Главные вкладки

    Развитие мышления у детей с ОНР
    консультация на тему

    Берсенёва Надежда Николаевна

    Консультация для родителей о важности развития процесса мышления в жизни человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл myshleniekonsultatsiya.docx16.13 КБ

    Предварительный просмотр:


    Консультация для педагогов
    «Развитие мышления у детей с ОНР»

    воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны

    Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

    Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

    В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок приобретает ряд новых знаний. Которые должны составлять основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы.

    В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Такая взаимосвязь позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.

    Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.

    За последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Среди них большую группу составляют дети с общим недоразвитием речи.

    Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

    Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений. Например:

    - Почему летом нельзя кататься на лыжах?
    - Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
    - Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
    Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
    - Чем отличаются кукла и девочка?
    - Чем отличаются птица и самолет?
    - Чем отличаются куст и дерево?
    Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:
    - Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
    - Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

    Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время, одним их эффективных средств в коррекции речи, стало применение информационно-коммуникационных технологий.

    Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность к самоконтролю. Общение с компьютером вызывает у ребенка живой интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольное внимание и память.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.  В работу активно включаются неговорящие дети. Охотно угадывают и показывают на компьютере, чей голос слышали, кто больше, меньше, какое время года и т.д.

    Ни у кого не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человека быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи зависит успешность его учебы, карьеры, социальное положение. Нет ни одного аспекта деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы мышление.

     

    Список литературы:

    1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М.: Просвещение, 1969. - С. 32-81.

    2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – С- 208

    3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1990. –С - 94

    4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – С-240.

    5. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М. - Воронеж, 2001. - С. 104 - 111.

    6. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – С- 256.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с ОНР

    Предлагаю для воспитателей материал по дидактическим играм и приемам для развития мышления у детей с ОНР....

    Игры для развития мышления у детей 4-5 лет.

    «Ожившие предметы»Задача игры – научить ребенка наделять разные предметы поступками, мыслями, действиями, то есть «оживлять» их. Взрослый предлагает какую-либо ситуацию. Например, дождливый осенний де...

    Игровые технологии для развития мышления у детей старшего возраста с ЗПР

    «Без игры нет,  и не может,  быть полноценного  умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается...

    Использование развивающих и дидактических игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.

    Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Развивающие и дидактические игры детей дошкольного возраста"....

    Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

    Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

    Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

    Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...