Консультации для родителей и занятия с детьми по методике АВА-терапии (коррекция поведения)
учебно-методический материал по теме

Аввакумова Евгения Николаевна
Прикладной анализ поведения (ПАП) Applied Behavior Analysis, как часть АВА-терапии многие годы был известен, как метод Модификации Поведения (или метод Ловааса).

На сегодняшний день он считается самым эффективным способом коррекции аутизма, который использует приемы, основанные на научных принципах поведения, чтобы создавать социально-полезные навыки и снижать те, что вызывают проблемы.

Исследования показывают, что дети с аутизмом и другими схожими расстройствами не готовы учиться в обычной обстановке, но многие могут усваивать соответствующие обучающие инструкции.
ПАП основан на обучении малыми циклами.
Каждый навык, который ребенок не проявляет – от относительно простых реакций, как например, смотреть на других, до сложных действий, как спонтанное общение и социальное взаимодействие – разбивается на малые шаги. Каждому шагу обучают путем специальной реплики или инструкции. Иногда добавляют подсказку в виде жеста, движения. В начале психолог (терапист) работает с ребенком один на один.
Правильная реакция должна сопровождаться определенным следствием, что действует эффективно как закрепление, то есть можно считать навык закрепленным, если одинаковые действия следуют за правильно выполненной инструкцией постоянно.
Приоритетная цель – чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Другая цель – научить различать разные стимулы (раздражители): свое имя от других слов, цвета, формы, буквы, цифры и т.д. друг от друга; правильное поведение от неподобающего. 
Несоответствующие реакции (вспышки гнева, стереотипия, нанесение себе повреждений, уход) не закрепляются, они требуют систематического анализа, чтобы определить, какие события действуют как усилители для таких реакций.
Попытки научить повторяются много раз, первоначально в быстрой последовательности, пока ребенок не начинает действовать без подсказок взрослого. Действия ребенка записываются и оцениваются по специальным объективным позициям и критериям. Данные заносятся в таблицу, чтобы была видна картина достижений ребенка, позволяющая тераписту или родителю регулировать обучение, если желаемых результатов нет. Время и этапы определяются индивидуально для каждого ребенка и каждого навыка.
Чтобы добиться лучших результатов, самые необходимые навыки отрабатываются и закрепляются во многих незапланированных ситуациях.
В идеале, постепенный переход от индивидуальных занятий к малым группам, а затем к большим. Простые ответы систематически соединяются в сложные.
Основное внимание уделяется тому, как научить ребенка учиться самому у окружающих и как действовать в этом окружении.
 
Эффективное применение методов ПАП требует специальной подготовки, которую заинтересованным родителям следует искать.

Западными учеными разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития для таких групп детей.
Благодаря принципам АВА сделан важный прогресс в работе с детьми с аутизмом, и одна из главных причин этого успеха - вовлечение родителей, как наиболее важных учителей своих детей.
 
Включаясь в процесс психолого-педагогического воздействия на ребенка с РАС, родители и другие члены семьи могут выстраивать фундамент взаимоотношений с ним, понимая принципы работы специалистов. При этом семья получает всестороннюю и комплексную поддержку специалистов, когда кроме ребенка, пролонгированную психологическую помощь (сопровождение) получают родители и другие ближайшие родственники.

Классификация аутизма различна, специфика помощи детям с РАС уникальна, поэтому каждой семье аутичного ребенка необходимо индивидуальное сопровождение. Программы АВА разрабатываются индивидуально с учетом особенностей каждого ребенка, и они могут рассматриваться, как определенный план для работы специалиста и семьи.

Методика ПАП (АВА-терапия) является основной в работе нашего Центра комплексной помощи.

Родители спрашивают: "Сколько нужно занятий?" Мы отвечаем: "Чем больше, тем лучше"!
Если Вы желаете видеть прогресс в развиии своего ребенка, то понимаете, что нужно проводить занятия регулярно и систематически и не только по методике АВА.

Мы стараемся показать родителям, бабушкам,дедушкам, няням принципы взаимодействия с ребенком по методике АВА, чтобы вся семья могла поддерживать работу специалистов и подключаться к процессу реабилитации.
Наши специалисты, в свою очередь, имеют поддержку крупных западных Центров по работе с аутизмом.

Методика АВА-терапия и ее принципы ЭФФЕКТИВНЫ не только при аутизме и аутистическом спектре развития, но при ЗПР и при более тяжелых расстройствах поведения, речи и т.п.
Методику с успехом можно применять и в отношении обычных детей и взрослых. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon АВА-терапия28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прикладной анализ поведения (ПАП) Applied Behavior Analysis, как часть АВА-терапии многие годы был известен, как метод Модификации Поведения (или метод Ловааса).


На сегодняшний день он считается самым эффективным способом коррекции аутизма, который использует приемы, основанные на научных принципах поведения, чтобы создавать социально-полезные навыки и снижать те, что вызывают проблемы.


Исследования показывают, что дети с аутизмом и другими схожими расстройствами не готовы учиться в обычной обстановке, но многие могут усваивать соответствующие обучающие инструкции.
ПАП основан на обучении малыми циклами.

Каждый навык, который ребенок не проявляет – от относительно простых реакций, как например, смотреть на других, до сложных действий, как спонтанное общение и социальное взаимодействие – разбивается на малые шаги. Каждому шагу обучают путем специальной реплики или инструкции. Иногда добавляют подсказку в виде жеста, движения. В начале психолог (терапист) работает с ребенком один на один.
Правильная реакция должна сопровождаться определенным следствием, что действует эффективно как закрепление, то есть можно считать навык закрепленным, если одинаковые действия следуют за правильно выполненной инструкцией постоянно.


Приоритетная цель – чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Другая цель – научить различать разные стимулы (раздражители): свое имя от других слов, цвета, формы, буквы, цифры и т.д. друг от друга; правильное поведение от неподобающего. 

Несоответствующие реакции (вспышки гнева, стереотипия, нанесение себе повреждений, уход) не закрепляются, они требуют систематического анализа, чтобы определить, какие события действуют как усилители для таких реакций.
Попытки научить повторяются много раз, первоначально в быстрой последовательности, пока ребенок не начинает действовать без подсказок взрослого. Действия ребенка записываются и оцениваются по специальным объективным позициям и критериям. Данные заносятся в таблицу, чтобы была видна картина достижений ребенка, позволяющая тераписту или родителю регулировать обучение, если желаемых результатов нет. Время и этапы определяются индивидуально для каждого ребенка и каждого навыка.
Чтобы добиться лучших результатов, самые необходимые навыки отрабатываются и закрепляются во многих незапланированных ситуациях.

В идеале, постепенный переход от индивидуальных занятий к малым группам, а затем к большим. Простые ответы систематически соединяются в сложные.

Основное внимание уделяется тому, как научить ребенка учиться самому у окружающих и как действовать в этом окружении.

Эффективное применение методов ПАП требует специальной подготовки, которую заинтересованным родителям следует искать.


Западными учеными разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития для таких групп детей.
Благодаря принципам АВА сделан важный прогресс в работе с детьми с аутизмом, и одна из главных причин этого успеха - вовлечение родителей, как наиболее важных учителей своих детей.

Включаясь в процесс психолого-педагогического воздействия на ребенка с РАС, родители и другие члены семьи могут выстраивать фундамент взаимоотношений с ним, понимая принципы работы специалистов. При этом семья получает всестороннюю и комплексную поддержку специалистов, когда кроме ребенка, пролонгированную психологическую помощь (сопровождение) получают родители и другие ближайшие родственники.


Классификация аутизма различна, специфика помощи детям с РАС уникальна, поэтому каждой семье аутичного ребенка необходимо индивидуальное сопровождение. Программы АВА разрабатываются индивидуально с учетом особенностей каждого ребенка, и они могут рассматриваться, как определенный план для работы специалиста и семьи.

Методика ПАП (АВА-терапия) является основной в работе нашего Центра комплексной помощи.

Родители спрашивают: "Сколько нужно занятий?" Мы отвечаем: "Чем больше, тем лучше!" Если Вы желаете видеть прогресс в развитии своего ребенка, то понимаете, что нужно проводить занятия регулярно и систематически и не только по методике АВА.

Мы стараемся показать родителям, бабушкам, дедушкам, няням принципы взаимодействия с ребенком по методике АВА, чтобы вся семья могла поддерживать работу специалистов и подключаться к процессу реабилитации.
Наши специалисты, в свою очередь, имеют поддержку крупных западных Центров по работе с аутизмом.

Методика АВА-терапия и ее принципы ЭФФЕКТИВНЫ не только при аутизме и аутистическом спектре развития, но при ЗПР и при более тяжелых расстройствах поведения, речи и т.п.
Методику с успехом можно применять и в отношении обычных детей и взрослых. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми средней группы "Формирование положительных норм поведения на воде".

Конспект занятия с детьми средней группы "Формирование положительных норм поведения на воде"....

Консультация для воспитателей. Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде

Консультация для воспитателей.Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде                          ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 2. Правила поведения на занятиях

1.Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 2. Правила поведения на занятиях2. Бланк заданий к занятию...

Рекомендации для родителей. Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори

Рекомендации для родителей. Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори...

Консультация для родителей"Рекомендации родителям для занятий с детьми в летний период"

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих дет...

Открытое занятие с детьми 5-6 лет. Тема: "Коррекция агрессивности у детей старшего дошкольного возраста"

Коррекционные задачи данного материала:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23444333","attributes":{"align":"right","alt":"","border":"2","class":"media-image","style":"padding: 5px; mar...

Консультация для родителей Тема: «Изотерапия с детьми дошкольного возраста», памятка «Арт – терапия для детей и родителей»

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для ...