Формирование фонационного (речевого) дыхания у детей с заиканием через игру.
консультация по теме

Чернова Евгения Михайловна

Беседа - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda.doc519 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа - практикум

Формирование фонационного (речевого) дыхания у детей с заиканием через игру.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями.

Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Основным проявлениям заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т. е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц речевого аппарата.

В симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи,  поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голос.  Также формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое – физиологического дыхания вне речи.

Во время учебного года мы ведем работу по следующим направлениям:

  1. общие дыхательные упражнения;
  2. постановка диафрагмального дыхания;
  3. дифференциации ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;
  4. формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе. Особое значение для детей дошкольного возраста приобретает использование всевозможных игр и игровых приемов, стихотворных текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений непроизвольным.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

  1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми играми – упражнениями направленными на формирование диафрагмального (речевого) дыхания. Научим их правильно выполнять, что бы в дальнейшем вы могли помочь своим детям.

Упражнение № 1.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

                      IMGP0132

Упражнение № 2 «Жук жужжит»

Стоя, спокойно вдохнуть. На выдохе произносить «ж-ж-ж-ж».

Я – жук, я – жук, я здесь живу.

Я все жужжу, жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Упражнение № 3 «Паровоз»

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить «у-у-у-у».

Мчится поезд

Во весь дух.

Чух – чух! Чух – чух!

Паровоз гудит:

У – у –у –у!

Упражнение № 4 «Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести «Ку-ка-ре-ку-у-у-у-у».

Тихо-тихо все кругом.

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил

Всех ребяток разбудил:

«Ку-ка-ре-ку-у-у-у-у».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Срез интегрированного занятия по развитию речевого дыхания (группа детей с заиканием)

Срез интегрированного занятия по развитию речевого дыхания (группа детей с заиканием). Тема: «Осенью в парке»....

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Консультация для родителей «Особенности развития речевого дыхания у детей с заиканием»

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОНР

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни....

Развитие речевого дыхания у детей с заиканием.

Методические рекомендации и упражнения на развитие речевого дыхания у детей с заиканием....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...