Литературное образование ребёнка в семье
материал по теме

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

         Становление ребенка-читателя начинается на самых ранних этапах развития. Дошкольный возраст - самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.  

      К сожалению, наши дошкольники с самых малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Поэтому родители должны ответственно подходить к литературному образованию их детей в семье.

    Только если в круге чтения ребёнка до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературой и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть, - не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что плохо. Кроме этого, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Поэтому можно не бояться за то, что ребёнок не будет чего- то знать – он смоделирует, сотворит новое, оригинальное и убедительное.  Всё это и даёт ребёнку, подростку, взрослому литературное образование.  Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста. Именно она питает ум и воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения,

      Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

-  активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Как же вызвать у ребёнка желание читать?

     Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Автобиографическая литература подтверждает непреходящее значение домашней библиотеки в становлении личности, познании эстетических идеалов, приобщении к нравственным ценностям своей семьи, воспитании человеческой порядочности и интеллигентности.

     Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что круг чтения даже самых маленьких детей могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребёнок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного.

    Какие же книги могут по- настоящему увлечь ребёнка? Это книги, которые академик Д.С.Лихачёв назвал книгами «повторного чтения», к которым ребёнок будет возвращаться. В школьные годы они привлекут его как материал для театральной постановки или подготовки сообщений.

Основные группы таких книг:

  1. Книги, с которыми ребёнок будет активно общаться сам: богато иллюстрированные с небольшими, хорошо запоминающимися текстами. Это сборники фольклорных песенок – потешек разных народов мира: русских – в обработке О.Капицы, И.Карнауховой, М.Булатова, К.Чуковского; английских – в переводе С.Маршака, К.Чуковского, В.Левина, Г.Кружкова; украинских – в переводе Е.Благининой и др.; иллюстрированные классиками отечественной книжной графики Ю.Васнецовым, В.Конашевичем, а также Г.Скотининой, М.Рудаченко. Ребёнок будет много раз рассматривать эти сборники, привлечённый их многоцветностью, эмоциональностью рисунков, их движением, радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз стихотворные песенки, очаруется интересным сюжетом, героями, ритмом, музыкальностью и вскоре будет играть  «в чтение», водя пальцем по строчкам, наизусть произносить почти все тексты, собранные под одной обложкой.

      Ценность таких сборников заключается в том, что ребёнок незаметно для себя вбирает наследие народной культуры – гуманность, доброту, совершенство художественной формы, богатство и разнообразие интонаций.

  1. Различные сборники сказок, народных и авторских: Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Андерсена, А.Пушкина, В.Гауфа, С.Топелиуса, В.Одоевского, П.Бажова, К.Паустовского, Г.Цыферова, С.Козлова с иллюстрациями И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Конашевича, Г.Дорэ, Ю.Гуковой и др.  Сказка всегда привлекала ребёнка возможностью вообразить, представить то, чего на самом деле не бывает, и познать мудрость народа, ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, увериться победе добра над злом.
  2. Книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребёнка. Это, прежде всего, книги о животных Л.Толстого, А.Чехова, А.Куприна, Б.Житкова, М.Пришвина, В.Бианки, О.Петровской, Е. Чарушина, Н.Романовой, Н.Сладкова и др. и книги о детях А.Чехова, Б.Житкова, А.Гайдара, Л.Пантелеева, А.Платонова, Р.Погодина. Не бойтесь детских слёз, пролитых над книгой, эти слёзы станут залогом человечности, уважения ко всему живому и , конечно же -  книги.
  3. Обязательно книжки весёлые. В первую очередь – поэтические сказки К.Чуковского, которые запоминаются будто бы сами собой, а потом выкрикиваются, вытанцовываются, проигрываются, расхватываются на афоризмы; стихи С.Маршака, Б.Заходера, Д.Хармса, А.Введенского, В.Берестова, В.Левина, Б.Орлова, М.Бородицкой и др. И пусть мы не будем оригинальны, если повторим, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры, и источником этой игры станет весёлая, озорная, фантастическая и в то же время лирическая поэзия.
  4. Научно- популярная иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству – чтобы дети листали, смотрели, смотрели, задавали вопросы, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографической краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.

     Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушать ребёнку, что личная библиотека – это совокупность случайных книг, это часть жизни, часть души их собирателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное образование ребенка в семье

Материал будет интересен как педагогам, так и родителям. В нем представлен материал, помогающий взрослым заинтересовать ребенка чтением....

Консультация для родителей "Литературное воспитание ребёнка в семье".

Консультация призвана помочь родителям привить культуру чтения ребёнку....

Литературное образование ребёнка в семье

Литературное образование ребёнка в семьеКак же вызвать у ребёнка желание читать, стать начитанным?Начинать делать это нужно с дошкольного возраста.  В развитии литературного образования бол...

Презентация для родителей "Литературное образованиеи ребенка в семье"

Консультация для родителей в форме презентации....

Литературное образование ребенка в семье

Литературное образование в семье – основа, без которой невозможно полноценное общественное воспитание и образование....

Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"

Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...

Консультация "Беседы о литературном произведении в литературном образовании"

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игр...