Значение кукольного театра в формировании личности ребенка
материал по теме

Представлена теоретическая основа понятия и практические действия для организации кукольного театра в домашних условиях..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение кукольного театра в формировании личности ребенка

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIII в. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

-настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), приводятся в движение с помощью ваги – крестовина, к которой с помощью нитей крепится кукла;

театр кукол с “живой рукой”. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

тростевые куклы (основа такой куклы– гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является “позвоночником” куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

куклы системы “люди–куклы”. Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: картонажный; магнитный; настольный; пяти пальцев; масок; ручных теней; "живых теней"; пальчиковый теневой; книжка-театр; театр кукол для одного исполнителя.

Для организации театрализованной деятельности педагоги нашего дошкольного учреждения используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные своими руками, которые позволяют  развить  изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. Далее мы предлагаем вам пример театра, который можно изготовить  в домашних условиях изготовленные руками педагогов и детей.

Декорации

        Мастер-класс: Декорации. Украшенные прищепки на декорациях. Художник: Елена Давыдова                                   Мастер-класс: Декорации. Украшения для прищепок. Художник: Елена Давыдова                                                                                   

                     Мастер-класс: Теремок. Заготовка с прорезанными окошками                                   Мастер-класс: Теремок. Готовая декорация

Раскрашенные декоративные элементы для маскировки прищепок                                                   Приклеивание прищепок к картонным декоративным элементам

Куклы  - перчатки

Выкройки кукол-перчаток зайчика и поросёнка.  Готовая кукла-перчатка Поросёнок в комбинезончике Роспись по ткани для деталей куклы-перчатки

Вязаные куклы – перчатки

Солнечный зайчик и мышка. Вязанные куклы-перчатки                                   Готовые куклы перчатки. Солнечный зайчик и две мышки          Вязанная кукла-перчатка. Мышка в юбочке и с зонтиком.

Куклы-перчатки петрушечного типа с головой из папье-маше на скульптурной основе

 Тонированная заготовка головы куклы-перчатки Волка с приклеенными деталями - глазками, носом и зубами; раскрашенная голова Волка Раскрашенная заготовка головы куклы-перчатки Шишиги Готовые куклы-перчатки Шишиги и Волка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей

В данной консультации представлен краткий обзор методов воспитания детей и семейных функций. Только успешное выполнение семейных функций, правильный выбор методов воспитания обеспечивает воспитание га...

Значение изобразительного творчества в формировании личности ребенка

Данная статья создана для родителей дошкольников. В ней  обосновывается необходимость и полезность занятий детей рисованием для их личностного и художественно-эстетического развития. В ней привед...

статья: "Значение игры в формировании личности ребенка"

В данной статье раскрывается значение игры, как ведущей деятельности ребенка в дошкольном детстве....

Статья на тему: "Значение конструирования в формировании личности ребенка"

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и к...

Значение ручного труда для формирования личности ребенка

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними ш...

"Значение дидактической игры в формировании личности ребенка"

Дидактические игры имеют важное значение для формирования личности....