы у глаголов:  повелительное наклонение 2 –го лица ед.числа “иди, неси”,  инфинитив « пить, есть” , настоящее и прошедшее время  3-го лица ед.числа  c окончаниями –ет, ит, а  - “идёт, сидит, шла”, появляются первые возвратные глаголы “одеваться, умываться”. Часто опускаются приставки.

Прилагательные образуются с 2 лет без согласования с существительными , чаще в именительном падеже ед.числа мужского и женского рода – “красный мяч, красная шапка”.

Начинают появляться местоимения и наречия –вот, там, где “де”, ещё, хорошо “асо”, не надо, надо и др. Иногда смешиваются личные местоимения- о себе говорит в 3-м лице.

В 2 года 1 месяц -2 года 3 месяца  наблюдается дальнейший рост простого предложения до 5-8 слов). Появляются бессоюзные сложноподчинённые предложения, затем с союзами.

Наблюдается употребление одних окончаний существительных  на месте других в пределах одного синтаксического значения  “лоском” (ложкой), “вилком” (вилкой),  “cипут”-(сыпят) . Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются « главенствующие» падежные окончания в ед.числе : - у, -e, -а, -ом, реже – .  Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам ( кроме 2-го лица мн.числа).  Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.

Нарушается согласование с существительными. Мн. число используется только в именительном падеже.  Личные местоимения усвоены и наречия больше, меньше, короче, скорее.

Появляются  предлоги  в, на, у, с.  Союзы  и, то, а, потому что, тогда, когда.

В 2 года 3 месяца-3 года  в основных чертах усвоен грамматический строй языка.   В употреблении существительных усвоены  « главенствующие»  окончания мн.числа : -ов, ами, -ах.  Начинается влияние окончания – ов на слова других склонений :  “лампов” . Начинают усваиваться другие падежные окончания : -a (рога), -я ( стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности.

Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие : “ искрасил” (выкрасил), “растемнело”.

Устанавливается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах.

Отмечается смешение рода  у местоимений: “моя папа  “– мой папа, он, она (о яблоке).

В норме наблюдается правильное употребление всех простых предлогов и многих союзов: если, чтобы, потому что и др.

3-4 года.  Разграничение морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей -нулевая флексия.  Собственные словоформы, словотворчество- “ ежинята  “-  ежата,  “водопадит”-сильно течёт вода.

Существительные- продолжается влияние  окончания – ов на слова других склонений.  Ошибки в использовании чередований и ударений. При словоизменении сохраняется основа: “пени”- (пни), “ левы”(- львы).

Часто нарушается чередование в основах глаголов : “ачисту”-(почищу). Неологизмы с использованием приставок: “намокрил” (намочил), “искомочил”  (-смял в комок).

Нарушение согласования в среднем роде у прилагательных. Усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий.

Употребляют предлоги  по, до, вместо, после. Союзы  что, куда, сколько, столько. Частица бы при условном наклонении.

4 года-7 лет.  Начинают усваиваться все грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий ( использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числительных).

Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.

Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.

Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

У детей с ОНР наблюдаются трудности усвоения и  запаздывание формирования  лексико- грамматического развития языка  и специфическиe аграмматизмы.

  Так,  в 5-6  лет  мы наблюдаем  неправильное  согласования cуществительных с прилагательными  в  роде  : “одежда красный”, “печать зелёный”, “красивая дом”, “машина большое”, “красный яблоко” , неправильное согласование существительных с глаголами в роде: “лиса должен”, “домик сломалась”,    “ папа приехала” . У детей с ОНР надолго сохраняется  смешение рода у местоимений: “мой мама”, “моя папа”, “моя стул”, “мой тетрадка”, “ моё букварь , “ вот он, мой тетрадка”, “его зовут мама Наташа” .

 Так же наблюдается    неизменение местоимений по падежам- “ Я есть”- у меня есть , “я  зовут”- меня зовут,  “мне  есть 5 слов”- у меня , “он я видел”- я его видел    , “вас покажу” – вам покажу, “ вы мешаете меня” – вы мешаете  мне.

 Наблюдаются ошибки в согласовании существительных и местоимений  с глаголами по родам: “мама пришёл”,   ошибки в согласовании местоимений по родам : “ я оделась”, “он взяла”  и ошибки в  изменении по родам и падежам-“ его одеть” –(шубу), “ у него есть бант” (о девочке). Так же наблюдаются  ошибки   в согласовании числительных  с существительными по родам : “ один слово”- одно слово, “один печать” – одна печать, “одна кубик” – один кубик, “один бумага”-одна бумага, “два уши”-два уха, “два уточка”-две уточки, “две яйцо” –два яйца, “два шапочка” – две шапочки.

Наблюдаются аграмматизмы в употреблении окончаний существительных и прилагательных в косвенных падежах.

В винительном падеже сохраняется окончание именительного падежа –“ белка ест шишка” –вместо - белка ест шишку, “ покажи бумага” и употребление окончания – у  вместо нулевого окончания – “я люблю соку” .

  В родительном падеже   остаются надолго “главенствующие” окончания – ов , -ах:  “ много карандашов, сапогов,  листьях, берёзах, стулах, столах, нет силах” ,    замена нулевого окончания на окончание –ах – “нога буквах”- много букв,  “из сапогах” -  вместо  из сапог.

В родительном падеже  наблюдалось   употребление окончания –  –“ яйцeй, ведрeй, письмeй, окнeй, пчёлeй, листeй, перeй” – вместо нулевых окончаний в словах -  яиц, вёдер, писем, окон, пчёл (внутрипадежная замена, т.к. окончание – ей  употребляется в  Р.п. в м.р.)   и вместо окончания – ах-“медведях”   – много медведей.   Вместо окончания – ев    употреблялось   окончание – ей  “перей”-перьев, “листей”- листьев.   

В родительном падеже у детей с ОНР наблюдалось употребление окончания – ив , не свойственное этому падежу – “мелкив” – нет  мелков.

В дательном падеже наблюдаются  замены окончания – е на  окончания – а – “даёт коза”- козе   и замены на нулевое окончание- “ дал слон, лиса, мальчик” -дал слону, лисе, мальчику.

 В  творительном падеже :  “главенствующие”  окончания для существительных 1 спряжения единственного числа  –ой  , -eй   заменяется на окончание, характерное для 2 спряжения – ом –“щётком” – щёткой,  “ложком” - ложкой   и наоборот,  окончание ом  заменяется на окончание ой  “под деревой , под деревой” – под деревом, под деревом. 

В творительном падеже  мы наблюдаем замены окончания – ом на нулевое окончание- открываем ключ –ключом или на окончание – и – “утюги” – утюгом.

В  предложном  падеже  множественного числа  наблюдаются  замены  окончаний, характерных для предложного падежа – ах , ях   на окончания, характерные для родительного падежа – ов,   – ав,- ( яв )– в носкав”-в носках, “в резиновав  сапогав”,  “на санкав”- на санках,  “на ногав” – на ногах , “на качеляв”- на качелях  , замены окончания – ах на окончание, характерное для творительного падежа- ой-  “ а санкой” – на санках, “ под креслой”  -под креслом, “за циплёнкой” – за цыплёнком, “ c деревой” – c деревом  , замены на окончание творительного падежа – ей – “на окней” – в окно, “на пней” – на пне.   А так же наблюдаются замены, нехарактерные ни для каких падежей – “на лыжай”,  “с лыжай” – на лыжах,  замена окончания –у, на окончание – е – “в шкафе”-в шкафу .

Наблюдаются  замены  окончаний – ой на – ом  и наоборот:  С кем? – “папом” , “ мамом”  вместо- с папой, с мамой, “ c молочкой” – c молочком, “за cупой” – супом, “мылой” – мылом.

Наблюдаются   замены окончаний предложного падежа  - у  на окончание творительного падежа  - ой –“оденут головой”- оденут на голову, замену окончания предложного падежа –ах  на окончание  творительного падежа множественного числа- ами – “едет на санками” -на санках, замену на окончание именительного падежа множественного числа “cобатьки” – c cобачкой.

    Как  цитировал В.А.Ковшиков слова И.А.Бодуэна де Куртенэ  в своей книге “ Экспрессивная алалия и методы её преодоления”   у   детей  с алалией “патологический тип усвоения языка, неусвоение правил его функционирования “ и дети с алалией заменяют окончания одного падежа окончаниями, принадлежащими разным падежам.

В.А.Ковшиков  отмечает, что дети с алалией  заменяют окончания винительного падежа  окончаниями других падежей :   несёт ведры ; “попал (в) окошкой “( в окошко),” моет поле “(пол).

 

    Как отмечает В.А.Ковшиков в своей книге  “ другой особенностью, отличающей детей с алалией от детей с нормальным развитием, является непостоянство замен падежных окончаний.

Таким образом, мы видим, что при алалии  мы встречаемся не только с задержкой темпа усвоения языка, но и с его патологическим типом становления”.

Много ошибок в употреблении будущего времени- “ ты будешь одеть”- ты оденешь, ошибки в употреблении прошедшего времени  “ она заболела была”- она болела.

При словоизменении часто сохраняется основа существительного  – “на лёте “ – на льду,  “ на пени”- на пне,  “ лефы”- львы, “лопы”- лбы. Такие замены наблюдаются  и при нормальном развитии речи, но в более младшем возрасте.

 У детей с ОНР наблюдается сохранение  основы неопределённой формы глагола –“ cкакает”- скачет,  “ обогнаю”- обгоню, а так же добавляются и заменяются звуки   - “пекить” – будет печь, ”возмить”- возьмёт “,  “кого позовить” – кого позвать, “пит” – пьёт, “ он дыхает” – он дышит, “бирать” –брать.  Так же наблюдается  употребление неопределённой формы глагола без изменения “ он болеть” – он болеет,  “ он руки мыть”- он моет руки.

Дети с ОНР позже начинают употреблять предлоги в речи, заменяют их.  “А меня” – у меня, “а Тани” – у Тани , “ на , за столом” – под столом, “ас стола” – из стола, “ на небу”, “ в небу” – по небу, “на, в тарелке” – на тарелке.

У детей с ОНР наблюдаются  аграмматизмы в изменении глаголов по числом – “ они спит” – вместо – они спят.

Таким образом, нeобходимo отличать обычные детские аграмматизмы, которые можно встретить почти у всех детей при овладении русской грамматикой и специфические аграмматизмы ( трудности в согласовании различных частей речи , в употреблении окончаний слов ,  предлогов и др , описанные выше), которые долгое время можно наблюдать у детей с общим недоразвитием речи при патологическом усвоении норм русского языка.  К  обычным детским  аграмматизмам можно отнести ошибки в образовании множественного числа : одно ухо, а много- “ухи” , где звук Х произносится как и при образовании формы единственного числа, а так же ошибки в употреблении множественного числа, типа “домы”, “деревы”, “окны” –здесь окончание существительных м.р. ед.числа и ср.рода мн.  числа  употребляется по аналогии с окончаниями  слов м.р. и ж.р. во мн. числе: “столы, буквы”. Так же к обычным детским аграмматизмам можно отнести ошибки в употреблении окончаний, типа :  много “мячов”, “ведров”, “карандашов” , где в Р.падеже м.р. употребляется окончание –ов, свойственное этому падежу, например, такое же, как мы произносим при употреблении слов - “столов” , “углов”  и др.  Очень часто наблюдаются аграмматизмы при образовании относительных и притяжательных прилагательных, например: “яблоковый” сок, “ стекловая” ваза,  “лисин” , “белчачий”  хвост.

Таким образом,  дети с  трудностями в усвоении  лексико-грамматического строя речи относятся к группе риска по аграмматической дисграфии. Этот вид дисграфии чаще проявляется во 2-3 классах при употреблении различных грамматических форм слова , когда дети приступают к усвоению различных грамматических правил языка.  Профилактику данного вида дисграфии необходимо начинать с дошкольного возраста.

C:\Users\Логопед\Desktop\логопедИЯ\фото видео работа\теремок 09\Изображение 096.jpg   C:\Users\Логопед\Desktop\логопедИЯ\фото видео работа\теремок 09\Изображение 075.jpg

Сказка “Репка”.

Цели: отработка употребления окончаний прилагательных, согласования различных частей речи по родам, числа и падежам, употребление предлогов.

C:\Users\Логопед\Desktop\логопедИЯ\фото видео работа\Теремок 11\Изображение 255.jpg

Игра: “Чей хвост?”

Цель: употребление притяжательных прилагательных.

C:\Users\Логопед\Desktop\логопедИЯ\фото видео работа\фото 12-13\сказкотерапия\IMG_0531.jpg

Сказка “Волк и семеро козлят”

Цель: расширение словарного запаса, согласование различных частей речи  по родам, числам, падежам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с общим недоразвитием р...

Игры для профилактики аграмматической дисграфии

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

Елена Мазанова" Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии".

Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению аграмматической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лог...

Упражнения по коррекции "Аграмматической дисграфии"

Упражнения по коррекции Аграмматической дисграфии...

Система логопедической работы по профилактике аграмматической дисграфии у детей.

Одним из наиболее тяжелых нарушений письма у детей с тяжелыми нарушениями речи является аграмматическая дисграфия.Предпосылки же аграмматической дисграфии могут обнаруживаться уже в дошкольном возраст...

Формирование грамматического строя речи. Коррекция аграмматической дисграфии. Ольга Андреевна Новиковская \ ,- ЛОГОПЕДИЧЕОСАЯ ГРАММАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Пособие для занятий с детьми 2-х-4-х лет

В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи, расширение словаря и развитие логики...