Развиваем память дошкольника
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Караблинова Тамара Анатольевна

В статье можно познакомиться со способами развития памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeleyo_razvitie_pamyati.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем память дошкольника

Можно сказать уверенно, что нет таких родителей,которые не желали бы видеть своих детей счастливыми, здоровыми, умными. Но одного желания, как правило, бывает мало. Чтобы он был таким, ребёнку постоянно требуется ваше внимание и участие.                       Память. Возможно, не каждый сможет дать определение этому поразительному явлению в психике человека, но зато каждый из нас не сомневается, что память и всё что с ней связано, играет огромную роль на каждом этапе поразительно сложной  и не похожей на другие жизни любого человека. Память каждой отдельной личност, память целого народа, память народа, память человечества – это огромное ценное хранилище знаний, опыта, заблуждений, чувств. Это основа того, что делает нас такими, какие мы есть сейчас, что делает нас такими, какими мы будем завтра, такими, какими будут наши дети и внуки.                                       Даже собственное представление о самих себе мы формируем, основываясь на нашей памяти! Как не  крути, но вся наша жизнь построена на том, что мы что-то знаем, чему-то учимся, с кем-то общаемся, знакомимся, что-то узнаём, что-то забываем. Любая деятельность человека неразрывно связана с памятью. Даже клетки нашего тела имеют свою собственную память!                               Память – это наша способность, она всегда с нами, всегда помогает нам, она работает даже тогда, когда мы спим.                                   Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких разных по значению процессов, связанных друг с другом. По сути, это «мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.                              Память можно разделить на несколько разделов:

  • Активная часть, к которой мы постоянно обращаемся в своей повседневной жизни;  
  • Пассивная часть, к которой мы не так часто обращаемся, которая хранит информацию не о столь жизненно важных категориях;
  • Латентная часть, из которой можно извлечь информацию с помощью различных подсказок.                                    

Дошкольное детство – особый период в развитии личностию. Дети задают множество вопросов, новая информация им необходима.                                                    

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала.

Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.

Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального

 развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Работая с памятью, вы восстанавливаете у ребенка недостающие звенья, обучая его эффективному запоминанию. Даже, если вам кажется, что ваш карапуз обладает хорошей памятью, упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста ему не помешают.

Желание ребенка запомнить необходимо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д

Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже  имеется определенный объем знаний и навыков,  интенсивно  развивается произвольная память.    

Память дошкольника прекрасно развивают игры: «Чего не стало?», «Запомни и нарисуй», «Разрезные картинки», «Сравни и запомни», «Правила движения», «Разложи фигуры», «Найди различия» и многие другие.

Для развития дошкольника 5-6 лет, очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра "Узнай предмет". Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.

Около 90% всей информации человек получает через органы зрения – глаза, поэтому самая развитая память у большинства людей – это зрительная.                                                              Развитие зрительной памяти детей 5-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребёнок  может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

Также с ребенком можно поиграть в следующие игры, которые не потребуют много времени и финансовых затрат. Можно поиграть в игры: «Где у нас в доме лежат следующие вещи?», «Вспомни, во что одет твой друг?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», и многие другие.

Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мультиков, песен). Пересказ прочитанного, безусловно, будет служить развитием слуховой памяти.

Слуховую память дошкольников 5-6 лет прекрасно развивают игры: «Игра в слова» или «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, такие: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

Напоследок хочу дать несколько советов вам дорогие родители

Формируйте произвольную и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

Огромное значение имеет правильная организация повторений. Умение запоминать любую информацию способствует развитию способностей классифицировать полученные знания, анализировать их, делать свои выводы. Главное  в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр. Развиваем память дошкольников.

Здесь вы можете найти игры и упражнения по развитию памяти у дошкольников. Данный материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста....

Развиваем память дошкольников в игре

Развиваем память дошкольников в игреВсем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память можно и нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занима...

КАК УСПЕШНО РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ

КАК УСПЕШНО РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ...

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС дошкольного образования предусматривают всестороннее развитие детей. Большую роль в развитии ребенка без сомнения играет память, цель воспитателя – помочь развить и воспитать память у дошко...

Статья "Развиваем память дошкольника в игре"

  Всем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занимательных игр, пособий, техник. ...

Консультация для родителей Как успешно развивать память дошкольника с ОВЗ

В консультации представлены практические советы для родителей детей с ОВЗ...

Консультация для родителей средней группы «Развиваем память дошкольников»

Цель: дать представление взрослым о роли памяти в психическом развитии ребенка на этапе подготовки к школе, расширить знания родителей по данному вопросу; предложить советы и рекомендации, к...