Словесные упражнения как средство обучения старших дошкольников способам словообразования
материал по развитию речи (старшая группа)

Джумеля Мария Викторовна

Словесные упражнения как средство обучения старших дошкольников способам словообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_masha.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Словесные упражнения как средство обучения старших дошкольников способам словообразования

Оглавление:

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

1.1 Онтогенез словообразования

1.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Способы словообразования у дошкольников

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение:

В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).

Процесс формирования (развития) словообразования происходит в период с младшего дошкольного возраста и заканчивается в младшем школьном возрасте.

Актуальность исследования.

Современные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других слов), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. Для этого целесообразно использовать словесные игры и упражнения, так как игровая деятельность является основной для благоприятного развития и формирования ребёнка.

Кроме того, предполагается, что в игре ребёнок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Таким образом, все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель исследования: 

Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста и подбор словесных упражнений и игр.

Объект исследования: 

Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: 

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста.

Согласно поставленной цели, выделенному объекту и предмету исследования, мы определили задачи курсового исследования:

. выявить закономерности развития словообразования в дошкольном возрасте;

.        экспериментально выявить особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста;

.         подобрать словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста;

В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:

Теоретический: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирический:

- психолого-педагогический констатирующий эксперимент;

- обсервационный (наблюдение)

Метод количественно-качественного анализа полученных данных:

- описательный;

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

1.1 Онтогенез словообразования

Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова [6, 8, 29] описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц.

В соответствии с пониманием самого термина «словообразование» его рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов. С одной стороны, они стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой, - дальнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов. Такая динамика находит отражение в многообразии функций, выполняемых словообразованием в норме:

собственно номинативная (то есть создание необходимого наименования);

конструктивная (изменение синтаксического построения речи);

компрессивная (производство более краткой номинации);

экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);

стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с определенной сферой речи) [17, с. 37]:

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.

Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.

Современные исследователи (Т.В. Туманова, Э.А. Федеравичене) выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе:

Первый период - первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер;

Второй период - активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 - 4 лет до 5,5-6 лет);

Третий период - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [17, с. 21].

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных, слов в работе Т.В. Тумановой выделяются следующие ступени овладения словообразованием:

Первая ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.

Вторая ступень. Формируется начальное осознание отношений «форма - значение». Постепенно осуществляется формирование «моделей - типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза.

Третья ступень. Происходит освоение «формы семантики». Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его, однако, на гораздо более высоком уровне.

Четвертая ступень. Степень развития словообразовательной компетенции уже настолько высока, что внешний речевой анализ ситуации уступает место внутреннему; результатом мысленного семантического анализа и синтеза являются производные слова, в большинстве случаев совпадающие с нормами «взрослого» языка [19, с. 74.].

Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок овладевает прежде всего уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы [29].

1.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя сложнейшими процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразовательного уровня языковой деятельности: процессами вычленения и семантического синтеза. Эти процессы отражают уровень знаний ребенка об окружающем мире, структурированность и детализацию тех элементов действительности, которые были выделены в процессе коммуникации и которыми ребенок овладел в ходе деятельности.

По данным Т.Б. Уваровой, дети дошкольного возраста в основном используют морфемный способ образования. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4-5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования [20, с. 50].

Как показывают экспериментальные материалы, полученные в исследованиях, к шести годам ребенок достигает того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком. А. Г. Тамбовцевой было выявлено три типа словотворческих процессов у детей: речевые ошибки, собственно словотворчество, ориентировочные действия [22,с. 16.].

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к) [20, с.52].

Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре общего недоразвития речи. Недоразвитие процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи.

1.3 Способы словообразования у дошкольников.

 Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. О.М. Вершинина [2, с. 36] выделяет несколько способов словообразования в русском языке:

Лексико-семантическим, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающиеся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима.

Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.

Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое.

Морфологическим, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

По данным исследования Т.Б. Уваровой [20, с. 49] дошкольники пользуются в основном морфологическими способами словообразования. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова - морфем (приставка, корень, суффикс, окончание).

Как отмечает А.В. Гвоздев, первыми суффиксами у существительных являются суффиксы уменьшительности и ласкательности: они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около 1года 9месяцев [5, с. 12].

Эти суффиксы сразу появляются в большом количестве и употребляются часто и правильно по значению.

Суффиксы -к- и -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности.

Раннему появлению этих суффиксов способствовало обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком.

Широко развертывается собственное словотворчество в поздний возраст (от 5 до 8 лет). Начиная от 4, 6 отмечаются попытки ребенка прийти к объяснению значения слов на основе их состава. Обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью и последовательностью как со стороны значения, так и со стороны звукового состава.

Словообразование глаголов происходит двумя способами: образование одних глагольных форм от других и образование глаголов от других частей речи.

При самостоятельном образовании отдельных форм одного глагола ярко сказывается тенденция к использованию одной общей основы (вместо двух глагольных основ). Это выражается в том, что формы, имеющие в языке основу настоящего (настоящее, будущее простое, повелительное наклонение), ребенок производит от основы прошедшего, и, наоборот, формы, имеющие основу прошедшего (прошедшее, инфинитив),- от основы настоящего. Приблизительно в одинаковой степени часты случаи использования обеих основ; даже у одного глагола встречаются образования и от той и от другой основы. Первые случаи отмечены А.Н. Гвоздевым в 1, 11 [5, с. 14].

Самостоятельное образование глаголов от других частей речи появляется много позже. Так, первые случаи отмечены около 2, 1, и вначале эти образования редки; зато в более позднем возрасте (от 5 до 9 лет) они очень часты и разнообразны. Это говорит о том, что такой тип словотворчества является более сложным и требует большого языкового развития.

Глаголы от других частей речи образуются или посредством суффиксов, или посредством суффиксов и приставок.

Таким образом, овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов. Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их функцией в структуре языка.


Глава 2. Экспериментальное исследование.

2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых.

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2019 года на базе ГБДОУ №91 в подготовительной к школе группе. В исследовании приняло участие 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 6,5 лет. Основной целью эксперимента явилось изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

- выявить особенности словообразования старших дошкольников ;

- обработать данные, полученные в ходе эксперимента и отобразить их в анализе;

- в соответствии с полученными результатами эксперимента подобрать игры и упражнения словообразования для детей старшего дошкольного возраста .

Для отбора диагностических заданий мы воспользовались методикой Р.И. Лалаевой [9].

Отбирая экспериментальные задания для исследования, мы исходили из требований программы, которые предполагают, что на 6 году жизни дети умеют образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища, существительные с помощью суффикса -инк-, относительные прилагательные, сравнительную степень прилагательных, глаголы от существительных.

В связи с этим была сформирована методика из пяти заданий:

1) Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница, соус-соусница, мыло-мыльница, селедка-селедочница, соль-солонка, масло-масленка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

2) Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег - снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

3) Образование относительных прилагательных

Задание 1. Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?».

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (де-, дере-)

Задание 2. Материалом исследования служат следующие словосочетания: лист березы, лист осины, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из малины, варенье из груш, морс из клюквы, варенье из яблок, варенье из черники, варенье из брусники, суп из грибов, хлеб из ржи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов, это абрикосовое варенье. А варенье из вишни, какое это варенье?».

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (бе-, бере-).

4) Образование простой сравнительной степени прилагательного

Материал исследования, процедура и инструкция. Вначале формируется ориентировка в задании: «Эта лента длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить следующие предложения:

- Мальчик сильный, а папа еще …

- Это темная юбка, а другая еще …

- Это красное платье, а другое еще …

- Это удобное кресло, а другое еще …

- Ромашка красивая, а роза еще …

- У сестры толстая книга, а у брата еще …

- Это высокий дом, а другой еще …

-Это узкий коридор, а другой еще …

- У Маши громкий голос, а у Пети еще …

- Мама молодая, а дочка еще …

- Сахар сладкий, а мед еще …

- Диван мягкий, а подушка еще …

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (силь-).

5) Исследование словообразования глаголов от имен существительных

Материалом исследования являются слова: друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования.

Лучше всего дети справились с заданием на образование простой сравнительной степени прилагательного. Затруднения вызвали прилагательные «толстая», «молодая», «сладкий», «узкий», «толстая».

Дети редко ошибались в образовании простой сравнительной степени прилагательных «красное», мягкий, удобное, громкий, высокий

Почти все правильно образовали сравнительную степень прилагательных сильный, тёмный,

При выполнении задания отказы встречались редко. Ошибки были следующие. Повторение заданного слово, образование сравнительной степени с ошибками (молодее, сладкее, сладе, узчее), образование сравнительной степени синонимичного прилагательного (сладкий - вкуснее), повторение заданного прилагательного со словом «сильнее».

Исследование образования относительных прилагательных

Умение образовывать относительные прилагательные у некоторых детей  находится на среднем уровне из-за двуязычности в семье. Наиболее частые ошибки были следующие. Часть детей неправильно образуют прилагательные шерстяной ( шерстявой, шертяной), ржаной (рживовый,ржиновый,ржиный,ржавый), ольховая (ольхивая, ольхиховая, ольхая).

Дети  реже ошибались в образовании прилагательных кожаная (кожавая, кожановая, коржановая), картонная (картоновая), шёлковый (шелковая, шелковой), кирпичная (кирпичевая, кирпичая), дубовый (дубовой), брусничное (брусличное, брусниковое), кленовый (клёновый), фарфоровый (фаровый, фарфорный), клюквенный (клюковая, клюковой, клюковый, морсовая), ситцевое (вситенное, лиситцевое), дубовый (дубинный, дубовый).

Единичные ошибки допускались при образовании прилагательных соломенная (соломовая, соломная), меховая (меховая), вишнёвое (вишня, вишневое), осиновый (осиный, осины), грушевое, грушовое), сосновая (соснивая), черничное (черниковое), снежный (снеговый).

Прилагательные железный, деревянный, резиновый, берёзовый, малиновое, яблочное правильно образовали большая часть детей. Образуя относительные прилагательные слов, дети использовали уже усвоенные суффиксы, но не всегда верно (картоновая, ольхивая), опускали суффикс и добавляли окончание прилагательного (ольхая) неправильно ставили ударение (клёновый, дубовый), пропускали слоги в словах(бужная, фаровый), образовывали атрибутивные существительные (бумагина), повторяли существительное за логопедом (лист осины - осины, варенье из вишни - вишня), от незнакомых существительных образовывали прилагательные, похожие на более знакомые (ситцевое - лиситцевое), замены (кожамая, кожавая, брусличное)

Исследование словообразования глаголов от имен существительных

В ходе выполнения задания на словообразование глаголов от имён прилагательных отмечалось значительно большее количество отказов, чем при выполнении других заданий. Чаще всего дети отказывать от попытки образовать слова «стук», «плач», «горе», «зима», «рыба», «крик».

Лучше справились с заданием образовать глаголы от существительных кричать, дружить, стучать.

Образование глаголов ужинать, завтракать, обедать не вызвало особых затруднений.

Можно выделить несколько типов ошибок. Неправильное образование глагола от существительного в результате добавления лишних суффиксов (ужиновать, стуковать), сохранения корневой согласной (стукать), пропуска суффикса (зимать), добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному (горе - гореть, тоска - таскать), называние существительного, похожего по звучанию на заданное (тоска - доски), подбор антонима (зима - лето), синонима (грусть -горе), образование прилагательного (рыба - рыбный), наречия (наречие зима - зимой), существительных (рыбаки, рыбник), называние глагола «по ситуации» (тоска - лежать).

Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

С заданием на словообразование имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, дети  справились хуже. Отмечались отказы от выполнения. Основные ошибки были следующие.

Только 3 человека  образовали существительное чайница. Остальные отвечали, что чай хранится в чайнике, кружке, на полке, в тарелке, Возможно, это связано с тем, что даже в пассивном словаре детей нет слова «чайница». Также дети очень редко образовали такие существительные, как «селёдочница», «маслёнка», «супница». Существительное «солонка» не назвал ни один ребёнок.

Более лёгкими для детей оказались существительные «салатница», «пепельница».

«Мыльница», «сахарница» образовали все дети.

Можно сделать вывод, что дети  затрудняются в образовании существительных, которые встречаются в речи реже. В то время как наиболее распространённые существительные образуют правильно.

Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Наибольшие трудности у всех обследуемых детей вызвало задание на словообразование существительных со значением единичности. Часто отмечался отказ от выполнения задания.

Вместо суффикса -инк- дети образовывали существительные использовали другие:

«ниц» - бусеница, песочница, пыльница, горохница, виноградница, крупница, жемчуница, ворсница

ин- жемчина, дождина, крупина, горохина, ворсина, жемчужина,

к - пылька, виноградка, снежок, крупка

ик дождик,

ек - песочек, горошек,

ок- снежок

ичк - крупичка,

иц - ворсица, жемчица, крупица

очк - ворсочка, бусочка

нич+иц - крупничица

ин+ иц - виноградиница

ечк - ворсечка

Кроме того, дети не всегда правильно образовывали слово с помощью суффикса, сохраняя корневую согласную неизменной - инк - (песочинка), добавляя лишний суффикс (дождевинка).

Часть детей просто повторяли заданное слово.

Некоторые дети добавляли окончание «а» к заданному слову, пытаясь поставить в женский род существительное мужского рода (жемчуга)

Вместо слова «дождинка» часто называлась «капля».

Присутствовали ответы, способ словообразования которых сложно проанализировать (ворчистка, горохане, вор, воро).

Слово «Снежинка» образовали все дети

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у малого количества детей  имеются достаточно типичные ошибки словообразования. Наиболее характерным для старших дошкольников  явилось повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; повторение заданного прилагательного со словом «сильнее»; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания -ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; перестановка слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному при образовании глагола; избегание операций словообразования путём называния других частей речи, синонимов, антонимов, слов, похожих по звучанию.

Редко встречалось непринятие словообразовательных задач и проявлялось в полном отказе давать ответ на задание.

Наибольшие трудности вызвало задание на словообразование существительных со значением единичности. Дети лучше справились с заданием на образование простой сравнительной степени прилагательного.

Дети затрудняются в образовании существительных, которые встречаются реже. В то время как наиболее распространённые существительные образуют правильно.

Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности функции словообразования у старших дошкольников.

Заключение:

Как показал теоретический анализ литературы, проблема является актуальной. Словообразование рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов.

Овладение процессами словообразования является важнейшей частью при дальнейшем обучении ребенка. Осознанное овладение знаниями о словообразовательном составе слова в норме становится доступным в школьном возрасте. В старшем дошкольном возрасте дети готовятся к переходу на третий период формирования словообразования, на котором происходит усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества.

Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 Особенности речевого развития оказывают влияние на процесс формирования словообразования. Недоразвитие словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках.

Список литературы:

1.Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей  / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.

2.Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. - М., 1973.c/6-7-8

3.Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. - М., 1965.c.6-8-29

4.Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов // под ред. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. c. 47

5.Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников  / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2004. - №5. - С.34-41.

.Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников . / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей . - 2003. - №6. - С.54-58.

.Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников  / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2001.-№4. - С.69-76.

6.Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа. Автореферат. -М., 1981

7.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н.

8.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)

. —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

Приложение:

На основании анализа результатов экспериментального исследования мы подобрали игры и упражнения на развитие словообразования для детей  старшего  дошкольного  возраста.

Упражнения кратковременные, проводят их в быстром темпе. В случае затруднений в ответах (молчание детей) или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать логопеду, проговорить вместе, включить это слово ещё раз в ходе данного упражнения.

1 « НАЗОВИ ПОСУДУ»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

- Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Даже если кто и забыл нужное слово, его легко образовать от слова, обозначающего продукт, который в этой посуде хранится.

- Посуда, где лежит хлеб - хлебница

………….для конфет - конфетница

………….для перца - перечница

………….для сахара - сахарница

………….для селёдки - селёдочница

………… для салата – салатница

………….для соли - солонка

………….для масла - маслёнка

- есть специальная посуда в которой заваривают чай – чайник

или кофе – кофейник.

- вот в этой посуде подают к обеду суп - супник

или соус - соусник.

№ 2 « ЧЕЙ ДОМ»

Программное содержание: учить образовывать притяжательные прилагательные.

«Чей дом?». Всем козлик приказал отвечать громко и правильно, а если кто ответит тихо или неправильно, его выгонял из домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живёт козёл. Чей дом? – Козлиный».

Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? (козий).

В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (коровий и телячий).

Дальше жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).

В этом доме хрюкает поросёнок. Чей дом? (поросячий).

А вот молодой ослик всегда боялся, чтобы не ошибиться, а то останешься без дома. Как отвечал осёл? Чей дом? (ослиный).

Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (овечий).

Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (утиный).

А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они скорее вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? Разбойники отвечают: «Разбойничий». Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.

№ 3 «КАК КОЗОЧКА И ВОЛК РАЗГОВАРИВАЛИ»

Программное содержание: учить образовывать существительные со значением уменьшительности и увеличительности.

« Расскажу я вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать.

Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают. Коза говорит: « Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый». Волк отвечает:

«А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище». « Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки». « У тебя глазки, а у меня глазищи». «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка». «У тебя ножка, а у меня ножища».

«Я их нежно облизываю, у меня нежный язычок». « А я их оцарапаю, у тебя язычок, а у меня язычище». «А вот чего у тебя нет! У меня страшные рожищи! Стала коза волка бодать, он и убежал.

№ 4 «НАЗОВИ МЕНЯ»

Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.

«Давайте вместе поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос – кто он?

( Отрабатываем существительные мужского и женского рода)

-Человек мне помогает, он мой … - помощник, - помощница

-Человек умеет шутить, он большой … - шутник, - шутница

-Этот ребёнок любит проказы, он … -проказник, -проказница

-А этот всё время умничает, он такой … - умник, -умница

-Человек очень добрый, назовём его … -добряк, -добрячка

-Вова очень сильный, про него говорят… - силач, - силачка

-Алёша очень модничает, он настоящий …- модник, -модница.

-А Дима много болтает, он такой … - болтун -болтунья

-Женя много говорит, он… - говорун, - говорунья

-Этот малыш постоянно шалит, он … -шалун, - шалунья

-Про хитрого человека говорят, он … -хитрец, - хитрунья -А про хвастливого … -хвастун, - хвастунья

-Рома часто молчит, он у нас … - молчун, - молчунья

-Витю ленивого назовём… -ленивец, - ленивица

-А вот два человека из сказки. Один богатый, пребогатый, а другой очень бедный. Их зовут … - богач, - богачка - бедняк, - беднячка

№ 5 « И Я ТОЖЕ »

Программное содержание: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.

« Есть такая игра, в которую играют мальчики и девочки. Мальчики говорят про себя, а девочки про себя и каждый старается сказать правильно. Один мальчик говорит: « Я – мастер». А девочка отвечает: « Я тоже - мастерица».

Сейчас я буду говорить от лица мальчика, а вы будете отвечать от лица девочки.

Я лыжник - я тоже лыжница

я лётчик - я тоже лётчица

я шутник - я тоже шутница

я ученик - я тоже ученица

я затейник - я тоже затейница

я защитник - я тоже защитница

я танцовщик - я тоже танцовщица

я учитель - я тоже учительница отличник - я тоже отличница

я повар - я тоже повариха

я ткач - я тоже ткачиха

я портной - я тоже портниха

я дворник - я тоже дворничиха

я пловец - я тоже пловчиха

я бегун - я тоже бегунья

я прыгун - я тоже прыгунья

я спортсмен - я тоже спортсменка

я гимнаст - я тоже гимнастка

№ 6 «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Программное содержание: упражнять в образовании имён прилагательных путём сложения двух слов.

«Сегодня мы поиграем в игру, которая научит нас образовывать новое слово из двух названных мной.

-В доме шесть этажей. Вслушайтесь в последние два слова – шесть этажей. Значит этот дом какой? - Шестиэтажный.

-Этому дереву десять лет, оно…десятилетнее.

-Цветок тепло любит, он …теплолюбивый.

-Человек труд любит, он …трудолюбивый.

-У новой машины очень быстрый ход, она … быстроходная.

-У слона толстая кожа, он … толстокожий.

-Идёт дедушка с седой бородой, он … седобородый.

-У бобра длинная шерсть, он …длинношёрстый.

-У спортсменки длинные ноги, она …длинноногая.

-У птицы длинный хвост, она …длиннохвостая.

-У моей подружки серые глаза, она …сероглазая.

-У клоуна рыжие волосы, он …рыжеволосый.

-А вот малыш с круглым лицом, он … круглолицый.

-На морозе у детей красные щёки, они …краснощёкие.

-Выбежал щенок с отвислыми ушами, он вислоухий.

-У берёзы белый ствол, она …белоствольная.

№ 7 «СЛОЖИ В ОДНО СЛОВО »

Программное содержание: учить образовывать слова путём словосложения.

«В нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух слов. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение и мы тогда говорим более кратко. Например: мы говорим: «Помещение, где хранятся овощи», а можно сказать короче – овощехранилище. Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов – овощи, хранить или сохранять.

Ещё раз послушайте, как это звучит – овощехранилище. Вы слышали такое слово? Да, туда осенью завозят для зимнего хранения много картофеля, капусты, лука и других овощей. Попробуйте теперь сами составить другое сложное слово. Как назвать место, где хранится очень много воды - …водохранилище. По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нём живёт много рыбы.

Вы слышали слово электропоезд – это поезд, который едет с помощью электричества. Может быть ещё кто-то знает слова, которые начинаются с части слова – электро… - электролампа, электробритва, электрощётка.

А теперь сложите ещё другие слова. В природе бывают такие явления:

листья падают – листопад снег падает – снегопад

вода падает - водопад лёд ходит - ледоход

сено косят - сенокос голый лёд - гололёд

буря ломает - бурелом

В нашей жизни много работ выполняют машины. Часто по названию работы называют и машины.

Овощи режет - овощерезка кофе мелет - кофемолка

Мясо рубит - мясорубка сок выжимает – соковыжималка

Пыль сосёт - пылесос сам варит - самовар

А есть ещё много машин без которых трудно обойтись.

Сам сваливает – самосвал сам катит - самокат

по снегу катит – снегокат по снегу ходит – снегоход

везде ходит - вездеход лёд колет - ледокол

бетон мешает - бетономешалка сено косит - сенокосилка

бензин возит - бензовоз молоко возит - молоковоз

по луне ходит - луноход воду проводит - водопровод

землю черпает - землечерпалка мышей ловит - мышеловка

Вы знаете, что люди выполняют разную работу, т. е. у них разные профессии. Вслушайтесь в название профессии и вы поймёте, какую работу выполняет человек этой профессии.

Рыбу ловит - рыболов зверей ловит - зверолов

Сады разводит - садовод оленей разводит - оленевод

Пчёл разводит - пчеловод в воду лазает - водолаз

В море плавает - мореплаватель лес рубит - лесоруб

Сталь варит - сталевар трубы чистит - трубочист

на коньках бегает – конькобежец землю пашет - землепашец

экскурсию водит – экскурсовод цветы разводит - цветовод

8 Упражнение «Выставка одежды»

Цельупражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Материал: Картинки с изображениями предметов одежды, игрушка - фиксик Нолик.

Воспитатель: Ребята, наш друг Нолик приглашает нас с вами посетить очень интересную выставку одежды. На этой выставке представлены вещи из разного материала. Давайте поможем Нолику рассмотреть эти вещи?

Какое платье, если оно из трикотажа? (трикотажное) (Дети образуют относительные прилагательные)

Рубашка из фланели? Свитер из шерсти? Юбка из вельвета? Штаны из болони? Блузка из ситца? Куртка из замши?

Фиксик поблагодарил ребят за помощь в рассматривании одежды.

9 Упражнение «Кто больше?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше существительных к относительному прилагательному для более полного усвоения его лексического значения.

Материал: звездочки.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем, посоревнуемся, кто больше даст ответов на мои вопросы. За каждый ответ получаете звездочку. Мы сейчас и посмотрим, кто больше всех соберет звездочек.

Воспитатель: Что бывает каменное? Железное? Бумажное? Соломенное? Берестяное? Хрустальное? Деревянное? Глиняное? Гипсовое? Пластмассовое? Кожаное? и прочее.

(Необходимо подбирать по 5-6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом).

10 Игра «Путаница»

Детям раздаются картинки, где заменена одна часть тела. Ребёнок говорит: « у меня лошадь, а хвост медвежий. Мне нужен лошадиный хвост». Или: «У меня лиса, а уши заячьи. Мне нужны лисьи уши». И т.д.

11 Упражнение .

Приведем допустимые варианты правильных грамматических форм некоторых притяжательных прилагательных.

У лебедя голова лебединая, лебяжья У черепахи – черепаховая, черепашья

У барсука – барсуковая, барсучья У быка – бычиная, бычачья, бычья

12
 Игра в лото «Чей хвост, чья голова?»

Употребить те же самые притяжательные прилагательные, что и в упражнениях 1 и 2, но только в другом роде, а также во множественном числе. Для этого ребенок должен ответить, например, на такие вопросы: 

- Чей хвост у лисы? (лисий) – Чье ухо у лисы? (лисье) – Чьи глаза у лисы? (лисьи).

13
Упражнение.

Образовать любые притяжательные прилагательные с любыми окончаниями («вразбивку»). Для этого ребенок должен правильно ответить на такие, например, вопросы: Чья голова у кита? Чей хвост у медведя? Чьи глаза у волка? Чье ухо у обезьяны? и т.п.

Если ребенок справится с этим последним заданием, то значит он полностью овладел навыком образования притяжательных прилагательных и в дальнейшем ему уже не будут угрожать аграмматизмы на письме.

Игра «Скажи со словом «много»»

- Я вам буду бросать мяч, и называть одну ягоду, а вы будете бросать мне мяч обратно и называть много таких ягод.

малина - много малины

черника - много черники

земляника - много земляники

клубника - много клубники

крыжовник - много крыжовника

смородина - много смородины

брусника - много брусники

ежевика - много ежевики

клюква - много клюквы

голубика - много голубики

8. Игра «Магазин соков»

На доске размещаются прямоугольники-пакеты с соком. На каждом пакете изображено по две ягоды. (брусника и клюква, черника и земляника, брусника и малина, клубника и смородина, ежевика и земляника, малина и голубика)

Ребята, мы пойдём в магазин соков. Каждый выберет себе сок по вкусу. Чтобы купить пакет сока, нужно его правильно назвать. Например, « Я хочу купить чернично-земляничный сок».

Дети по очереди подходят к доске и называют сок, который хотят купить.

- Я хочу купить бруснично-клюквенный сок.

Я хочу купить чернично-земляничный сок.

- Я хочу купить клубнично-смородиновый сок.

Я хочу купить бруснично-малиновый сок.

- Я хочу купить ежевично-земляничный сок.

- Я хочу купить малиново-голубичный сок.

9. Игра «Сравни ягоды»

- Все ягоды разные по вкусу, по форме, по размеру, по цвету.

Давайте сравним ягоды между собой. Я буду начинать предложение, а вы заканчивайте его:

- Земляника красная, а клубника ещё …(краснее)

Ежевика тёмная, а смородина ещё… (темнее)

Крыжовник крупный, а крыжовник ещё … (крупнее)

Вишня кислая, а клюква ещё …(кислее)

Черника сладкая, а малина ещё … (слаще)

Клюква мелкая, а брусника ещё …(мельче)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом...

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

Словесная игра как средство развития речи дошкольников с ОНР

Известно, что у дошкольников с ОНР страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными  обследования детей. У...

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько мыслить. Размышляя о природе, дошкольник обогащает свои зн...

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника».

В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют знач...

Статья "Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте".

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при о...