Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
    консультация (средняя группа) по теме

    Кудреватова Ольга Викторовна

    Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_melkoy_motoriki_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

    Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

     Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

    У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

    Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

    Следствие слабого развития общей моторики, а в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

    Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

    Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

    Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

    Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей?

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

    Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией), ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.), застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д. Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

    Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

    Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

    Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

    Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

    Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей.

    В настоящее время в магазинах можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, шнуровки, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т.д.

    Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.

    Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых.  Вместе с ребенком нанизывать макароны на веревку, или, выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, домик и другие предметы.

    Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

    Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

    Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

    Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

    развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

    Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

    Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

    Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

    Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

    Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...

    Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....