ТВОРЧЕСТВО В ДВИЖЕНИЯХ, ПАНТОМИМЕ И ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация на тему

Темнова Светлана Борисовна

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы родителям47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСТВО В ДВИЖЕНИЯХ, ПАНТОМИМЕ  

И

ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Танец розы»

     Предложите ребенку игру. Под красивую мелодию (использовать аудиозапись, собственный напев) исполняется танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

     Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы».

«Кто лучше?»

     Игра развивает воображение и творчество в движениях.

     Предложите ребенку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть ритмичный, импульсивный популярный шлягер, либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.

     Посоревнуйтесь с ребенком: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

«Вдоль по бережку»

     Прочитайте очень выразительно, нараспев стихотворение. Попросите ребенка выразить его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

«Отгадай, кто мы»

     Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет и т.п.). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

     Движениями дети показывают, во что (в кого) они превратились, а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.

«Обезьянка»

     Ребенку предлагают стать обезьянкой или зеркалом и повторять все, что делает взрослый: он шагает и обезьянка шагает, поднимает руки – обезьянка поднимает руки.

      Игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно – неправильно», «успевает обезьянка или нет».

     Можно видоизменить задание путем его усложнения от повторения отдельных движений и действий к сложной их последовательности.

     Примечание. Играющие могут меняться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку. В обезьянку или зеркало превращается взрослый. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.

«Кто я?»

     Игру можно проводить с детьми любого возраста. Она не требует специальной подготовки: играть можно в дороге, на прогулке, дома, в гостях.

     Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка, морскую свинку, волшебника, Муху-Цокотуху, самовар – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

«У зеркала»

     Представление без слов, с помощью мимики и жеста называются пантомимой. Элементы пантомимы используются при постановке спектаклей, в играх-драматизациях, в танцах. Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.

Нахмуриться как:

- король;

- ребенок, у которого отняли игрушку;

- человек, скрывающий улыбку.

Улыбнуться как:

- вежливый японец;

- собака своему хозяину;

- мать младенцу;

- младенец матери;

- кот на солнце.

Сесть как:

- пчела на цветке;

- наказанный Буратино;

- обиженная собака;

- обезьяна, изображающая вас;

- поросенок на кактусе;

- наездник на лошади;

- невеста на свадьбе.

«Игра с платком»

     Игра развивает воображение, выразительность движений, артистизм.

     Предложите ребенку любой из имеющихся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом). Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить:

- бабочку;

- лису;

- принцессу;

- волшебника;

- бабушку;

- фокусника;

- больного с зубной болью.

«Попробуй, угадай!»

     Игра развивает воображение, внимание, быстроту реакции.

     Играющие садятся в круг (можно провести игру стоя в кругу). Из них выбираются «управитель» и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы гость не знал, кто выполняет эту роль.

     По правилам игры все участники повторяют за «управителем» те движения, которые он им показывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно наблюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

     Примечание. Движения могут быть самыми разными: от простых хлопков до любых танцевальных. Главное, чтобы «гость» не заметил, кто из играющих является ведущим, т.е. «управителем».

ПРЕВРАЩЕНИЯ

     Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения, предлагаемые психологом М.И.Чистяковой.

«Лисичка подслушивает»  (для детей 3-4 лет)

     Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

     Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

     Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.

«Что там происходит?»  (для детей 5-6 лет)

 Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

     Выразительные движения: голову повернуть в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

     Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«Кузнечик»   (для детей 4-5 лет)

     Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

     Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

«Любопытный»   (для детей 6-7 лет)

     По улице шел мужчина и нес в руках спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной сторону подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

«Вожатый удивился»   (для детей 7-8 лет)

     Взрослый читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

- Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился –

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

     Выбирается ребенок на роль вагоновожатого. К нему со странной просьбой обращается человек рассеянный с улицы Бассейной.

     Поза: ребенок смотрит на говорящего, руки бессильно падают вниз или одна рука прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание.

     Мимика: брови и верхние веки приподнимаются.

«Вкусные конфеты»   (для детей 3-4 лет)

     У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают фантики и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

     Мимика: жевательные движения, улыбка.

«Два клоуна»   (для детей 5-6 лет)

     Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

     Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

«Новая кукла»   (для детей 5-6 лет)

     Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимая ее к себе и снова кружится.

«После дождя»   (для детей 4-5 лет)

     Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«Ласка»   (для детей 4-5 лет)

     Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«Цветок»   (для детей 4-5 лет)

     Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

     Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны-вверх-цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

     Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

     Примечание. Содержание игровых заданий детям читать не следует. Взрослый должен эмоционально пересказать предложенную в упражнениях ситуацию. Она является лишь основой для создания множества вариантов на заданную тему, с  учетом эмоциональных особенностей каждого конкретного ребенка. Некоторые миниатюры получатся выразительнее, если использовать музыкальное сопровождение. Например,    для создания образа клоунов подойдет музыка Д.Кабалевского, в упражнении «Новая кукла» можно использовать  произведение П.Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

Презентация педагогического опыта по теме " ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА"

Это презентация, которую я создала и представила на конкурс: Педагогическое мастерство-2015. Я представила в ней актуальность данной темы, цель, задачи, принципы, методы и приёмы, сотрудничество с род...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.

Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность....

Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность.

Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность.           Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окр...

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........

картотека игр и заданий, развивающих творчество в театрально- игровой деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24194731","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24194797","attributes":{"alt...