конструирование
консультация по теме

консультация для  родителей по изодеятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, т.е создание из отдельных элементов чего- то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

          Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

 1 Во- первых развиваются  пространственное мышление и конструктивные способности ребенка.   Малыш на практике не только познает такие  понятия как : право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2 Конструирование также способствует  развитию образного мышления : Ведь  ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится .

3 Поскольку  конструкторская деятельность предполагает анализ  постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей , планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях-  развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4 Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику , глазомер  Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества  как усидчивость, внимательность , самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца)

6 А самое главное  конструирование предоставляет  большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук . Строительный набор ребенка 3- 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами ). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором ,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек. (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели)

К 3- 4  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.                                                        Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

К четырем годам дети

  • Могут различать и правильно называть основные детали ( куб, кирпич,  пластина, призма)
  • Способны  решать простейшие  конструкторские задачи, изменяя постройки в высоту, ширину, заменяя или пристраивая детали.
  • Способны последовательно обследовать образец постройки
  • Сооружают простейшие предметные конструкции  по образцу и схеме.

Ребенку  4- 5 лет  стоит приобрести    деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров , брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.  Причем стоит заметить, что если для детей 3-4 лет привлекательны цветные детали, то дети постарше не обращают особого внимания на цвет, им интересней форма деталей.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша. Лучше сразу правильно называть детали, потому что «детские названия»- являются своего рода штампами   и   не позволяют ребенку увидеть  всех возможностей  использования данной детали. Например,  если ребенок называет  призму крышей, он может не видеть что эта деталь может быть использована в качестве горки, носовой части корабля и т.д.

Дети  4- 5 лет легко запоминают и называют основные  детали конструктора  

  • куб,
  • полукуб,
  • кирпич,
  • брусок,
  •  призма,
  •  цилиндр,
  •  конус,

После того как ребенок научился узнавать и называть детали конструктора, усложните ему задачу,  попросите узнать их на ощупь (вставка «Волшебный мешочек»)              Важно также находить предметы, сходные по форме с деталями конструктора в  повседневной жизни. «Чайник по форме похож на цилиндр, а  стаканчик мороженого -  на конус». Это также расширяет  возможности использования различных деталей в постройках. Можно поиграть с ребенком в такую игру ( «Формы» вставка)

В этом же возрасте  можно познакомить детей  с графическим изображением деталей с разных сторон, так называемыми « следами» деталей. Для этого используют  игры « Открой замочек»,  « Найди следы», которые можно изготовить самостоятельно вместе с ребенком .

Использование подобных игр  позволит ребенку легче понимать схемы построек. А также подготовит более сложному виду деятельности - работе с контурными схемами построек. (заставка с занятия). При правильном обучении дети по контурной схеме, могут рассказать  из каких деталей создана постройка, как расположены детали в ней.( заставка занятия) и даже  самостоятельно создавать чертежи своих построек  с  разных позиций (спереди, сверху, и сбоку.)

В данном возрасте постройки детей  усложняются, дети строят различные дома, мосты,  вокзалы, станции метро, арки. Теперь дети могут конструировать по условиям, задаваемым взрослым  и по собственному замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.

К пяти годам дети

  • различают и называют детали строительного материала( куб, пластина, кирпич, брусок, призма, цилиндр, конус )
  • используют детали с учетом их конструкторских свойств ( форма, величина, устойчивость),
  • конструируют, по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу.
  • последовательно обследуют образцы и сравнивают их со схемами 

К старшему дошкольному  возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.  Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк).  Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

 К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт,  привлекать внимание детей  к архитектурным и художественным достоинствам различных  сооружений  (церкви, театры, мосты,  башни, маяки).                                                                                

  Можно познакомить детей с различными видами построек :

  • симметричные,
  • асимметричные,
  • горизонтальные,
  • вертикальные,  
  • постройки с пустотами,
  • постройки с невидимыми деталями.
  • Дети  учатся  описывать постройки по рисункам,   чертежам, фотографиям. Продолжается также строительство  построек по условиям выдвигаемым взрослым. Количество условий, предъявляемых к постройке, возрастает, до 3-5.

Таким образом, занимаясь конструированием, ребенок к концу дошкольного периода становится  настоящим пусть пока и юным архитектором

К шести – семи годам .

  • Дети различают, называют, и используют все основные детали конструктора
  • Выделяют зависимость строения  конструкции от ее практического назначения и создают постройки в соответствии с определенными условиями
  • Отбирают нужные детали для выполнения той или иной постройки
  • Варьируют использование деталей, конструируют, используя имеющийся материал
  • Конструируют предметные и сюжетные композиции по образцу, условиям, теме, рисунку, фотографии, замыслу, схеме.

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...