Готов ли ваш ребенок к школе?
консультация (подготовительная группа) на тему

Родительское собрание  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей старших дошкольников на тему «Подготовка к школе»

Цель: сообщить родителям знания о проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Педагог: Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим и скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Освоение знаний становится основной целью.

Вопрос: Что же является важным в подготовке к школе?

        Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

        Ученые выделяют разные виды готовности к школе:

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к тому моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущее школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психологического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не составляющего его возросшим возможностям, перестает удивляться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

        Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и т.д. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

        Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал.

Вопрос: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

        Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжелое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

        Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного  развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образовательного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задачи особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дети дома пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

        Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурами животных и людей; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Тесты:

1. Что легче — 1 кг пуха или 1 кг железа?

2. Петух на двух ногах весит 4 кг. Сколько он будет весить, если станет на одну ногу?

3. Тест «Фигуры из спичек»
Ребенку нужно составить фигуры из спичек по образцу. Затем образцы убирают и фигуры составляют по памяти.

4. Тест «Измени картинку»

Ребенку нужно изменить фигуру или превратить одно изображение в другое, переставив не более двух спичек. Иногда могут быть словесные вопросы-подсказки. Так, на рисунке в коробке лежат конфеты. Как, переставив одну спичку, вынуть конфеты из коробки?

5. Тест «Пиктограммы»
Ребенку предлагают запомнить 10—15 слов с помощью рисунков. Ему можно как угодно помечать эти слова на бумаге, но не записывать. Затем, глядя на эти картинки, ребенок должен вспомнить все слова.
Примерные слова:
кепка, кисть, стол, листопад, замок день, слон, волейбол, молоко, дождь, футбол, жилет.

Оценка результатов;
низкая — затрудняется подобрать ассоциации, его образцы-изображения неадекватны и непонятны. Вспоминает менее 2/3 слов;
средняя — иногда затрудняется подобрать ассоциации к абстрактным словам (мир, жалость, щедрость и др.), вспоминает более 2/3 слов, но не все;
хорошая — слова вспомнил все; образцы подобрал ко всем словам

6.  Корова - 2
Овца - 2
Свинья - 3
Собака - 3
Кошка - 3
Утка - 3
Кукушка - 4
Петух - 8

Ослик - ?

8. Копирование группы точек
Ребенок должен нарисовать такие же точки, как на образце (рис. 16).

 

dots.jpg

Рис.16

 

Оценки:
5 баллов — очень точно срисовано. Рисунок расположен параллельно образцу. Допустимо увеличение не более чем в 2 раза и небольшое отклонение точки от строки.
4 балла — узор зарисован правильно, но расстояние между ними немного изменено не более чем в 3-х случаях.
3 балла — изменено количество точек (от 7 до 20), не более чем в 2 раза изменены расстояния между точками, возможны любые отклонения от параллельной проекции образца.
2 балла — узор не соответствует образцу, но состоит из точек.
1 балл — каракули.

9. Тест «Копирование письменных букв»
На листе написано несложное предложение из 3 слов или расставлены точки. Написано оно письменными буквами русского или иностранного языка (7 букв). Расстояние между словами приблизительно в половину буквы (рис. 17). Ребенку нужно скопировать написанное.

 

grandparents.jpg

                                                             Рис. 17
Оценки:
5 баллов — образец четко скопирован, размер букв крупнее образца не более чем в 2 раза. Предложение состоит из 3 слов. Отклонение записи от строки не более 30°.
4 балла — то же самое, но размеры букв и отклонение от строки превышают названные границы.
3 балла — хотя бы одно слово в записи выделено, можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца. Другое усло¬вие не учитывается.
2 балла — сохраняется запись в строку, но нет разбивки на слова, с образцом совпадают не менее 2 букв.
1 балл — каракули. 

10. Графический диктант Эльконина
На тетрадном листе в клетку проставлены 3 точки в левой части листа одна под другой на расстоянии 10—15 клеточек между ними и на 2—3 клеточки удаленных от левого края ли-
ста (рис. 18). Ребенку предлагают поставить карандаш в верхнюю точку и больше не отрывать его от листа и чертить им изображение, выполняя все действия под диктовку. Например:

Mother.jpg

                                                               Рис. 18
— Внимание, начали. Одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вниз, Одна — верх, одна вправо, одна вниз… Теперь продолжи рисовать сам.
— Поставь карандаш во вторую точку. Начинай чертить: одна клеточка вверх, две клетки вправо, одна — верх, одна — вправо, одна — вниз, две — вправо, одна вниз, одна — вправо, одна — верх и т. д. 

Родители составляют диктант сами, включив в него движения вправо и влево, вперед и назад, вверх и вниз (не более чем на 3 клетки в одну сторону).

Оценки:
5 баллов — за безошибочный диктант в трех случаях и самостоятельное продолжение узора;
4 балла — то же, но без продолжения;
3 балла — 1—2 ошибки;
2 балла — больше 2 ошибок;
1 балл — ошибок больше, чем правильно выполненных элементов.

Советы родителям при подготовке ребенка к школе:

1. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца;

2. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты;

3. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он рассуждает, что зимой деревья умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки;

4. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня – нет;

5. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, а других одобряет, и др.;

6. Особо следует сказать о специфики обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли Ваш ребенок к школе"

Консультация для родителей по подготовке детей к школьному обучению. Может использоваться как папка-передвижка в уголке для родителей....

Презентация родительского урока "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Презентация для родителей о психологической, физической и педагогической готовности детей к школьному обучению....

Статья: "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Уже скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. с замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных детей в школу. Как узнать ,готовы ли они  к обу...

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Готов ли ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к первому классу?...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...