Советы логопеда
консультация на тему

Бондарь Наталья Петровна

 

Уважаемые родители!

        Вашему вниманию предлагается несколько эффективных игровых упражнений для развития речи. Они помогут Вашему ребенку в интересной форме усвоить сложные грамматические категории родного языка: способы словообразования, правила согласования слов в предложении с помощью предлогов, падежных, родовых окончаний; расширить словарный запас, сформировать навыки звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_logopeda.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда

Уважаемые родители!

        Вашему вниманию предлагается несколько эффективных игровых упражнений для развития речи. Они помогут Вашему ребенку в интересной форме усвоить сложные грамматические категории родного языка: способы словообразования, правила согласования слов в предложении с помощью предлогов, падежных, родовых окончаний; расширить словарный запас, сформировать навыки звукового анализа.

            Наилучших результатов удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к ребенку, терпение, искренне радуется

даже самой маленькой удаче своего малыша.

                                                                     Успехов вам!

"Сосчитай-ка"

      Эта игра научит Вашего ребенка правильно согласовывать числительные с существительными. Что же надо делать? Считать!!! Считать всё , что поддается счету. Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Например: один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

        Когда ребенок научиться безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: например: один спелый банан, два спелых банана, три спелых банана, четыре спелых банана, пять спелых бананов. Обязательно, с ребенком чётко проговаривайте окончания слов.

"Один – много"

      Вашему ребенку никак не даются окончания слов во множественном числе?  Получается «много конфетов», вместо «много конфет», «много рубашков», вместо «много рубашек».Поупражняйтесь с ним в их употреблении, бросая друг другу мяч или используя различные "фанты"(фишки, картинки).

        Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово в единственном числе, а ребенок ловит и бросает мяч обратно, называя это слово во множественном числе: один стол – много  столов, один стул – много стульев, один пень – много пней, один дом – много домов.

"В гостях у гнома Тома"

          Часто дети путают  уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Смело "отправляйтесь" с малышом в "гости к гному Тому".

 "Давай отправимся в гости к гному Тому. Жил-был маленький гном Том, и всё, что его окружало тоже было маленьким"

          У нас дом - у гнома домИК,

          У нас окно - у гнома окошЕЧКо,

          У нас стол - у гнома столИК и т.д.

         

"Слово на заданный звук"

          Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

          Выберите какой-либо звук, и оглядевшись вокруг, посоревнуйтесь с ребенком, кто больше  назовет предметов,  в названии которых есть этот звук.

                                                       

                                                   

                                                    "Потерянный звук"

            Поочередно показывайте малышу картинки с изображениями предметов и животных: книги, стула, собаки,  и т.п. Показывая ребенку картинки, называйте предметы неправильно, теряя начальный звук: " Это ...нига, это ...обака, это ...тул". Пусть ребенок исправит Вас, правильно произнося слова и назвав потерявшийся звук. Внимание! Нужно подбирать слова,  со звуками, которые ребенок произносит правильно.

"Короткие и длинные слова"

            Поочередно перебрасывайтесь с ребенком мячом, каждый раз называя новое слово. Заранее договоритесь, что после каждого длинного слова должно следовать короткое: сон-самолет-конь-экскаватор-дым-подорожник и т.д. Не бойтесь новые длинные слова, объясняйте ребенку их значение. Можете усложнить задания, называя слова на определенную тему, например,"Животные","Растения", "Игрушки" и т.д.

"Путаница"

         "Все слова в предложении перепутались". Предложите ребенку расположить  их в правильном порядке. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване»,

«Окно смотрит в мальчика» и т.п. Ребенок  исправляет ошибки, пользуясь только словами из предложения, можно менять их место, окончания, но не сами слова.

"Четвертый лишний"

             Предложите ребенку из названных Вами  слов выбрать лишнее и обязательно объяснить почему. Ваша задача – понять, верно ли ребенок выделил лишнее. Часто дети выделяют лишнее по внешнему, незначительному признаку (например, «эти мне нравятся, а это нет; эти – красивые, а этот – нет; это у меня есть, а этого – нет и т.п.). В таких случаях, наводящими вопросами подтолкните ребенка к пониманию сути – признаков, по которым нужно объединять те или иные слова. Например:

     Автобус – остановка – троллейбус - трамвай;

     Ваза – роза – нарцисс - тюльпан;

     Карандаш – бумага – фломастер - ручка;

     Суп – тарелка – ложка - вилка;

                                                               "Подбери словечко"

          Предложите ребенку подобрать слова ,относящиеся , например, ко времени года "зимние слова" - снег, мороз, лед, стужа, метель, изморозь…; "осенние слова" – листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки… и т.д. Затем с этими словами можно придумывать предложения, а затем короткие рассказы, типа - "Что бывает зимой?" Подбирать слова можно на любую тему, расширяя кругозор ребенка и пополняя его словарь. Например, "Давай подбирать "круглые"слова, "красные" слова, "деревянные" слова,"теплые" слова,"вкусные" слова и т.д.

                                             

                                                 "Я начну, а ты закончи..."

           Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например:

Лягушка прыгает, а змея...(ползает),

Петух кукарекает, а курица ...(кудахчет),

Изюм сладкий, а перец...(горький),

У козы козленок, а у овцы...(ягненок) и т.д.

                                                             "Сыщики"

            Предложите ребенку "поискать" слова  на кухне, в детской, в спальне, в шкафу и т.д.

 "Какие слова спрятались в шкафу - драповое пальто, меховая шуба,  шерстяной свитер, летнее платье и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....