Работа по театрализованной деятельности в семье. (работа с родителями)
материал (младшая группа) на тему

Домашний кукольный театр "Колобок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashniy_kukolnyy_teatr_kolobok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Домашний кукольный театр

Если вы хотите, чтобы в вашем доме надолго поселился праздник, а друзья и знакомые по достоинству оценили ваши таланты, всё, что нужно это устроить домашний кукольный театр!

Постановка домашнего спектакля - всегда незабываемое событие и для актеров, и для зрителей. А для малышей, к тому же - важный шаг на пути к творческому самовыражению.

 В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много        места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные возможности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей в многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы можете сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.

Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися

персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость, Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, вы сможете взглянуть в происходящее глазами самих героев и обязательно откроете для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания.

Русская народная сказка «Колобок» в вашем исполнении напомнит о том, как опасно хвастаться и, что на каждого хитрого найдется еще более хитрый.

А теперь, прежде чем приступить к подготовке спектакля, соберите, кто хотел бы участвовать в нем, чтобы вместе прочитать сценарий.

  1. Сценарий

Действующие лица:

 Колобок        Дед

Бабка        Заяц

Волк        Медведь

Лиса

Действие первое

На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку край ширмы.

Дед

Ох, умаялся! Устал!

Я сегодня рано встал, Десять грядок посадил,

В лес за хворостом сходил. Много переделал дел,

А покушать не успел.

Бабка, скоро ли обед?

Из-за окна  выглядывает Бабка.

Бабка (весело)

А его, дедочек, нет!

Бабка

Как пойду я, как пойду

По сусекам помету!

Соберу муку в совок,

Испеку я колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит  Дед с ведром, подходит к Бабке.

Дед

Вот студеная вода!

Бабка

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Бабка (поет)

Тили-тили-тили-тесто –

Дед жених, а я невеста,

Коли доживем до мая,

Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Дед

Ставь его скорее в печку!

Бабка

Обожди, мое сердечко!

Коли тесто подойдет,

Легче в рот потом войдет!

Ждем, ждем, ждем...

А вот сейчас

Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Дед

Вот премудрое занятье!

Никогда не мог понять я,

Почему бы хлеб нам печь

Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Бабка

Что стремиться к чудесам,

Если можешь сделать сам?

Действие второе

На переднем плане слева и справа

несколько деревьев. На втором плане лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я - веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Заяц

Любит серенький зайчишка Бегать по лесу вприпрыжку! Ушками все слушать,

Зубками все кушать!

Ты же свеженький совсем, Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Колобок

Не хочу я быть обедом,

Я ушел от бабки с дедом!

Я не попаду в беду,

От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Заяц

Стой!

Колобок

Гоняйся хоть пол дня,

Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я - веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Колобок

Я по коробу скребён,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я - веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Лиса

Вы слыхали про лису?

Нет хитрей меня в лесу.

В назиданье детям всем Колобка сейчас я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

И от Зайца убежал.

Волк мне тоже угрожал.

Я его не испугался,

И Медведю я не дался!

Я не попаду в беду,

От тебя, Лиса, уйду!

Ели хлеб и пили квас

Вот и вышел весь запас!

Будет новый урожай,

Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто- то скребется. Дед прислушивается.

Дед

Погоди-ка, бабка, слышишь,

В кладовой скребутся мыши.

Ты скорей туда пойди,

По сусекам помети.

Собери муку в совок,

Испеки нам колобок.

В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Бабка

Ты ж пока сходи на реку

И водицы принеси,

Чтобы тесто замесить!

Ну а лучше ключевой

Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Бабка выносит Колобка на крыльцо,

Бабка

Вот смотри-ка с пылу с жару. Скоро сядем к самовару

И, как водится, вдвоем

С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Дед

Ай!

Бабка

Ты руки не тяни,

Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко,

Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар, Подогреем самовар.

Дед с Бабкой скрываются в доме.

Колобок (испуганно)

В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили. Ждать я смерти не могу,

Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и, скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Бабка (изумленно)

Дед, смотри, он укатился,

С нами даже не простился!

Дед (сокрушенно)

А все ты! Мол, посиди, Подожди да подожди.

Вот, остались без обода!

Бабка

Может быть, пойдем

по следу?

Дед

Полно, бабка, не шути,

Колобка нам но найти!

Волк

Хочет ухватить волчок Всех зубами за бочок, Положить в свой ротик,

А потом в животик.

Ты вот свеженький совсем! Погоди, тебя я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку, Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я - веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Медведь

Обожает с медом пышки Кушать косолапый мишка.

Ты же свеженький совсем! Погоди, тебя я съем!

Колобок

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку, Убежал я и от Волка.

Я не попаду в беду,

От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Лиса (вкрадчиво)

Славно, милый, ты поешь, Жаль, что слов не разберешь. Сядь ко мне на язычок,

Про румяный спой бочок.

Колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я - веселый...

Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.

Лиса

Колобок!

Он ушел от бабки с дедом,

Не хотел он быть обедом.

Сел ко мне на язычок...

А ведь вкусный, дурачок!

Конец.

3. Подготовка спектакля

Теперь, когда вы прочитали сценарий, самое время все разложить по полочкам, ведь постановка спектакля - дело весьма серьезное. К тому же в домашнем театре подготовка и репетиции являются для участников не менее значимыми и запоминающимися мероприятиями, чем сам спектакль. Именно в процессе подготовки все участники имеют возможность проявить свои творческие способности, поэкспериментировать и от души повеселиться, благо поводов для этого будет предостаточно. А чтобы приблизить день премьеры, первое, что надо сделать - это определить обязанности каждого участвующего в подготовке спектакля.

3.1. Распределение ролей

Для домашнего театра самое главное - атмосфера праздника и доверия. Дайте возможность каждому желающему внести посильный вклад и хоть что-нибудь сделать для постановки. Даже если на премьере такой помощник окажется в числе зрителей, ему будет вдвойне приятно посмотреть этот спектакль, ведь он тоже участвовал.

Чтобы все получилось как можно лучше, надо сразу же утвердить режиссера и всем безоговорочно его слушаться! Именно режиссер должен распределять роли и обязанности. В таком «произволе» нет ничего страшного  - в этом спектакле главный он, а в следующем будет кто-то другой! Основная задача режиссера - объединить усилия всех участников воедино так, чтобы получился завершенный и гармоничный спектакль. Лучше, если режиссер не будет совмещать свои обязанности с актёрской деятельностью – это усилит его авторитет, а он сможет смотреть на происходящее со стороны, а значит, более объективно.

Теперь перейдем непосредственно к распределению ролей. Для кукольного театра, как уже говорилось, не столь важно, как выглядит актёр, управляющий куклой-перчаткой. Гораздо более важен его голос  и способность его изменять, если речь идёт об исполнении одним актёром сразу несколько ролей.

Большинство людей никогда не слышали свой голос со стороны, часто он звучит совсем не так, как им самим кажется. Подбирая актеров, попросите их прочитать пару строчек понравившейся роли так, как они себе это представляют. А еще лучше запишите «пробы» на магнитофон и вместе прослушайте. Это позволит правильнее распределить роли и показать каждому актеру, какая роль ему подходит больше всего.

В спектакле «Колобок» 7 героев. Если в спектакле принимают участие малыши, то лучше, чтобы каждый из них исполнял только одну роль. Ее проще выучить и не требуется изменять голос.

Для участников постарше лучше распределить роли следующим образом:

Первый актер - Колобок. У него больше текста, и он во втором действии движется навстречу Зайцу, Волку, Медведю и Лисе.

Второй актер - Дед, Медведь и Волк. Эти герои никогда не участвуют в одной сцене, и озвучиваются мужскими голосами.

Третий актер - Бабка, Заяц и Лиса. Эти герои также никогда не участвуют в одной сцене, и озвучиваются женскими голосами.

Но если участников спектакля только двое, то не стоит огорчаться. В этом случае тоже можно справиться, если распределить роли так:

Первый актер - Колобок, Бабка и Лиса.

Второй актер - Дед, Заяц, Медведь и Волк.

После того, как вы распределили роли, выдайте каждому актеру сценарий.

3.2. Разучивание ролей

Если в спектакле участвуют младшие школьники или даже дошкольники, то в заучивании роли для каждого из них важно участие взрослого. Родители и дети часто учат стихи вместе так интересней и проще. От маленьких актеров не надо требовать заучивания текста всей сказки целиком, поэтому выдайте каждому участнику спектакля текст его реплик, перед каждой из которых должна быть последняя строчка или несколько строчек из реплики предыдущего героя.

Например, если малыш играет роль Колобка, то его текст в первом действии выглядит следующим образом:

Бабка

Ты руки не тяни,

Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко,

Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар,

Подогреем самовар.

Колобок (испуганно)

В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили.

Ждать я смерти не могу,

Я из дома убегу!

Поэтический текст легко запомнить благодаря рифмам и ритму. Переписывая роль, это желательно учесть.

Для маленьких актеров также очень важно понимание эпизода, в котором звучит реплика, поэтому иногда, чтобы малышу было проще, реплику предыдущего героя переписывают полностью. При разучивании роли с малышом взрослый должен называть последнюю строчку из реплики предыдущего героя или реплику целиком, а малыш говорить свою. Это существенно облегчит репетиции спектакля.

Если в спектакле участвуют дети постарше и взрослые, то им имеет смысл выучить весь текст сказки целиком. Знание каждым актером всего текста полностью ускорит постановку спектакля, а в случае чего проще будет произвести замену. Перед тем, как учить роли, режиссер должен собрать всех актеров вместе и прочитать сценарий по ролям каждый актер читает только свои реплики. Для лучшего вхождения в роль режиссер должен обсудить с каждым участником спектакля главные черты его героя. Например, что Дед ворчливый, Бабка веселая, Колобок хвастливый и легкомысленный и так далее.

Приступать непосредственно к репетициям следует не раньше, чем актеры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком подготовят все декорации и сцену. Не стоит учить роли по ходу репетиций, ведь в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить текст, но и управлять куклой, что тоже требует определенных навыков и терпения. Поэтому вместе с текстом роли выдайте актерам их кукол, чтобы они привыкли к кукле-перчатке, ее особенностям и отрепетировали перед зеркалом разные движения.

Пока актеры заняты разучиванием ролей и знакомством со своими куклами, самое время заняться декорациями, светом и звуком.

3.3. Декорации к спектаклю

Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут участвовать в спектакле это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций.

Именно декорации в кукольном спектакле во многом создают атмосферу сказки и передают настроение героев. У многих существует представление о домашнем кукольном театре как о бельевой веревке, на которой висит простыня, а сверху движутся куклы. В целом, это отражает суть кукольного театра, но такое оформление лишает спектакль той зрелищности и целостности, которая присутствует в спектакле с декорациями. Ведь каждому зрителю хочется не представлять деревенскую избу, а видеть ее своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домыслить и представить себе то, что подразумевается по контексту сказки.

Чтобы домашний спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше спектакля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго - фон, на котором происходит действие. Таким образом, вы создадите маленький сказочный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены.

Изготовить декорации своими руками совсем несложно. Здесь существует два подхода: плоские картонные декорации и декорации объемные, являющиеся миниатюрными моделями реальных элементов пейзажа. Так, дерево может быть нарисовано на картоне и вырезано по контуру, а может быть изготовлено из сухих веточек. Конечно, в любом спектакле можно комбинировать декорации обоих типов, проявив свою фантазию и изобретательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Памятка для родителей по организации театрализованной деятельности в семье

Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!...

Театрализованная деятельность через дистанционную работу с родителями.

В проекте реализованы цель и задачи по активному вовлечению родителей в жизнь детскоко сада, расширение представлений об окружающем мире, воспитание положительных эмоций и эстетических чувств. Предста...