Двадцать простых советов логопеда родителям, как научить ребенка говорить.
консультация на тему

Чипиль Елена Викторовна

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации (в первую очередь в семье), способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvadtsat_sovetov_logopeda_kak_nuchit_rebenka_govorit.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Двадцать простых советов логопеда родителям,

как научить ребенка говорить

                                                                                                                               

1. Начнем с вас.

Даже если вы молчаливы от природы, все равно говорите с малышом.

Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому СОПРОВОЖДАЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ СЛОВАМИ!

2. Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, СМОТРИТЕ ЕМУ В ГЛАЗА. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш ребенок еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, ЧТОБЫ ОН ВИДЕЛ ВАШУ АРТИКУЛЯЦИЮ.

3. Говорите  четко.

Говорите просто, четко, внятно, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДОЕ СЛОВО, КАЖДУЮ ФРАЗУ. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному.

Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, но в этом случае, меняя порядок слов («Папа пришел, пришел наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте.

НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛИШКОМ ДЛИННЫХ СЛОВ. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

6. Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

7. Все чувства – в союзе с речью.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть  ИЗУЧАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. Если  вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

8. В основе речи – стремление к общению.

Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный   (несловесный)  диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО СТРЕМЛЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ!

9. Стремление к разнообразию.

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-би-бе-бу. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

10. Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность СЛЫШАТЬ ВАС И СЕБЯ. Речь развивается на основе подражания и самоподражания, поэтому ему необходимо слышать себя.

11. Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»).  Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: ПОБУЖДАЕТЕ НЕ ВЫ, А СИТУАЦИЯ.

12. Не предупреждайте его желаний.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо, достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть ОПАСНОСТЬ ЗАДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

13. Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный  может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому срыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь внести в его пассивный словарь названия вещей и существ на картинках и книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.

14. Ведите дневник.

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить об его успехах.

15. Развивайте фонематический слух.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком. Например: крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка и т.д.

16.Не пренебрегайте звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Поэтому они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

17.Читайте, читайте, читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение, покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте потрогать ребенку, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести.

18.Пальцы помогают речи.

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это помогает речи, а в будущем – и письму.

19.Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны.

Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь над ним,  не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь, будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении, т.к. это может вызвать обратную реакцию.

20.Только ВЫ!

Помните: только вы и ваша вера в его силы могут помочь ему развиваться гармонично.

Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двадцать простых советов логопеда родителям

Двадцать простых советов логопеда родителям- это памятки для родителей, которые помогут правильно, грамотно помочь своему ребёнку овладеть нормами речевого развития....

Двадцать простых советов логопеда родителям, как научить ребёнка говорить.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей ...

Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"

Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....

Двадцать простых советов логопеда родителям

1.Начнем с Вас Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровож...

Двадцать простых советов логопеда родителям. Стендовая консультация для родителей.

Стендовая консультация содержит советы родителям неговорящих детей, а так же детей с лепетной речью. Подготовлена для уголка логопеда во второй младшей группе....

Двадцать простых советов логопеда родителям

Двадцать простых советов логопеда родителям...