Как помочь малышу в эти трудные первые дни в детском саду
консультация по теме

Матвеева Галина Ивановна
Консультация для родителей познакомит их с трудностями первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения, как подготовить малыша к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_sobraniyu.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

доклад старшего воспитателя

ГБОУ  СОШ № 904

Матвеевой Г.И.

        Дети раннего и младшего дошкольного возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны, им интересно общество сверстников.

        У родителей нет достаточно глубоко представления о жизни ребенка в дошкольном учреждении о созданных там условиях воспитания и развития. Поступление ребенка в группу раннего возраста или малдшую группу вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привык к определенному режиму, к способу кормления, укладывании, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.  

        Что беспокоит родителей - как примут ребенка в детском коллективе, какие отношения сложатся у него с воспитателем, не будет ли малыш часто болеть, насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?

        И беспокойство родителей не беспочвенно, ведь изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.

Первые дни в дошкольном учреждении

        Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения — процесс крайне непростой. С приходом малыша в дошкольное отделение начинается новый период в его жизни - первый опыт коллективного общения.

        Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на дошкольное учреждение плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. В первые дни посещения группы ребенок с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек. Ему бы спокойно дома в родной обстановке, а тут незнакомые взрослые берут за руку и ведут в другое неизвестное для него помещения. Пытаются накормить, а он отказывается от еды. В туалетной комнате его пытаются усадить на незнакомый горшок. Малышу страшно. Ведь будь его воля — он бы с радостью убежал домой к любимым родителям.

                Вернувшись, домой, ребенок испытывает невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.

        Самыми тяжелыми для детей являются 1 день посещения, особенно тяжелыми – утро следующего дня , после выходных и заболеваний.

        Находясь в дошкольном учреждении, ребенок испытывает мощный стресс (эмоциональный, информационный), и связано это, в первую очередь, с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Нужно время для того, чтобы ребенок привык, приспособился к новым для него условиям, т.е. адаптировался.

        Адаптационный период у детей проходит по-разному (тяжело, умеренно или легко) и  зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, характера семейного воспитания.

        Не стоит рассчитывать на то, что ребенок легко и быстро приспособится к новым условиям — обычно на это уходит от 1-2-х месяцев до 3-4-х, в редких случаях до полугода. Особенно тяжелы в этом плане первые дни. И неудивительно, ведь на малыша действуют сразу несколько мощных стрессогенных факторов: тут и незнакомая обстановка, и большое количество детей, и незнакомые взрослые вместо родителей, строгий режим дня, другой стиль общения – все это таит в себе много неизвестного, а значит, и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него сильнейшую стрессовую ситуацию.

         Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

        В физиологическом плане - это повышения температуры и давления, уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний.  

        В психологическом плане - появляется нервозность; ухудшение сна; даже падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса.  

        В поведенческом плане -  упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

        На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения и восприятия, а также степень родительской опеки.

 Как помочь своему ребенку?

        Чтобы предупредить все возможные трудности адаптации ребенка к дошкольному учреждению, рекомендуется готовиться к этому событию заблаговременно. И сделать это должны сами родители в  течение летнего периода:

- Прежде всего, важно знать, что условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима. Поэтому нужно максимально приблизить домашний режим к распорядку дня детского сада - понемногу смещать, если потребуется, время приема пищи, отхода ко сну, бодрствования. Обязателен дневной сон!

- Включить в рацион ребенка каши, запеканки, сырники, отварную рыбу, овощное рагу (не протертые блюда)

- Приучать ребенка засыпать без укачивания.

- Пить из кружки.

- Исключить из жизни малыша соску-пустышку, которая ему совершенно не понадобится в группе.

 - По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

- Настраивать ребенка на то, как интересно будет в детском саду, сколько игрушек и друзей…

 - Приучать к элементарным гигиенически навыкам, навыкам самообслуживания, поощрять попытки самостоятельных действий - умываться без посторонней помощи, одеваться и раздеваться, вовремя садиться на горшок, пользоваться ложкой. Это придаст малышу уверенности и спокойствия.

Рекомендации родителям в адаптационный период:

  • Планировать выход мамы на работу – не ранее ноября-декабря.
  • Приводить ребенка в первые дни посещения – на 2 часа, затем на 4 ч. , но пока без сна. На сон ребенка оставляют в том случае, если он начал кушать («голодных» детей, отказавшихся от еды,  нельзя укладывать!)
  • Рекомендуется в первые дни пребывания ребенка в детском саду обязательно немного покормить его дома. Малыш в нервном напряжении может с трудом проглотить две – три ложки, при этом, не различая вкуса пищи, или вообще отказаться от еды.
  • Приготовить запасную одежду, несколько комплектов белья (все подписать!) и вовремя его стирать.
  • Обучь ребенка – по размеру, с фиксированной пяткой и закрытым мыском.
  • Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
  • В период адаптации ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе обязательно должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
  • Необходимо правильно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде, иметь несколько комплектов запасного белья.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, проявляйте больше любви, ласки, внимания и понимания.
  • Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
  • Интересуйтесь поведением ребенка в детском саду, советуйтесь с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений. Чем питался малыш в дошкольном учреждении Вы узнаете из меню.
  • Не пугать ребенка детским садом!
  • Не затягивайте расставание с ребенком в раздевальной комнате!
  • С улыбкой провожайте малыша в группу.
  • Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, эмоциональный контакт и доверие к воспитателю.

        А мы, сотрудники дошкольного учреждения, в свою очередь, стараемся помочь малышам легче адаптироваться к условиям детского сада.

  • Так как ребенок сильно привязан к матери и испытывает болезненное переживание от разлуки с ней, мы даем малышу почувствовать уверенность в безопасности окружающего его мира.
  • Мы не игнорируем плач ребёнка и реагировуем на все потребности малыша: тогда он будет чувствовать заботу взрослых и в такой стрессовой для себя ситуации будет менее растерян.
  • Ребенок желает общаться и играть со взрослым – дает воспитателям игрушки, предметы (что мы и делаем). Это помогает снизить возбуждение, страхи, тревожность и беспокойство у малышей.
  • Лучшее лекарство от стресса – смех. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо.
  • Слушание музыки помогает  детям расслабиться, успокоится, а также развеселится и потанцевать.  Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и  благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
  • Чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным и травматичным необходимо тесное и доверительное сотрудничество родителей с педагогами группы. Только нашими совместными усилиями  мы сможеи обеспечать нашим малышам защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. А это -  залогом успешного течения адаптации.

        Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.

        Мы стараемся, чтобы наше дошкольное учреждение стало для всех детей местом, где им уютно, хорошо, весело. Чтобы каждый ребенок думал: «меня в группе ждут с нетерпением, а значит я - хороший, меня любят».         Создали все условия для развития, воспитания и обучения наших воспитанников – группы, игровые и спортивные площадки, кабинеты, залы, классы и пр. Вся развивающая среда создана для вас с любовью, и просим вас бережно относиться к имуществу дошкольного учреждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Плачет каждый день: как помочь ребёнку и себе привыкнуть к жизни в детском саду.

Сентябрь в детском саду — время адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут, родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь ...

Первые дни в детском саду Как помочь ребенку адаптироваться

Рекомендации родителям детей раннего возраста, впервые посещающим детский сад, для наиболее комфортного прохождения адаптационного периода....

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...

Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман) — педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада

Аделаида Семёновна впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка &mda...