Литературное образование ребёнка в семье
консультация на тему

 

Литературное образование ребёнка в семье

Как же вызвать у ребёнка желание читать, стать начитанным?

Начинать делать это нужно с дошкольного возраста.  В развитии литературного образования большое значение  имеет семья. В чём же это выражается?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы , совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы для по искусству  и отдельные иллюстрированные издания.  Даже рассматривая картинки в такой книге, ребёнок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного. Какие же книги могут по настоящему  увлечь ребёнка? Это книги, которые академик Лихачёв назвал книгами «повторного чтения».

Назовём основные группы таких книг:

  • Книги, с которыми ребёнок будет активно «общаться»сам богато иллюстрированными, с небольшими запоминающими текстами. Это сборники фольклорных  песенок-потешек  разных народов мира: русских- в обработке О.Капицы, И.Карнауховой, М.Булатова, К.Чуковского, В.Левина;  чешских – в переводе С.Маршака, шотландских- в переводе И.Токмаковой;  польских – в переводе Б.Заходера; украинских – в переводе Е.Благининой и др; иллюстрированные классиками  отечественной книжной графики Ю.А.Васнецовым, В.М.Конашевичем, а также Г.Скотиной, М.Рудаченко, Л.Савостиковой. Ребёнок будет много раз рассматривать эти сборники, привлечённый их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением, радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А, прослушав несколько раз стихотворные строчки, очаруются интересным сюжетом, героями, ритмом, музыкальностью и вскоре будет играть в «чтение, водя пальцем по строчкам, наизусть произнося почти все тексты, собранные под одной обложкой.

Ценность таких сборников заключается в том, что ребёнок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.

  • Различные сборники сказок, народных и авторских: Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина,  В.Гауфа,  С.Топелиуса, В.Одоевского, П.Бажова, К.Паустовского, Г.Цыферова, С.Козлова с иллюстрациями И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева, Е.Чарушина и др.

Сказка всегда привлекала ребёнка  возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться в победе добра над  злом.

  • Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребёнка. Это, прежде всего книги о животных Л.Толстого, А.Чехова, А.Куприна, Б.Житкова, М.Пришвина, В.Бианки,  Е.Чарушина и др.

Не  бойтесь детских слёз, пролитых над книгой, эти слёзы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и, конечно же – к книге.

  • Обязательно книжки весёлые. В первую очередь – поэтические сказки К.Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С.Маршака, Б.Заходера, Д.Хармса,  В.Берестова и др.

И пусть мы не будем оригинальны, если повторим, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, а источником этой игры станет весёлая, озорная, фантастическая и  в то же время лирическая поэзия.

  • Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству – чтобы дети листали, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями с картин великих художников.

Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребёнка таких качеств, как аккуратность, стремление к порядку, устойчивое внимание при выполнении какого-либо задания. Домашняя библиотека должна стать важной частью семейного общения, основой которого  будет чтение книг и разговоры о  прочитанном.

Чтение вслух  - самый простой способ приобщения ребёнка к книге. Слушая, дети легче воспринимают текст, им помогают правильные интонации, паузы. Они обращают внимание на отдельные эпизоды, характеристику действующих лиц. Участие взрослых в переживаниях ребёнка откладывается у него в памяти на всю жизнь. Особенно полезно чтение, если оно происходит в кругу семьи, с расчётом на то, что оно вызовет обмен мнениями.

Разговор  с ребёнком о книге – ещё один способ развить интерес к ней, но при этом необходимо избирать тактические приёмы, чтобы ребёнок захотел поделиться своими переживаниями. Никогда не настаивайте на разговоре  о прочитанном,  если ребёнок  этого не хочет.  Можно предложить нарисовать какой-то запомнившийся эпизод из книжки (вы один, ребёнок другой), а потом сравнить и рассказать, почему нарисовано именно это. Лучше, если вы начнёте рассказывать первыми.

Также можно организовать игру в детский сад, где ребёнок выступит в роли воспитателя и расскажет игрушкам о каких – то книгах.

В случае, если ребёнок охотно говорит о прочитанном, нужно стараться задавать такие вопросы, которые будят воображение и творчество ребёнка., а не просто закрепляют последовательность действия. Например , после чтения сказок Пушкина поинтересоваться: «Кто самый добрый в сказках Пушкина? На кого ты хотел бы быть  похож?  Почему? Какие чудеса ты бы  перенёс на остров князя  Гвидона?» После чтения сказки Г.Цыферова «Паровозик» можно спросить: «Хотел бы ты дружить с этим паровозиком? Почему? Где бы ты сделал остановки? Почему? Давай поиграем, ты – паровозик, я –пассажир» После сказки»Как ёжик  и медвежонок звёзды протирали» - «Какое бы ты желание, когда падает  с неба звезда?»

Не  следует отказывать ребёнку в беседе о прочитанном,  даже если разговор возник в неподходящий момент.  Помните, что  разговоры  о прочитанном способствуют глубокому пониманию произведения, ведут к повторному чтению понравившихся эпизодов, что в конечном итоге рождает любовь к  книге  и чтению.

Приобретению знаний по литературе способствуют литературные игры, которые доставляют детям много радости и в большей степени решают проблему литературного образования ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushka_rasskazhi_mne_skazku.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное образование ребёнка в семье

Как же вызвать у ребёнка желание читать, стать начитанным?

Начинать делать это нужно с дошкольного возраста.  В развитии литературного образования большое значение  имеет семья. В чём же это выражается?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы , совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы для по искусству  и отдельные иллюстрированные издания.  Даже рассматривая картинки в такой книге, ребёнок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного. Какие же книги могут по настоящему  увлечь ребёнка? Это книги, которые академик Лихачёв назвал книгами «повторного чтения».

Назовём основные группы таких книг:

  • Книги, с которыми ребёнок будет активно «общаться»сам богато иллюстрированными, с небольшими запоминающими текстами. Это сборники фольклорных  песенок-потешек  разных народов мира: русских- в обработке О.Капицы, И.Карнауховой, М.Булатова, К.Чуковского, В.Левина;  чешских – в переводе С.Маршака, шотландских- в переводе И.Токмаковой;  польских – в переводе Б.Заходера; украинских – в переводе Е.Благининой и др; иллюстрированные классиками  отечественной книжной графики Ю.А.Васнецовым, В.М.Конашевичем, а также Г.Скотиной, М.Рудаченко, Л.Савостиковой. Ребёнок будет много раз рассматривать эти сборники, привлечённый их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением, радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А, прослушав несколько раз стихотворные строчки, очаруются интересным сюжетом, героями, ритмом, музыкальностью и вскоре будет играть в «чтение, водя пальцем по строчкам, наизусть произнося почти все тексты, собранные под одной обложкой.

Ценность таких сборников заключается в том, что ребёнок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.

  • Различные сборники сказок, народных и авторских: Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина,  В.Гауфа,  С.Топелиуса, В.Одоевского, П.Бажова, К.Паустовского, Г.Цыферова, С.Козлова с иллюстрациями И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева, Е.Чарушина и др.

Сказка всегда привлекала ребёнка  возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться в победе добра над  злом.

  • Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребёнка. Это, прежде всего книги о животных Л.Толстого, А.Чехова, А.Куприна, Б.Житкова, М.Пришвина, В.Бианки,  Е.Чарушина и др.

Не  бойтесь детских слёз, пролитых над книгой, эти слёзы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и, конечно же – к книге.

  • Обязательно книжки весёлые. В первую очередь – поэтические сказки К.Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С.Маршака, Б.Заходера, Д.Хармса,  В.Берестова и др.

И пусть мы не будем оригинальны, если повторим, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, а источником этой игры станет весёлая, озорная, фантастическая и  в то же время лирическая поэзия.

  • Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству – чтобы дети листали, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями с картин великих художников.

Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребёнка таких качеств, как аккуратность, стремление к порядку, устойчивое внимание при выполнении какого-либо задания. Домашняя библиотека должна стать важной частью семейного общения, основой которого  будет чтение книг и разговоры о  прочитанном.

Чтение вслух  - самый простой способ приобщения ребёнка к книге. Слушая, дети легче воспринимают текст, им помогают правильные интонации, паузы. Они обращают внимание на отдельные эпизоды, характеристику действующих лиц. Участие взрослых в переживаниях ребёнка откладывается у него в памяти на всю жизнь. Особенно полезно чтение, если оно происходит в кругу семьи, с расчётом на то, что оно вызовет обмен мнениями.

Разговор  с ребёнком о книге – ещё один способ развить интерес к ней, но при этом необходимо избирать тактические приёмы, чтобы ребёнок захотел поделиться своими переживаниями. Никогда не настаивайте на разговоре  о прочитанном,  если ребёнок  этого не хочет.  Можно предложить нарисовать какой-то запомнившийся эпизод из книжки (вы один, ребёнок другой), а потом сравнить и рассказать, почему нарисовано именно это. Лучше, если вы начнёте рассказывать первыми.

Также можно организовать игру в детский сад, где ребёнок выступит в роли воспитателя и расскажет игрушкам о каких – то книгах.

В случае, если ребёнок охотно говорит о прочитанном, нужно стараться задавать такие вопросы, которые будят воображение и творчество ребёнка., а не просто закрепляют последовательность действия. Например , после чтения сказок Пушкина поинтересоваться: «Кто самый добрый в сказках Пушкина? На кого ты хотел бы быть  похож?  Почему? Какие чудеса ты бы  перенёс на остров князя  Гвидона?» После чтения сказки Г.Цыферова «Паровозик» можно спросить: «Хотел бы ты дружить с этим паровозиком? Почему? Где бы ты сделал остановки? Почему? Давай поиграем, ты – паровозик, я –пассажир» После сказки»Как ёжик  и медвежонок звёзды протирали» - «Какое бы ты желание, когда падает  с неба звезда?»

Не  следует отказывать ребёнку в беседе о прочитанном,  даже если разговор возник в неподходящий момент.  Помните, что  разговоры  о прочитанном способствуют глубокому пониманию произведения, ведут к повторному чтению понравившихся эпизодов, что в конечном итоге рождает любовь к  книге  и чтению.

Приобретению знаний по литературе способствуют литературные игры, которые доставляют детям много радости и в большей степени решают проблему литературного образования ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное образование ребёнка в семье

Консультация для родителей....

Литературное образование ребенка в семье

Материал будет интересен как педагогам, так и родителям. В нем представлен материал, помогающий взрослым заинтересовать ребенка чтением....

Консультация для родителей "Литературное воспитание ребёнка в семье".

Консультация призвана помочь родителям привить культуру чтения ребёнку....

Презентация для родителей "Литературное образованиеи ребенка в семье"

Консультация для родителей в форме презентации....

Литературное образование ребенка в семье

Литературное образование в семье – основа, без которой невозможно полноценное общественное воспитание и образование....

Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"

Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...

Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...