Двадцать простых советов логопеда родителям, как научить ребёнка говорить.
консультация на тему

Митенкова Татьяна Владимировна
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvadtsat_sovetov_logopeda_kak_nuchit_rebenka_govorit.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДВАДЦАТЬ ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ,

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ

1. Начнем с вас.

Даже если вы молчаливы от природы, все равно говорите с малышом.

Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому СОПРОВОЖДАЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ СЛОВАМИ!

2. Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, СМОТРИТЕ ЕМУ В ГЛАЗА. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш ребёнок еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, ЧТОБЫ ОН ВИДЕЛ ВАШУ АРТИКУЛЯЦИЮ.

3. Говорите  чётко.

Говорите просто, четко, внятно, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДОЕ СЛОВО, КАЖДУЮ ФРАЗУ. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному.

Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, но в этом случае, меняя порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребёнку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте.

НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛИШКОМ ДЛИННЫХ СЛОВ. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

6. Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

7. Все чувства – в союзе с речью.

Очень важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть  ИЗУЧАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. Если  вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, чётко, выразительно.

8. В основе речи – стремление к общению.

Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный   (несловесный)  диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд ). ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО СТРЕМЛЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ!

9. Стремление к разнообразию.

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-би-бе-бу. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

10. Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребёнок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность СЛЫШАТЬ ВАС И СЕБЯ. Речь развивается на основе подражания и самоподражания, поэтому ему необходимо слышать себя.

11. Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»).  Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: ПОБУЖДАЕТЕ НЕ ВЫ, А СИТУАЦИЯ.

12. Не предупреждайте его желаний.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребёнка, часто предупреждая их в тот момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть ОПАСНОСТЬ ЗАДЕРЖАТЬ РЕБЁНКА на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

13. Расширяйте словарь малыша.

Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный  может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому срыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь внести в его пассивный словарь названия вещей и существ на картинках и книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребёнка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.

14. Ведите дневник.

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить об его успехах.

15. Развивайте фонематический слух.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком. Например: крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка и т.д.

16. Не пренебрегайте звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Поэтому они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребёнку.

17.Читайте, читайте, читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение, покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте потрогать ребенку, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести.

18. Пальцы помогают речи.

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это помогает речи, а в будущем – и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны.

Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь над ним,  не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь, будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении, т.к. это может вызвать обратную реакцию.

20. Только ВЫ!

Помните: только вы и ваша вера в его силы могут помочь ему развиваться гармонично.

Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребёнка говорить?»

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?»

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. ...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить правильно и красиво»

Консультация для родителей знакомит с нормами развития речи детей дошкольного возраста, артикуляцией звуков русского языка играми и упражнениями, способствующими правильному звукопроизношению (артикул...

Двадцать простых советов логопеда родителям, как научить ребенка говорить.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошко...

Консультация для родителей КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ «Р»?

Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна только им. И сразу начинают паниковать, искать хоро...

Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.

Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упр...

Консультация для родителей! « 10 правил для родителей, чтобы научить ребёнка говорить правильно».

Консультация для родителей!« 10 правил для родителей, чтобы научить ребёнка говорить правильно»....