Памятка "Как организовать логопедическую работу дома"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Макаренко Елена Сергеевна

Рекомендации по подготовке, организации и проведению логопедических занятий родителей с детьми дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать логопедические занятия дома

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

■  Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

■  «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).

■  Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.

■  Разрезные картинки из двух и более частей (чем старше ребенок, тем больше количество частей)

■  Для развития мелкой моторики приобретите пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.

■  Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий (индивидуальная рабочая тетрадь ребенка, посещающего логопедическую группу).

Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с ребенком.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за ним по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы для родителей

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

♦ игры на развитие мелкой моторики,

♦ артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

♦ игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

♦ игры на формирование лексико-грамматических категорий.

♦ чтение ребенку детской литературы (по несколько страниц в день)

Количество игр — 2—3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы.

Лучшее время для занятий - утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха - во второй половине дня.

Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Рекомендации для родителей на летний период Подготовила: учитель-логопед Елена Сергеевна Макаренко МАДОУ д/с «Сказка»

Слайд 2

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Цель автоматизации – до­стижение правильного произ­ношения поставленных звуков во фразовой речи. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа : развитие моторики речево­го аппарата; постановка правильного про­изношения звуков; автоматизация и дифферен­циация звуков речи до сте­пени автоматизма в речи ребенка.

Слайд 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Период автоматизации звука зависит от ряда причин : от вида речевого нарушения – сложнее звуки автоматизируются у детей– дизартриков , у детей с дефицитом внимания и гиперподвижностью ; от состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом звук дольше не вводится в самостоятельную речь ; от состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов самоконтроля.

Слайд 4

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности, с утрированным произношением звука: 1. Автоматизация звука в слогах (прямых – Ла , Л о , Л у ; обратных – аЛ , оЛ , уЛ ; со стечением согласных - пЛа , пЛо , пЛу ) и т.д. 2. Автоматизация звука в словах (в начале слова- Л опата, середине - па Л ка , конце - дятеЛ ) 3. Автоматизация звука в словосочетаниях ( то Л стая па Л ка ) 4. Автоматизация звука в предложениях ( Ми Л а п Л ы Л а в Л одке.) 5. Автоматизация звука в чистоговорках , загадках и стихотворени­ях ( Л а-Ла-Ла – Ми Л а в Л одочке п Л ы Л а .) 6. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Слайд 5

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ При формировании самоконтроля следует соблюдать ряд требований : следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, в быту); нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью напоминания: «Вспомни, как ты умеешь красиво произносить звук «Л»; постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой: губы «в улыбке» и кисть руки внизу (звуки «С, З, Ц»; губы «рупором» и кисть руки «чашечкой» идет вверх (звуки «Ш, Ж »); губы «в улыбке» и прикусить язык зубами (звук «Л); предложить научить правильно произносить звук любимую игрушку, играя роль логопеда; Но! временно отложить контроль за звуками, если ребёнок что-то эмоционально рассказывает, хочет поделиться с Вами новостью.

Слайд 6

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Следует помнить - в новь вы­работанные уклады очень слабы, ребенок пользует­ся приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопе­дом. Развитию навыков самоконтроля и скорейшему исправлению речевого дефекта способствует использова­ние игровой мотивации в про­цессе авто­матизации звуков.

Слайд 7

Использование игровых упражнений в работе по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста

Слайд 8

Игровые упражнения Классические игровые упражнения : Совместное (со взрослым) и самостоятельное (только ребенок) название слов (предметов) по картинкам: ЛЛЛ ампа . Деление слов на слоги ( «Прохлопаем слоги », « Прошагаем слоги »): ЛЛЛ о -па-та. Определение места звука в словах и отбор слов на звук в начале, середине, конце слова «Где спрятался звук « Л »?». Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один – много »): одна ЛЛЛ опата – много ЛЛЛ опат . Обратный и прямой счет с предметами: («Весёлый счет» - 1-5, 1-10 ): одна ЛЛЛопата , две ЛЛЛопаты , три…, четыре…, пять ЛЛЛопат .

Слайд 9

Игровые упражнения Классические игровые упражнения : Подбор предметов к местоимениям мой, моя, моё, мои и проговаривание полученных словосочетаний («Жадина»). Подбор признаков к предметам, проговаривание полученных словосочетаний («Какой? Какая? Какое? Какие ?»). Подбор действий к предметам, проговаривание полученных словосочетаний. («Что делает? Что делают ?»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой-маленький»). Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

Слайд 10

Игры для детей с гиперподвижностью Они дают ребенку двигательную «раз­рядку» и повы­шают интерес к занятиям. Варианты заданий при ра­боте над звукопроизношени­ем на этапе отработки изо­лированных звуков : «накачивать» насосом колеса «С-С-С»; «ползать» как змея «ШШШ; «плыть на пароходе» «ЛЛЛ»; «ездить» на маленькой иг­рушечной машине по лома­ным, спиралевидным или извилистым дорожкам раз­ной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора «РРР» и т.п. Варианты заданий при ав­томатизации звуков на уров­не слога: запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, тулови­ща: Ла (руки вперед) — Ло (руки вверх) — Лу (руки опустить); «игра на пианино» (исполь­зуется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: Ла-Ло-Лу- Лы . Можно предложить сделать «песенку» грустной или ве­селой, громкой или тихой.

Слайд 11

Игры для детей с гиперподвижностью Варианты заданий при ав­томатизации звуков в словах: Игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг дру­гу мяча («Скажи наоборот: Ла- аЛ », «Сложи слово: Ло-па-та - Лопата », «Вставь про­пущенный звук: … опата - Лопата »); «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выпол­нении задания (правильно повторить слог (слово) вслед за взрослым, и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра за­канчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее ого­воренного предмета (места). Варианты заданий при ра­боте на уровне предложения: «Скажи и покажи»: соста­вить предложение по сю­жетной картинке, а затем продемонстрировать его с по­мощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда ребенок демонстрирует пантомиму, а взрослый угадывает ее содер­жание (и наоборот); «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Слайд 12

Игры для автоматизации звуков Для повышения интереса можно использовать разнообразные печатные и словесные дидактические игры . Барчан Татьяна Александровна – преподаватель школы раннего развития, главный редактор центра "Ребус", автор и разработчик настольных развивающих игр для дошкольников и младших школьников, направленных на развитие речи и логического мышления, изучение грамматики русского языка и математики. Эти игры способны качественно помочь родителям, внимательным к вопросам образования своих детей!

Слайд 13

Игры для автоматизации звуков ЗВУКАРИКИ С Ш для автоматизации звуков [С] и [Ш] ЗВУКАРИКИ Л Р для автоматизации звуков [Л] и [Р]

Слайд 14

Игры для автоматизации звуков Логопедические задания для автоматизации звука Л Логопедические задания для автоматизации звука Ш, Ж, Ч и Щ

Слайд 15

Игры для автоматизации звуков Логопедические задания для автоматизации звуков С, З и Ц Логопедические задания для автоматизации звуков Р и Рь

Слайд 16

Игры для автоматизации звуков Звуковые истории открытки с картинками на “трудные” звуки Логопедические о рдена и мотивирующие н аклейки!!! Ссылка на сайт: https ://mersibo.ru/ Раздел «МАГАЗИН»

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Успехов всем нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Как организовать логопедические занятия дома"

Консультация для родителей, которые хотят и желают заниматься дополнитель с ребёнком дома. Обзаведитесь всем необходимым и занимайтесь в течении всего дня в любом месте и в любой деятельности. Желаю у...

семинар-практикум для родителей "Как организовать логопедическое занятие дома?"

Данный материал поможет родителям в игровой форме провести с ребёнком дома логопедическое занятие...

как организовать логопедические занятия дома

Даны рекомендации как начать заниматься с ребёнком дома до получения квалифицированной помощи логопеда....

Как организовать логопедические занятие дома

Как организовать логопедические занятие дома. Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится оборудование. Основная трудность для родителей в организации дома...

Как организовать логопедические занятия дома.

Инструкция для родителей о проведение логопедических занятий домал...