Капризы и упрямства у детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) по теме

Постникова Татьяна Сергеевна

Статья для работников ДОУ и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kaprizy_i_upryamstva_u_detey_mladshego.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Капризы и упрямства у детей младшего дошкольного возраста.Плач и капризы ребёнка

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. К сожалению, эмоции и их проявления отнюдь не всегда бывают хорошими и светлыми, и порой нам приходится встречаться с негативными проявлениями эмоций. Эмоции, по сути, это наша с вами реакция на окружающий мир и особое проявление наших чувств. Если бы их не было, то мы потеряли бы ориентацию в том, что на самом деле происходит в нашем мире, и не смогли бы понять, как вести себя по отношению к другим людям. Понятия «капризы и упрямства» очень родственные и чёткой границы между ними провести нельзя.

Упрямство – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т. е. “ Я так хочу и всё!”. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребёнка.

 Период капризности и упрямства начинается примерно с 18 месяцев и заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более  старшем возрасте – тоже норма. Пик упрямства приходиться на 2,5 – 3 года жизни “Кризис 3-х лет”. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», как удобном способе манипулировании ребёнком своих родителей. Это результат соглашательского поведения родителей. Например,  ребёнок капризничает, не желая обедать или употреблять какой-то определённый вид пищи. И ошибка родителей заключается в том, что он откладывает обед и предлагает ребёнку желанную вкуснятину,  это будет означать, что вы пошли у него на поводу, ради своего спокойствия. Ребёнок обязательно это запомнит, и постарается применить понравившийся способ давления в следующий раз. В таких случаях самый верный способ борьбы с капризами  ребёнка – убеждение. Иногда стоит  пожертвовать собственным покоем в угоду того, чтобы не совершить ошибку, потакая необоснованным капризам.

Иногда родители ошибочно принимают плач ребёнка за его капризы. Присмотритесь: если малыш просто размазывает три слезинки по сухим щекам, тут можно и потренироваться в воспитании. Но если слёзы ребёнка катятся градом, а ребёнок плачет навзрыд, искренне, захлёбываясь и задыхаясь – лучше уступить. Вполне возможно, стадия каприза перешла в стадию искреннего горя, а детское горе, каким бы оно не казалось смешным и нелепым в плач ребёнка, очень глубоко может отразиться на его характере, поведении и душе. Постарайтесь смягчить ситуацию, дождаться спокойствия, и только после этого приступайте к мягкому, тактичному, но непоколебимому убеждению. Некоторые родители и педагоги буквально "вбивают" в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда взрослые начинают бить детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых они внутренне "съеживаются", а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

«10 советов, что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей»

  • Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали “нет”, оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!”. Ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: “Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!”. Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление “сломить силой авторитета”.
  • Спокойный тон общения, без раздражительности.
  • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Всегда помните то, что дети не похожи на нас. Но эта непохожесть, о которой люди, становясь взрослыми, отчего-то забывают, и делает ребёнка – ребёнком. Постарайтесь на время самому стать ребенком, чтобы во всём разобраться, и тогда вы получите возможность открыть для себя дверь в понимание детской психологии!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

консультация для родителей на тему "О капризах детей младшего дошкольного возраста"

В материале указа информация для родителей о воспитании детей в возрасте 3 лет: " Кризис3 лет"...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Капризы ребенка в 2-3 года"

Тема данной консультации "Капризы ребенка в 2-3 года. Что делать, как реагировать? "...

Консультация для родителей. Упрямство у детей младшего дошкольного возраста

Родители должны знать: дети капризничают не потому, что они хотят рассердить своих мам и пап, добиваясь при этом  определенной цели. Они просто не могут унять свое упрямство....