Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей
методическая разработка по теме

Крупенина Инна Юрьевна

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи, является сочетание разных видов деятельности,  и в частности изобразительной, театрально-игровой. Театрализованная игра предоставляет возможность привлечь к активной совместной творческой деятельности детей различных возрастов и педагогов, поднять взаимодействие между детьми и взрослыми до уровня партнерства. Театр является, по сути, искусством, синтезирующим в себе различные виды искусства: хореографию, музыку, изобразительную деятельность, литературу и др., дает возможность раскрыть способности ребенка, проявить ему свою индивидуальность, способствует разностороннему развитию ребенка. Овладевая и пользуясь  средствами выразительности  различных видов искусств, в процессе подготовки и провидения театральных представлений, дошкольники получают первые навыки эстетического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование изобразительной деятельности

 для подготовки

 к театрализованным представлениям в ДОУ.

Методические рекомендации

Воспитатель  Крупенина И.Ю.

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи, является сочетание разных видов деятельности,  и в частности изобразительной, театрально-игровой. Театрализованная игра предоставляет возможность привлечь к активной совместной творческой деятельности детей различных возрастов и педагогов, поднять взаимодействие между детьми и взрослыми до уровня партнерства. Театр является, по сути, искусством, синтезирующим в себе различные виды искусства: хореографию, музыку, изобразительную деятельность, литературу и др., дает возможность раскрыть способности ребенка, проявить ему свою индивидуальность, способствует разностороннему развитию ребенка. Овладевая и пользуясь  средствами выразительности  различных видов искусств, в процессе подготовки и провидения театральных представлений, дошкольники получают первые навыки эстетического восприятия.

Взаимодействие изобразительной и театральной деятельности особенно благоприятно, так как предполагает и работу по усвоению литературного произведения, работу  с книгой, иллюстративным  материалом, и подготовку декораций, масок, реквизита в процессе лепки, рисования, конструирования, ручного труда, аппликации, и накопление знаний об окружающей действительности и др..  Объединение разных видов работы единой целью – театральной игрой, позволяет привлечь в педагогический процесс всех специалистов ДОУ, воспитателей, детей всех возрастных групп. Каждый ребенок может найти в комплексе мероприятий то, в котором полнее проявляется его творческие способности, в котором могут быть реализованы его замыслы и увидеть результаты.

Изобразительная деятельность – составная и неотъемлемая часть драматургии литературных произведений. Театрализованная игра – как и любая игра, требует своей атрибутики. Это реквизиты, декорации, маски, костюмы. Оформление спектакля – большая,  многоплановая, сложная работа, в которой необходимо участия целого коллектива детей  разных возрастных  групп, педагогов и родителей, что позволяет всё оформление для театрализованного представления создать своими руками и силами ДОУ. В зависимости от целей, задач и масштаба представления, количества задействованных участников в процесс подготовки и проведения спектакля оформление создается детьми, при этом взрослый выполняет функцию организатора (например: драматизация для младших дошкольников, одной группой старших,  инсценирование литературного произведения  для показа внутри группы, родителям и т.п.) или создается взрослыми совместно с детьми (различного рода представления, в том числе и большие спектакли для всего детского сада), при этом взрослый организует  работу по поиску с детьми  средств выразительности и с учетом результатов этих изысканий делает крупномасштабные декорации, выступает в роли исполнителя заказа. Дети могут помогать, беря на  себя роль подмастерьев. Закрашивать большие поверхности поролоновыми губками, подбирая тон и т.п.. Взрослые шьют костюмы, используя эскизы детей, в то же время дошкольники делают самостоятельно такие атрибуты как, например: кокошники, ведерки, и т.п., раскрашивают их и расписывают под Хохлому, Городец, Гжель,. Для некоторых спектаклей декорации, костюмы, атрибуты создаются взрослыми, что продиктовано целями и задачами, художественным замыслом постановки, идеями режиссера, но и здесь в подготовительной работе дети принимают активное участие в поисково-исследовательской деятельности. Результаты этой деятельности внимательно изучаются педагогами, и цветовое, и декоративное  решение спектакля создается с их учетом. Но и здесь детей можно привлечь к работе по изготовлению реквизита, создать условия, при  которых они бы чувствовали себя полноправными творцами спектакля.

Для театрализованных представлений удобно использовать продолговатую комнату 2/3 которой отводится зрителям, а 1/3-для места действия актеров. Оборудование состоит из задника, представляющего фон, порталов, занавеса, осветительного оборудования, которое используется для больших театральных представлений, заставляет декорации ожить и подбирается на основании художественно-постановочных требований каждого отдельного спектакля.

Для оформления фона служат декорации. В большинстве случаев декорации – это пейзажные изображения места, времени года и т.п., описанного в тексте. Наличие четырех пейзажных  картинок достаточно для чередования сюжета любой сказки, рассказа или басни (рис. 1).

Декорации для оформления спектакля могут быть плоскими и объемными. Изготавливая крупные  декорации (деревья, здания, избушки, дверцы, и т.п.) надо искать лаконичные стилизованные художественные решения, для возможности многократного использования их в других постановках не нарушая их стилистики, не выпадала из их художественного решения (рис. 2). Надо заботиться о том, что бы как плоские, так и объемные декорации смогли легко трансформироваться до неузнаваемости. Например, для смены времени года достаточно силуэты деревьев раскрасить в соответствии с зимним и летним их убранством (рис. 3а). Еще один пример использования трансформации  объемной  декорации показан на (рис. 3а).   Трансформация позволяет изменить облик царского крыльца на замок Кощея. Одна и та же конструкция до неузнаваемости изменяется,  достаточно быстро и без особых усилий можно повернуть конструкцию обратной стороной в соответствии с замыслом.    

Источником интересных декоративных решений являются использование системы ширм. При их помощи пространство может приобретать любую форму, легко трансформируясь. Вставляя между ширмами занавески, окна, бра, и т.д., можно создать интересные образные решения. Плоские декоративные элементы можно крепить с двух сторон ширм. Поворачивая двусторонние ширмы, можно легко заменить интерьер и вообще место действия (рис 4,5).

Прежде чем создавать декорации, необходимо точно знать, что должно быть изображено, каким будет композиционное настроение, какое цветовое решение наиболее точно передаст обстановку, состояние героев. Эти вопросы решаются детьми при создании эскизов рисунков. Воспитанники на занятиях по рисованию, в свободное время или занимаясь в кружке изображают картины природы, места действия, героев инсценированного      произведения. Эти рисунки могут служить эскизами для создания декораций.

Накануне занятия по изобразительной деятельности педагог вспоминает с детьми отрывки из литературного произведения описывающие место действия, описанием героев, обращает внимание на те чувства, которые вызывает зачитываемая сцена, эмоциональную окраску  того или иного героя. Дети выполняют задание: «Обозначь героя цветом»;  «Какого  цвета настроение героя?»; «Какого цвета было твое настроение?» и т.п., для этого используются фишки карточки, драпировки, различных цветов. Любой ответ считается правильным, если ребенок может объяснить свой – выбор. В младшем возрасте выбор цветового решения носит описательный характер, (лиса - рыжая, волк – серый), но по мере развития эмоционально-чувственной сферы «цветовые» характеристики героев и событий, уровень подбора цветосочетаний поднимется на  более   высокий уровень (тревожный лес – красный, темно-зеленый, фиолетовый).

В некоторых произведениях нет описания места действия, внешности героев. Необходимо помочь детям в определении своих представлений, стимулировать их мыслительную деятельность, направленную на определение содержания, композиции, цветового решения изображения вопросами типа: «В каком лесу заблудилась Машенька?» («Маша и медведь»), «Где располагается домик бабушки?», (сказ. «Красная шапочка»). Расширение представлений ребенка  об окружающем, рассматривание  иллюстраций, репродукций художников  отображающих разные эпохи, страны, и фантастические миры, открыток и фотографий с изображением людей различных национальностей, профессий, животных и среды их обитания благотворно сказываются на выразительности детского рисунка, его индивидуальности, исчезнет стандартное изображение. Анализ детских рисунков позволит выбрать соответствующее характеру текста эскизы декораций и еще раз даст возможность детям проникнуть в события драматического произведения.

Создание декораций – процесс трудоемкий, его целесообразно разделить на несколько этапов, прерывающихся по времени исполнения и осуществляемых поочередно детьми и взрослыми. Данную работу лучше проводить во время самостоятельной деятельности. Рассмотрим на примере подготовки к спектаклю по рус. нар. сказке «Царевна лягушка».

События этой сказки разворачиваются в нескольких местах действия: царский терем, болото, лесная поляна, замок Кощея бессмертного, царские покои.  Для оформления задника готовят картонку с  изображением русского города с куполами, теремами, колокольнями. Воспитатель во предварительной работе на занятиях по рисованию или  аппликации  предлагает детям изобразить город в котором жил Иван-царевич со своим отцом и братьями. До занятия рассматриваются иллюстрации к рус. нар. сказкам, открытки с изображением др. русских городов «Золотого  кольца». Рисунки эскизы детей ложатся в основу изображаемого кремля. Изображение города имеет большие размеры, поэтому прорисовку контуров города выполняет воспитатель, затем целое изображение делится на блоки для удобства работы с ними детям (рис. 6).Выбираются цвета и тона неба, для тонирования зданий города. В данном случае берется светлые тона, яркие открытые тона слегка разбеляются белилами. Для тонирования используется гуашь, акварель, водоэмульсионные краски, не дающие бликов при освещении. Краски разводятся водой, чтобы хватило на покрытие всей поверхности изображения. Для покрытия большой поверхности красками дети пользуются губками, флейцами, валиками. Прорисовку контуров делает воспитатель. Дети раскрашивают окна, двери, и т.п., рисунок траву, цветы, элементы росписи декора зданий. Заканчивает создание декораций воспитатель. Он подробно и тщательно прорисовывает детали на переднем плане, после сбора блоков в единое целое изображение, склеивание полотна и просушки, предлагают детям подумать, как сделать город волшебным, сверкающим, сказочным, манящим. Обычно для этой цели используют гирлянды, фольгу, и т.п. Задник монтируется на драпировке синего цвета, что сочетается с народными представлениями о цвете неба  («небо синее»,  «небушка синева») и создает определенную глубину изображения, выделяя не навязчиво при этом по контрасту тона города. В то же время синий цвет драпировки при использовании различного осветительного оборудования подходит для всех сцен данного спектакля.

Аналогично создаются декорации леса. Воспитатель рисует контуры деревьев, больших размеров. Дети закрашивают стволы, кроны, рисуют ветки, листья. Заканчивают создание декорации воспитатель. Он подробно прорисовывает детали деревьев. Достаточно 3-х деревьев для создания композиции леса. Эти же деревья используются и в других сценах спектакля.

В сказке требуется создание еще одной части декорации крыльца и деталей, символизирующих царские покои (рис. 7), которые в последующем трансформируются в замок Кощея. Это сложная конструкция создается по эскизам детей и при помощи родителей, роль которых очень важна, при  создании декораций к спектаклю. Без их заинтересованного участия, трудно, а порой не возможно создать материальную базу для оснащения спектакля костюмами, декорациями. Для заинтересованности родителей надо планомерно на собраниях, консультациях рассказывать о роли театральной деятельности  во всестороннем гармоничном развитии  личности ребенка, приглашать их на спектакли, где они могут увидеть результаты своих усилий.

Крыльцо изготовляется, из ДВП, древесины с соблюдением мер безопасности при дальнейшей эксплуатации в спектакле. Необходимо тщательно проверить, что бы не было заусенцев, не торчали гвозди, конструкция  была прочная, устойчивая. Исключить всякие возможности травматизма.

Подобранным светлым тоном крыльцо и арки-окна раскрашиваются детьми губками или валиками, наносятся элементы росписи под народные промыслы. Детальной прорисовкой и доводкой воспитатель завершает работу. Обратная сторона крыльца прорисовывается в достаточно темный серый тон и расписывается под каменную кладку.

Работа организуется также, как описано выше. Акцентирующем элементом придающем загадочность, мрачность, места действия служит элемент декора из темно-синей фольги (рис. 7).

Еще одним действием сказки, является болото. Данное место действия обозначается лаконичными декорациями: кочкой с камышами и елью; обозначающей лес и требующий по сценарию для развития действий (рис. 8а). В изготовлении декораций кочки  используется техника придания объема декорации, знакомая детям по занятиям аппликацией. Контуры камышей всей кочки делает воспитатель, контуры налагаемых монтирующихся деталей в произвольной форме рисуются детьми. Дети закрашивают все детали кочки в различные оттенки  зеленого цвета, до светлых. В собранном виде это придает конструкции объемность и живописность. Початки изготавливаются на занятиях по ручному труду или конструированию. На проволоку насаживается початок изготовленный либо из тонированного  коричневой краской поролона, либо изготовленный из ткани и набитый ватой. Завершает эту работу обкрутка стебля – проволоки гофрированной бумагой зеленого цвета. Завершая работу воспитатель монтирует все детали почки (рис. 8б). Блики из фольги придают композиции завершенный вид, имитируя воду.

Важной частью реквизита спектакля является избушка на курьих ножках  Бабы Яги. Эта часть декорации по замыслу режиссера является действующим лицом, двигается, действует. Воспитатель по отобранным эскизам детей создает картонную, объемную конструкцию в которой уместиться взрослый человек для «одушевления» конструкции избушки. Для этой цели подойдет коробка из под телевизора, или холодильника. В ней прорезается окна, двери. Наличники, рамы, двери, станки изготавливаются из отдельно из гафро–картона и монтируются  на избушке после росписи под дерево их детьми. Работа организуется воспитателем так же , как и в выше описанных случаях. Дети тонируют специально подобранным колером всю конструкцию и  детали, расписывают их под дерево. Сложность заключается в изображении  фактуры дерева. В ней надо прорисовать глубокие трещины, складки вокруг сломанных сучьев. Для рисования древесной фактуры лучше брать густую гуашевую краску, добавив в нее для стойкости клей ПВА, жесткие кисти, которые будут оставлять след имитирующий кору дерева (рис 9а, б, в, г).

Для изготовления крыши навязываются детьми большие пучки соломы, в крыши воспитатель делает шилом дырки и прочно пришивает суровой или лавсановой ниткой пучки к крыши.

Завершая работу, воспитатель монтирует все детали вмести, прикрепляет на «петли» – кожаные решетки двери и ставни, чтобы они открывались. Монтируя  раму окна, заклеивают его черной сатиновой тканью, для подвески изнутри избушки. В завершении работы из поролона шьются сапоги курьи ноги.

Изготовление реквизита, масок, элементов костюмом выполняется на занятиях по изо деятельности и в свободное время. Работу целесообразно, при подготовке к большим спектаклям, распределить по возрастным группам детского сада с учетом  возрастных возможностей детей.

В спектаклях по произведениям русского народного творчества  нужны такие дополнения к костюму, как кокошники. Воспитатель готовит в натуральную величину заготовку кокошников различной формы. Для этого можно привлечь детей для обводки по шаблону и вырезыванию, к занятию по декоративному рисованию. Предварительно воспитатель знакомит детей с этими элементами русского костюма, рассматривает форму кокошников и понравившиеся выбирают для росписи. После этого выполняется тонирование кокошников. Цвет и форма определяются в соответствии с художественными замыслом спектакля. Например, для танца елочек-красавиц высокие кокошники тонируются в зеленый цвет. Детям предлагают подумать над элементами узора и композицией  его построения, рассмотреть изделия мастеров русских народных промыслов и обратить внимание на их основные элементы, цветовое решение, построение узоров. Затем проводиться занятие по декоративному рисованию. Наиболее удачные кокошники отбираются к ним пришивается тесьма и они используются к спектакле.

В театральном представлении необходимы предметы, позволяют выполнять действия и создавать образы - реквизиты. В данном случае, для сказки «Царевна лягушка» необходимы хлеба выпеченные невестками царя, различная утварь для пира, луки и стрелы. Подготовка реквизита осуществляется детьми, по возможности, на занятиях по конструированию, из картона, бумаги, соленого теста, папье-маше. Украшением изделий занимаются на занятиях по декоративному рисованию, аппликации и в свободное время.

Воспитатель подбирает разнообразные по сложности способы и техники изготовления с учетом возраста детей.

Сообщается об изготовлении реквизита за неделю до занятия. Такие занятия требуют от ребенка вспомнить литературный текст, поразмыслить над характеристикой и действиями героев, что в свою очередь благотворно сказываются на результате изодеятельности и на создаваемом образе в драматизации, понимании выразительности используемых в создании образов. Накануне проводится беседа с детьми с целью выяснения их замыслов, корректирования намерений дошкольников.

Изготовление декораций, как и костюмов, масок, реквизита способствует формированию желания, включает их в драматургию. Эта деятельность вызывает интерес к игре и способствует созданию выразительных образов.

На занятиях по изодеятельности дошкольники изображают героев драматических произведений. Для передачи характера, настроения, взаимоотношений персонажей ребенок должен иметь четкое представление о событиях, о внешнем виде, чертах характера, типичных движениях и позах героев.

Изображение персонажей сказки и места происходящих событий помогают дошкольникам лучше понять особенности поведения и мотивацию поступков героев. В то же время осмысление конкретного персонажа и обстановки, окружающей его, благоприятно скажется на выразительности рисунка. Ребенку легче подбирать цвет, форму, движения, к хорошо знакомым образом людей животных, чем создавать обобщенные изображения.

Рисунки, аппликации изображения героев литературных произведений, используется для показа на фланеграфе, в кассе  количество фигурок в плоскостном театре. Работы, выполняемые во время занятий по лепке и конструированию, ручному труду, раскрашиваются и используются  в настольном и пальчиковом театрах.

В процессе занятий по созданию сюжетных композиций, выполняется изображения, фиксирующие отдельные эпизоды литературного произведения. Детям предлагается нарисовать, что произошло в … (указывается название литературного произведения)

Темы рисунков обсуждаются заранее, т.к. желательно, чтобы в них нашли отражение все основные моменты литературного произведения. Произведения подбираются с учетом возрастных возможностей детей. Сюжеты одного произведения распределяются между детьми группы с учетом их желания. Из готовых рисунков во время самостоятельной деятельности можно склеить киноленту и демонстрировать как диафильм в своей и других группах.

     Комплексное проведение изобразительной и театрально-игровой деятельности позволяет планировать совместную работу детей всех возрастов и взрослых на занятиях и в повседневной жизни; положительно влияют на выразительность образов  создаваемых детьми. Совместная деятельность организует  детский коллектив, объединяет в решение общей задачи, формирует партнерские отношения между детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

Развитие художественного творчества с использованием развивающей игровой среды LEGO

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7564869","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"361","style":"width: 480px; height: 361px;","width":"480"}}]]Дорогие родители!Н...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательным областям «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» на тему: «Сказка в гости к нам спешит » (для детей 2 младшей группы )

КОНСПЕКТитоговой непосредственно   организованной образовательной деятельностипо образовательным областям«Чтение художественной литературы»,«Художественное творчество»на тему:  «Сказка ...

Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".

Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию  творческого потенциала дошкольников средствами ...

Конспект совместной деятельности форма проведения: художественной творчество с элементами игры-путешествия Тема: «Тайна Северного сияния» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.Цель: развитие художественно – творческих способностей детей; используя нетрадиционную технику рисования «Эбр...

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Сценарий совместной театрально-игровой деятельности детей старшей группы и родителей, по русской народной сказке "Репка".

Данный сценарий способствует созданию у детей радостного эмоционального состояния, через театральную деятельность, развивает артистические способности детей....

Регионального научно-практического семинара «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для организации речевой деятельности детей» АСОУ Московской области

Ключевые темы семинара:исследования возможностей развивающей предметно-пространственной среды в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста;кинезиологический подход в развитии речевых ...