Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом
консультация (старшая группа) по теме

Данилова Ольга Сергеевна
Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_i_tekhniki_gnev.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Подготовила:

 педагог – психолог

Данилова О.С.

Братск 2013

Упражнение 1 ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ (можно выполнять как в группе, так и индивидуально)

  1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.
  2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.
  3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
  4. Обсудите с детьми:

  • легко ли было выполнить упражнение;
  • в чем они испытывали затруднение;
  • что они чувствовали во время выполнения упражнения;        
  • изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

Упражнение 2 РИСОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА (лепка гнева из пластилина, глины) (выполняется индивидуально)

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

  1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
  2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
  3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?».

Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4.        Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

  • что изображено на рисунке;
  • что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
  • может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);
  • изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок (см. рис. 1).

5.        Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону (см. рис. 1а). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант (см. рис. 1а) и также обсудить его с ребенком (например, огонь на рис. 1 превращается в цветок):

►        что он чувствует, когда рисует новый вариант;

  • попросить поговорить от лица нового рисунка;
  • каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом (И. Фурманов, 1997).

Упражнение 3. ГАЛЕРЕЯ НЕГАТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

(для детей от 9 лет)

Упражнение 3 а:

1) попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем по просите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо;

  1. походите по этой выставке, рассмотрите портреты, обратите внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдаленность, выражение лиц). Выберите любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?
  2. мысленно выразите свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите все, что хочется сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с портретом все, к чему побуждают ваши чувства. После того, как вы сделали это упражнение, еде

лайте глубокий вдох 3-4 раза и откройте глаза». Затем следует обсудить упражнение с детьми:

  • что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении;
  • что понравилось, что не понравилось;
  • кого они увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились;
  • как менялось их состояние в процессе выполнений упражнения;
  • чем отличаются чувства в начале и в конце упражнений.

Упражнение 36:

1) попросите детей (подростков) сесть поудобнее, рас. слабиться, сделать 3—4 глубоких вдоха и закрыть глаза. Далее следует та же инструкция о небольшой выставке-галерее портретов, что и в упражнении После того, как каждый ребенок выберет портрет (как правило, наиболее актуальный для него), по просите представить, что человек на портрете делает что-то такое, что наиболее злит его (возможно; реальная ситуация). Пусть дети представят себя говорящими с этим человеком (каждый со своим):

2) в ходе воображаемого диалога необходимо представить, как человек, который злит, становится все меньше и меньше ростом, а голос его становится все слабее и слабее.

Далее попросите их понаблюдать за разговором как бы со стороны:

  • какими они видят себя;
  • как воспринимается вся ситуация в целом;
  • что они чувствовали в ходе выполнения упражнения;
  • как менялось состояние в ходе выполнения упражнения.

Обсудите все это с детьми после выполнения упражнения.

Упражнение Зв:

  1. попросите детей разбиться на пары и сесть друг напротив друга. Далее следует та же инструкция, что и в упражнении За о выставке портретов;
  2. дети могут обращаться к любому портрету в любой последовательности. Попросите их определить:

  • что конкретно не нравится в человеке, представленном на портрете;
  • что максимально злит;
  • что хочется сделать в ответ этому человеку;

3)        далее дети проговаривают все это вслух своему партнеру напротив поочередно, начиная фразу со слов:

«В этом человеке мне не нравится...» то-то и то-то, на свое усмотрение, и заканчивая словами: «И по-этому я злюсь на него», «И потому мне хочется обругать его», «И потому мне хочется ударить его» и т.д. После выполнения упражнения обсудите с детьми:

  • легко или трудно было говорить о своих чувствах партнеру;.
  • легко или трудно было слушать партнера, когда он сообщал о своих чувствах;
  • изменилось ли эмоциональное состояние по отношению к тем людям, о которых они сообщили своим партнерам.

Упражнение 4. РЕЦЕПТ: КАК СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА АГРЕССИВНЫМ (из Фонеля)

Упражнение выполняется в небольшой группе из 5—6 человек или индивидуально.

В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Упражнение состоит из двух частей. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся бумага, ручка, фломастеры.

Первая часть:

  1. попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит;
  2. пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка (см. рис. 3);
  3. затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает);

  • знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;
  • как они считают, почему люди бывают агрессивными;
  • всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);
  • как ведет себя жертва агрессии;
  • что можно сделать, чтобы не быть жертвой.

Литература

1. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб: Речь, 2000.

2. Самоукина Н. Игры в школе и дома. М., 1995.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности

Подготовила:

 педагог – психолог

Данилова О.С.

Братск 2013

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Релаксационные упражнения для детей до 8 лет

Упражнение 1

«Снежная баба» (автобиографическая модификация)

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить-снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8—10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение 3 «СДВИНЬ КАМЕНЬ» (авторское упражнение)

Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение4 «ЧЕРЕПАХА» (Алворд, 1998)

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, — 5—10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).

Упражнение 5

Расслабление в позе «Морской звезды»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте - то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1—2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

2.5.1. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей)

Данную работу лучше проводить в небольшой группе, состоящей не только из агрессивных детей, но и детей, у которых хорошо развиты навыки общения (дружелюбны, контактны и т.п.).

Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели — дать возможность агрессивному ребенку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

Возможны различные варианты работы с картинками. Первый — это когда вся группа работает с одной картинкой. Дети поочередно предлагают свои варианты поведения и совместно (в обсуждении) придумывают истории-продолжения. В конце упражнения можно попросить детей нарисовать те варианты истории, которые им больше всего понравились.

Следующий вариант — это когда дети делятся на двойки-тройки и каждой группе раздается своя карточка-картинка. Важно, чтобы в мини-группе был только один агрессивный ребенок. Все последующие процедуры совпадают. По желанию можно ввести элемент соревнования между группами (конкурс): какой группе удастся придумать больше вариантов поведения и историй-продолжений в рисунках.

2.5.2. Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (авторский вариант)

Данное упражнение проводится в несколько этапов:

  • следует расспросить ребенка, в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах (кто-то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т.п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Составьте вместе с ребенком перечень таких ситуаций (письменно);
  • выберите из перечня наименее конфликтную и проблемную для ребенка ситуацию, в которой, с его точки зрения, ему будет проще справиться с собственными негативными поведенческими реакциями. Обсудите вместе с ребенком возможные варианты поведения в ситуации. Попросите ребенка написать эти варианты в перечне напротив данной ситуации (если ребенок старше 8 лет).

► проанализируйте и обсудите вместе с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. С детьми до 7,5 лет лучше проиграть каждый вариант, используя резиновые игрушки или «леговских» человечков в целях более эффективного осознания последствий своего поведения. Для детей 8 лет и старше будет лучше, если они напротив каждого варианта поведения напишут ожидаемые последствия (дальнейшее развитие ситуации).

Литература

1. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб: Речь, 2000.

2. Самоукина Н. Игры в школе и дома. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники

Игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники...

игры и упражнения направленные на обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Родительское собрание - как способ предотвращения конфликтных ситуаций, с целью установления эмоционального комфорта ребенка в ДОУ.

Поступление в детский сад - тема не простая.Перед поступлением в детский сад у родителей возникает множество вопросов: "В какой сад пойти?", "Что будет делать мой ребенок?", "...

Словесные упражнения как средство обучения старших дошкольников способам словообразования

Словесные упражнения как средство обучения старших дошкольников способам словообразования...

Консультация "Разрядка гнева и агрессии"

Представлены способы разрядки гнева и агрессии....