"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Мурашова Светлана Евгеньевна

Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

проект

Воспитатель ГБОУ школа № 469

Мурашова С.Е

 

2013

 

Приоритетным направлением в моей работе является театрализованная деятельность, развитие творческих способностей детей, коррекционная работа по исправлению звукопроизношений у детей с ОНР и ФФНР составляет неотъемлемую часть, а русское народное творчество, фольклор, особенно малые формы, всегда помогают в работе с детьми.

Актуальность: в современном мире, в современных молодых семьях, к сожалению, отдается предпочтение иностранным мультфильмам, бездушным героям. Дети играют в «Монстров», «Вампиров», выпускаются игрушки с их образами и даже создаются журналы. Возникает вопрос, чему нашим детям у этих героев? Добру? Ласке? Милосердию? Поэтому мы решили обратиться нашим истокам, к нашим традициям, к традициям русского народа, то есть к фольклору.

В нашей логопедической группе мы создали годовой проект, в котором мы решили заинтересовать не только детей, но и их родителей в необходимости решения этой проблемы.

Если ребенок родился и рос

На родной стороне среди русских берез

Слушал русские песни, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным на Земле.

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Тип проекта: творческо-познавательный, продолжительный, годовой.

Проблема: забыты народные традиции, забыта история возникновения празднования, разобщенность родителей и дошкольного учреждения в вопросах воспитания детей.

Цель проекта: приобщать детей и родителей к русским народным традициям.

Задачи проектной деятельности:

  • знакомить детей с элементами русского народного быта
  • приобщать детей и родителей к традициям возникновения и празднования забытых русских народных праздниках («Кузьминки», «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и других)
  • вовлекать родителей в совместную творческую деятельность

Разработка проекта:

  • подбор методической и художественной литературы
  • разработка сценариев
  • подбор материала для театрализаций
  • подбор музыкального сопровождения
  • разработка игр-презентаций по пословицам и поговоркам
  • разработка игр-презентаций по народным промыслам, народному быту, народным костюмам
  • привлечение родителей для изготовления костюмов для детей

Предварительная работа:

* чтение русских народных сказок, потешек

* разучивание скороговорок, чистоговорок, пестушек

* использование малых фольклорных форм в режимных моментах

* использование ИКТ компьютерных презентаций «Кузьминки – по осени поминки», «Народный быт»

* посещение этнографического музея (родители и дети)

* оформление зала детскими рисунками

* просмотр мультфильмов из серии «Гора самоцветов»

Этапы проекта:

Детский фольклор представляет специфическую область

народного творчества, объединяющую мир детей и мир

взрослых, включающую целую систему поэтических и

музыкально – поэтических жанров фольклора.

        М.Н. Мельников

Фольклор (folklor) – в переводе с английского означает “народная мудрость». Фольклор существовал еще в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно, запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и многое другое – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Именно в устном народном творчестве сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре, о красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей со сказками, пословицами, поговорками, загадками, русскими лирическими песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, что так необходимо в современном мире.

Благодаря фольклору: русским народным песням, потешкам, прибауткам, сказкам, колыбельным, ребенок легче входит в мир, через переживания лирическим героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, добре и зле, знакомится с обычаями, обрядами, впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно – нравственных качеств личности.

Вспомним слова академика Д.С. Лихачева: « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле – эстетическое, нравственное становление личности человека.

 «Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации» - одна из главных целей национальной доктрины образования в Российской Федерации.

«Нравственное воспитание», является разделом («Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой). Ставит определенные задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; прививать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народно-декоративного творчества); воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; формировать бережное отношение к природе.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский, он писал: « Это – первые и блестящие попытки Русской народной педагогики и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В 60-х годах девятнадцатого века в журнале « Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

 Первый сборник произведений П. Бессонова « Детские  песни» был издан в 1868 году и содержал 19 игр и 23 считалки. За тем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна, составившие фундамент последующих теоретических работ.

В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920 годах появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С. Виноградовым: «Детский фольклор – созданные и исполняющиеся детьми произведения». Он писал: « Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это – детский фольклор».

В исследованиях О.И. Капица, детский фольклор определяется, как « произведения самих детей, а так же произведения взрослых, перешедшие в детский репертуар».

Согласно выводу М.Н. Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».

Аналогичную точку зрения высказывает А.Н. Мартынова, отмечала, что « детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих – творчества взрослых для детей, произведения традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества».

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Фольклор каждого народа неповторим, так же как его история, обычаи, культура. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скогороворки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

Виды детского фольклора.

Русские народные сказки.

Трудно себе представить детство без сказок. Сказки входят в мир ребенка с раннего детства, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства и остаются с ним на всю жизнь. Со сказкой начинается знакомство детей с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных воззрениях видение жизни. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Сказки воспитывают трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца. Сказки воспитывают у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души. Сердечная чуткость к человеческому несчасть, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и не чем не заменимый источник любви к Родине, к родной земле, потому  что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Дети любят рисовать прочитанную сказку, чтобы  сделать театр сказки на ковролине своими руками, инсценируем сказки на ширмах в разных видах театров.

В группе создана детская библиотечка с книжками малютками. Знакомим детей с  «Энциклопедией маленького христианина ». Стараемся просматривать с детьми отечественные мультипликационные фильмы. Дети очень любят фильмы о богатырях Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алеше Поповиче, слушаем сказки в грамзаписи.

Знакомим детей с русским бытом, русской избой, печкой, самоваром, домашней утварью. Для этого нашими воспитателями созданы презентации « Русский быт»,  «Русские народные костюмы». На занятиях по изобразительной деятельности даем знания детям о народных промыслах.

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки, называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Пословицы и поговорки не только помогают задавать тон на занятиях, но и используются  в режимных моментах:

« Семеро одного не ждут ( говорим при одевании на прогулку)

« Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ( при трудовых действиях детей)

« Ломать не строить – душа не болит» (напоминаем в тех случаях, если кто-то ломает, построенное другим ребенком)

« Знал бы, где упадешь, соломки постелил» (если кто-либо случайно упадет)

Чтобы детям легче было понять смысл пословиц и поговорок, знакомим их с книгой « 200 пословиц и поговорок в картинках ». Благодаря этой книге, мною сделана игра-презентация « Пословицы и поговорки». Для лучшего запоминания и закрепления пословиц, дети вместе с родителями сделали книжки-самоделки.

Словотворчеству детей уделяем большое внимание. Дети сочиняют свои сказки, придумывают загадки по описательным признакам на все лексические темы и создаем альбомы с детскими зарисовками.

Загадки.

 Загадки - это своеобразная, умственная игра, состязание в сообразительности, направляет внимание на предметы и явления и их выделяющиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способности мышления и силу воображения.

« Живая - живулечка на живом стулечке?» (ребенок на коленях у взрослого)

Для лучшего закрепления и быстрого запоминания стихов, используем мнемотаблицы.

Считалки.

Считалки – это рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих. Считалки связаны с древними формами гадания. У считалок две главные особенности: в основе считалок лежит счет, и, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом ее художественная функция.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть,

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

Авсень – паусень,

Шинь, пень, ширварвень.

Авсень – паусень,

Дзынь! Пиф! Паф! Не попал!

Игровой фольклор – это отражение национальных черт, бытового уклада народа, его мировоззрения.

Календарный детский фольклор.

Заклички и приговорки

Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Через все календарные песни происходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички («закликать» - «звать», просить, приглашать, обращаться) – обращение к солнцу, радуге, дождю, слова, которые выкрикивают хором нараспев.

Приговорки – обращения к живым существам, чаще к птицам, которые считались вестниками весны, притом силы природы почитались как живые: к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

« Солнышко – ведрышко

Выгляни в окошечко…

Радуга – дуга

Не давай дождя

Давай солнышко,

Колоколнышко!

Колыбельные песни.

Колыбельная песня – один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в них сохранились элементы заговора – оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребенок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы. Приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня – песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождается мерным покачиванием ребенка, в ней очень важен ритм.

 Девочки, качая куклу, переживают состояние мамы, в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Песня закладывает в девочках ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царит и побеждает любовь, добро. Это добро ребенок старается передать сначала кукле, а затем – всем окружающим.

Мною был проведен опрос мамочек наших детей. Мне хотелось узнать пели ли они своим деткам старинные колыбельные песни. Многих этот вопрос загнал в тупик, несколько человек вспомнили современную песню « Спят усталые игрушки». Нас это очень заинтересовало и на празднике Покрова показали, как наши девочки укачивают пупсиков и поют им колыбельные прошлых лет. Родители заинтересовались, и даже одна из мамочек купила для группы диск с русскими народными колыбельными песнями.

Потешки, скороговорки, чистоговорки.

Работая  с детьми, имеющими нарушение речи, звукопроизношения, именно чистоговорки, скороговорки помогают формировать правильно звукопроизношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Потешки – развлекают детей, создают у них веселое настроение:

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел он задом наперед

И уехал в огород.

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две девушки-красавицы

Смотрят и смеются:

« Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Как нам жалко петуха».

Но есть потешки, которые учат гуманности, доброте, вниманию к ближнему:

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть или Бореньке отнесть?

Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.

Множество потешек посвящены животным. Ребенок познает мир животных, учится любви и бережному отношению к ним. У нас в группе на многие потешки дети вместе с родителями сделали перчатки для наглядности. Перчатка, сделанная вместе с родителями особенно дорога ребенку. Он с гордостью и любовью показывает ее другим детям и с удовольствием рассказывает потешку, а загибая пальчики на руке, тем самым через пальчиковую гимнастику развивает речь.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Сидит белка на тележке…

Как у нашего соседа… и многие другие

В группе есть вязанный пальчиковый театр для обыгрывания сказок, потешек. Для пальчикового театра есть ширма, которую сделали родители своими руками. Несколько видов резинового театра, театр на руке, театр картинок (рисунки рисовали дети), театр на ковралине. Театр масок с животными, с овощами  для хороводов и игр-драматизаций. Сказки, диалоги, монологи на средней ширме для театра Петрушки очень нравится детям, часто дети используют ширму в самостоятельной деятельности.

Шагая в ногу со временем, в своей работе широко используем информационно-компьютерные технологии. Делаем презентации для детей, поем кораоки русских народных песен с родителями. Чтобы веселее проходили наши занятия, используем русскую народную музыку, мелодии, песни, музыкальные инструменты. Итогом нашей работы становятся не только общепринятые праздники, но и знакомим детей и их родителей с забытыми, малоизвестными народными праздниками: ««Кузьминки – по осени поминки», « Покров – первое зазимье», « Рождество», «Масленица», « Пасха» и другими. На праздниках не только дети, но и их родители принимают активное участие. Особенно важно, что народные праздники, обряды, обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры. Мы сами составляем сценарии, подбираем музыкальный материал, оформляем музыкальный зал. Родители готовят костюмы, принимают активное участие в изготовлении осенней выставки поделок из природного материала, участвуют в конкурсах. На празднике «Кузьминки» папы соревновались в «Петушиных боях», перетягивали канат, мамы пробовали разные каши на вкус, пели русские народные песни. Н а празднике « Покрова» мамы с дочками вышивали узоры на салфетках, папы соревновались в силовых конкурсах и чистили картошку на скорость. Праздники сплачивали детей, их друзей и родителей. На праздниках царила мирная дружелюбная обстановка было очень весело и задорно.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Фольклор, как народная педагогика должен сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания

В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Народный фольклор в воспитании играет значительную роль. Праздники в народных традициях приносят много радости и польз...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Мероприятие  посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Данная статья расскажет о том, что развивать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста можно через фольклор....

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Задачи, которые мы ставим пред собой, это интеллектуальное и духовное обогащение детей;  формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение р...