Копилка игр. Развиваем память дошкольников.
картотека (средняя группа) по теме

Махалкина Ольга Георгиевна

Здесь вы можете найти игры и упражнения по развитию памяти у дошкольников. Данный материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка игр.

Развиваем память дошкольников.

Материал подготовила:

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 9»

Махалкина Ольга Георгиевна

Соликамск, 2014 г

1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением,  необходимо как можно подробнее описать его. Желательно, чтобы картинка была яркой и достаточно крупной.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.

4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается, и дети должны найти отличие.

2. Игра "Опиши соседа" - развитие памяти, внимания, наблюдательности.

     В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

3. Игра "Кукловод" - развитие двигательной памяти.

     Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

      Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

4. "Сделай, как я!" (со спичками или счётными палочками) - развитие памяти и внимания.

     Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

     Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество  палочек постепенно увеличивается до 12-15.

     Примечание: в принципе, использовать можно не только спички и счётные палочки, но и пуговицы, бусинки, карандаши и т.д.

5. Игра в слова.

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты  постарайся  их  запомнить.

Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь,  волк,  диван,   кресло,  медведь.

 Повтори!

ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова?

(Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных,   а потом  перечисли  предметы  мебели...»)

ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Вариант 2:

Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля,  банан,  нож,  груша,  чайник,  вазочка,  слива.

Вариант 3:

Трамвай,   нос,   велосипед,   троллейбус,   ухо,   лоб, автобус,  пароход,  глаза,  поезд,  щеки,  самолет. 

Задания  те же:

—  воспроизведи все слова;

—  раздели на группы по одному общему признаку;

—  запомни  и воспроизведи.

Примечание. Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6—7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной  (культурной).

6. Игры со стихами.

     Заучивание стихов требует активной работы ума. Традиционно считается, что для того, чтобы выучить стихотворение, необходима, в первую очередь, память. Разумеется, если ребенок быстро выучил стихотворение, то это показатель силы его памяти. Однако стихи — это такой редкий материал, который учит ребенка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Наверное, трудно определить, что важнее, поэтому в дальнейшем предлагается определенная работа со стихотворным материалом.

«Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра.

Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

БОБЕР

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора,

Валит он в лесу осину

Строит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

(Н. Костарев)

ЗАДАНИЕ 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает?

ЗАДАНИЕ 2. Можешь ли ты нарисовать то, о чем говорится в стихотворении? Нарисуй!

ПРИМЕЧАНИЕ. Ребенку при рисовании, скорее всего, потребуется ваша помощь. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой. Постарайтесь при этом не повторять стихотворение слишком часто. Когда рисунок будет закончен, спросите ребенка:

 — Расскажи, что ты нарисовал?

 — Расскажи, что бобер делает?

 — Зачем бобер строит плотину?

 — Почему ты нарисовал бобра и его плотину так, а не иначе?

(Необходимо обсудить с ребенком все нюансы его рисунка: цвет, формы, размеры, контуры т. д.).

     После вопросов-ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется достаточно простым делом, так как ребенок уже прочувствовал информацию. Обратите внимание на то, сколько раз вам пришлось повторять стихотворение. Если потребовалось менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка.

БЕЛКА

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки,

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

(3. Александрова)

Стихотворение необходимо повторять до тех пор, пока ребенок не сможет рассказывать его без подсказки.

7. Загадка.

     Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу тебя нарисовать.

Внимание!

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

(Заяц)

ЗАДАНИЕ 1. Какими словами можно рассказать про зайца?

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Например: хитрый; серый; белый; пушистый; шустрый; умный; быстрый; трусливый; осторожный; всех боится; зимой белый, а летом серый; скачет; бегает; может запутывать следы; ест кору; любит морковку и капусту; прыгает и т. д.

ЗАДАНИЕ 2. Вспомни и повтори загадку.

8. ЧТО ИСЧЕЗЛО?

     На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

9. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

     На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

10. ХУДОЖНИК

      Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

11. ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

     Вариант 1. Ребенку называют или показывают числа (буквы) и просят их воспроизвести. Количество чисел (букв) в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

12. ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

     Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

13. ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

      Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола» и т.д.

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

      Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.

     То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз.

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

     К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

     На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

Пересказ.

     Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

     Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Игра "Кто знает больше"

     Предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Пары слов»

     Запомнить вторые слова из пары:

Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.

Посмотри и запомни (индивидуальная игра)

      Лист бумаги разделить пополам горизонтальной линией. На верхней части листа выкладываются геометрические фигуры разных цветов в любой последовательности. Ребенок в течение минуты смотрит и запоминает расположение фигур, после чего фигуры накрываются другим листом. Задача ребенка – в нижней части листа выложить фигуры в такой же последовательности. После чего верхний лист убирается, и ребенок может сам проконтролировать правильность своих действий.

Собери картинку.

     Предложить ребенку собрать разрезные картинки (пазлы). Это тоже служит тренировкой зрительной памяти и к тому же ребенку интересно собрать и посмотреть на результат своей работы.

Узнай предмет

Следующая игра направлена на развитие тактильной памяти.

 Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребёнку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Круг, треугольник, квадрат (на развитие осязательной памяти)

    Вырежьте из плотной бумаги или картона круг, треугольник и квадрат. Разрежьте их на несколько частей, а затем предложите ребёнку собрать из этих частей целую фигуру.

 Если ребёнок справился с этой задачей, попросите его закрыть глаза и собрать из частей сначала круг, затем – треугольник и квадрат.

 Обсудите с ребёнком, какую фигуру было легче собирать и почему.

Вкус и запах

     Попросите ребёнка представить себе лимон. Пусть он вспомнит, какой лимон на вкус? Как он пахнет? На что это похоже? Какой он на ощупь?

 Теперь малыш пусть нарисует лимон.

 Задайте ребёнку такие же вопросы об апельсине, пусть он нарисует этот фрукт.

 Последнее задание – малыш сравнивает лимон и апельсин, рассказывает, чем они похожи и чем отличаются.

Где чей дом?

     Скажите ребёнку, что сейчас вы прочитаете ему стихотворение, а он должен внимательно его послушать и постараться запомнить.

 Воробей живет под крышей,

 В темной норке – домик мыши,

 У лягушки дом – в пруду,

 Домик пеночки – в саду.

 Эй, цыпленок, где твой дом?

 - Он у мамы под крылом.

 (Т.Волгина)

Повторяем друг за другом

     В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Слова и их образы

     Данная игра помогает будущим школьникам освоить один из приемов запоминания – запоминание через воссоздание мысленных образов.

     Взрослый просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку необходимы усилия, и помимо памяти, еще и воображение.

Например, слова для картинок могут быть следующие:

Грузовик, Веселый праздник, Умная кошка, Слезы, Радость, Темный лес, Мальчик-трус, Осень, Веселая игра, Спешащий человек, Капризная девочка, Смелость, Дерево, Печаль, Хорошая погода, Глухая старуха, Сладость, Теплый ветер, Интересная сказка, Песочница, Сила, Справедливость, Хорошие друзья и т.д.

Тренировка слуховой памяти и способностей к ассоциациям.

      Взрослый говорит, что будет называть различные слова. Ребенок должен мысленно представлять их и описывать словами внешний вид, свойства или действия с этими предметами. Например, мыло – душистое, скользкое, может щипать глазки, когда купаемся.

Тренировка ассоциативного мышления.

      Нужно задать ребенку слово, а ребенок должен постараться перечислить все слова-ассоциации, которые сможет придумать, представляя себе это понятие. Например, взрослый говорит «грузовик». Малыш смело может назвать такие ассоциации: водитель, дорога, песок, колесо. Взрослому нужно помогать ребенку сказать побольше таких слов.

Игра "Прогулка в картинках"

     Эта игра развивает зрительную, слуховую память и внимание ребёнка дошкольного возраста.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребёнком о том, зачем всё это нужно.

По возвращении домой попросите ребёнка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

На каждой прогулке ребёнок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.

Воспроизведение рассказа.

      Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

1) Жили - были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

 

2) Жил - был мальчик. Звали его Ваня. Пошёл Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро - быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

 

3) Жила - была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. "Ту - ту машина, катай моего мишку". Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.    

     Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребёнка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

     При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:

 1) Что подарила мама детям?

2) Как играли дети?

3) Почему они перестали играть?

4) Кого позвали дети и зачем?

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем память дошкольников в игре

Развиваем память дошкольников в игреВсем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память можно и нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занима...

КАК УСПЕШНО РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ

КАК УСПЕШНО РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ...

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС дошкольного образования предусматривают всестороннее развитие детей. Большую роль в развитии ребенка без сомнения играет память, цель воспитателя – помочь развить и воспитать память у дошко...

Развиваем память дошкольника

В статье можно познакомиться со способами развития памяти...

Статья "Развиваем память дошкольника в игре"

  Всем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занимательных игр, пособий, техник. ...

Консультация для родителей Как успешно развивать память дошкольника с ОВЗ

В консультации представлены практические советы для родителей детей с ОВЗ...

Консультация для родителей средней группы «Развиваем память дошкольников»

Цель: дать представление взрослым о роли памяти в психическом развитии ребенка на этапе подготовки к школе, расширить знания родителей по данному вопросу; предложить советы и рекомендации, к...


 

Комментарии

Курунтяева Алёна Геннадьевна

Спасибо за копилку игр для развития памяти у детей:)