ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
консультация на тему

Бондарь Наталья Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_sovety_logopeda_roditelyam.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

       

                    Консультация учителя-логопеда Бондарь Н.П.

ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

1. Начнем с Вас

Даже если Вы молчаливы от природы - все равно разговаривайте с малышом!     Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2.Встреча взглядов

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и быстрому ее усвоению.

3.Говорите четко

Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно выразительнее. Помните, Ваша речь - образец для ребенка.

4.То же, но по-разному

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел", "пришел папа", "мячик упал", "упал мячик","упал") Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.

5.Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предлагая ему сразу большое количество незнакомых слов. Говорите простыми фразами, состоящими из 2-3-х слов, с паузой между словами.

6.Очень важно - хорошее настроение

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной обстановке. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию.

7. Все чувства в союзе с речью

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но  и трогать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

8. В основе речи - стремление к общению

Как бы несовершенно Ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание с Вами общаться. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальное общение, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию).

9. Уважайте его попытки говорить

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Помните, речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ребенку так необходимо слышать свою речь и речь окружающих.

10. Учите в игре

Специально создавайте  игровые ситуации, в которых ребенку надо говорить, отвечать на вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Помните, что игра - самая привлекательная деятельность для ребенка. Только в игре Ваш ребенок обучается с удовольствием!

11. Не предупреждайте его желаний

Некоторые родители пытаются угадать любые желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, достаточно просто посмотреть, потянуть руку. в такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. Формируйте у малыша потребность говорить!

12. Расширяйте словарь малыша

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает слово - это пассивный словарь, говорит слово - активный словарь. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания слов, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему Вы  научили его, рассматривая вместе картинки, читая книжки, общаясь с ним. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и героев  в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Чаще задавайте ребенку вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Для чего это? и т.д.

13.Ведите дневник

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так Вы сможете день за днем судить о его успехах.

14. Развивайте фонематический слух

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое  обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

15. Развивайте артикуляцию

Возьмите себе за правило - ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком (специальные упражнения для губ и языка).Это способствует развитию артикуляционного аппарата , а следовательно, формированию правильного звукопроизношения.

16. Читайте, читайте, читайте

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу.

17. Пойте

Пойте  с ребенком простые песенки, это способствует развитию речевого дыхания, достаточно гибкого и сильного голоса, предупреждает невнятность речи.

18. Речь ребенка - на кончиках его пальцев

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Тренируя движения пальцев Вы стимулируете речевое развитие своего малыша. Лепка, рисование, "пальчиковый театр", игры с мелкими предметами, конструирование, вырезывание ножницами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и ...

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук или слово, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова, тут же повторите слово правильно, старясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он не сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Ребенок учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

20. Только Вы!

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

Успехов  Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двадцать простых советов логопеда родителям

Двадцать простых советов логопеда родителям- это памятки для родителей, которые помогут правильно, грамотно помочь своему ребёнку овладеть нормами речевого развития....

Простые советы логопеда родителям.

Краткие советы логопеда родителям....

Двадцать простых советов логопеда родителям, как научить ребёнка говорить.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей ...

Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"

Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....

Двадцать простых советов логопеда родителям

1.Начнем с Вас Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровож...

Двадцать простых советов логопеда родителям. Стендовая консультация для родителей.

Стендовая консультация содержит советы родителям неговорящих детей, а так же детей с лепетной речью. Подготовлена для уголка логопеда во второй младшей группе....