Что такое музыкальность?
консультация по теме

Счаславская Татьяна Эдуардовна

Все мы от природы музыкальны. Только надо вовремя развивать музыкальный слух.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыканты в коротких штанишках     

 

 Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. 

(Людвиг ван Бетховен)

 Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
       Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.
       
Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.
       А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
       
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;
      •  Бетховен, Шуберт, Брамс - 
чтобы успокоиться;
      •  Бах от напряжения в отношениях;
      •  Моцарт, Лист, Хачатурян - 
для поднятия жизненного тонуса, активности;
      •  Чайковский, Бетховен - поднимает настроение;
      •  Бах, Гайдн - уменьшают злобность;
      •  Чайковский, Дебюсси, Мендельсон - 
концентрация внимания.

 Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.
       Выбор музыки огромен, и можно встать в тупик, выбирая, какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью .Выбор огромен - классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус и круг общения.
       Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.
       Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!
Наглядно-образное мышление – способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин.
      •  Чем раньше ребенок приобщится к музыке, чем больше у него шансов полюбить и освоить ее по-настоящему.
      •  Музыкальные игры часто сочетают разговор и пение с ритмическими движениями. Зоны мозга, отвечающие за эти действия, контролируют также двигательные импульсы, благодаря чему ребенок все больше учится управлять своим телом.
      •  Когда ребенок слушает классическую музыку, при этом укрепляются мозговые связи, отвечающие за его математические способности.
      •  Соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков.
    •  Ритмичные песни, которые вы поете своему малышу, способствуют развитию его мозга.
      •  У детей, которые часто поют ритмичные песенки и играют в игры, связанные со счетом, мозг буквально излучает активность.
      •  Музыкальные игры помогают ребенку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи.
    •  С раннего возраста слушая «живую» музыку и играя с музыкальными инструментами ребенок с большей вероятностью реализует свой врожденный музыкальный потенциал, когда станет старше.

Какую музыку должны слушать дети?

Поразительно, беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Гайдн… Позже они добавили Вивальди и Чайковского…

К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке.

А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки.

Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ»

 

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? 
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?
Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.
       Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основ
у развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь
к собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра,  люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

 Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.
      Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о  необходимости начинать     музыкальное развитие ребенка как можно раньше. 
«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет! красиво снаружи, оно нее равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги. 
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.   Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3.   Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4.   Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:


Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, 
тем более музыкальным он становится, 
чем более музыкальным становится, 
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.


Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада,; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...